Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Чайковский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Кирилловой Т.А., с участием прокурора Ларионовой А.Ю. истца ФИО4, представителя ответчика администрации Чайковского муниципального района Филимоновой О.С. при секретаре Кустовой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чайковского городского прокурора в интересах ФИО4 к Администрации Чайковского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Чайковский городской прокурор в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации Чайковского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении ФИО4 за счет средств бюджета Пермского края по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в городе Чайковском Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров, возложении обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета Пермского края Администрации Чайковского муниципального района денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения для ФИО4, указывая, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что ее родители умерли, несовершеннолетняя находилась под опекой бабушки. Закрепленного жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет для получения жилого помещения. В Списках ее номер 16. В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО4 имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. До настоящего времени жильем не обеспечена, в связи с чем на органы местного самоуправления должна быть возложена обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения в г.Чайковском по договору социального найма площадью, утвержденной Решением Думы Чайковского городского поселения в редакции от 17.03.2010 г. не менее 18 квадратных метров, на Правительство Пермского края – обязанность по выделению из бюджета денежных средств Администрации Чайковского муниципального района на приобретение жилья для ФИО4 В судебном заседании прокурор настаивал на иске, приводил изложенные в заявлении доводы. Истец настаивала на иске, пояснила, что в 1986 году в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет, так как жила с родителями во времянке, которую впоследствии сломали, состоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения с 2001 года. Своего жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет, проживает и зарегистрирована в квартире опекуна, на которую не имеет права. Представитель ответчика Администрации Чайковского муниципального района Пермского края Филимонова О.С. не признала иск, пояснила, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, Администрация Чайковского муниципального района приобретает жилье для указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета, выделенных на эти цели. В пределах выделенных финансовых средств эти обязанности органом местного самоуправления исполняются. Постановление Правительства Пермского края от 28.10.2008 г. №575-п, согласно которому в Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, распространяется на правоотношения, возникшие после введения его в действие. Без выделенных средств краевого бюджета обеспечить ФИО4 жилым помещением администрация не имеет возможности. Ответчик Правительство Пермского края в судебном заседании не участвовал, извещен заказным письмом с уведомлением. В письменном отзыве не признал иск, указывая, что государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, которые обязаны их самостоятельно осуществлять. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Распоряжением Правительства Пермского края от 14.12.2010 г. №247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», Чайковскому муниципальному району выделено из краевого бюджета 5956,5 тыс.руб., в 2011 году – 2261,4 тыс.руб. Таким образом, Правительство исполняет свое обязательство своевременно и в полном объеме. По настоящему иску Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком. В адрес Правительства не представлены документы, подтверждающие постановку на учет ФИО4 на основании постановления органа местного самоуправления, сведения об отсутствии у нее жилого помещения на праве наследования, в собственности или по договору социального найма. Суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии с абз.2 пункта 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) (статья 5). Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (в ред. От 01.11.2008 г. №334-ПК). Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. №16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на эти цели. Указанным Положением на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств краевого бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п.2 ч2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ). Пунктом 2.9. Положения «О муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение», утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.12.2007 г. №402 (в ред. От 17.03.2010 г.) установлена норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека. Из материалов дела следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей: мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО9 с этого времени находился в местах лишения свободы, умер ДД.ММ.ГГГГ Согласно решению исполнительного комитета Чайковского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО4 передана под опеку бабушки ФИО10 04.05.2001 г. ФИО4, будучи несовершеннолетней, поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, состоит в Списке под №16. Согласно справке Управления социальной защиты населения г.Чайковского от 04.05.2001 г. ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. ФИО4 не имеет жилья, принадлежащего ей на праве пользования по договору социального найма или в собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП. Проживает и зарегистрирована в квартире по адресу <адрес> принадлежащей ее опекуну ФИО10 по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, установленный абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условия для приобретения права на внеочередное обеспечение жилым помещением у ФИО4 имеются. За реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью истец обратилась до достижения возраста 18 лет, до настоящего времени ее право не реализовано. Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы исполнительной власти по месту их жительства, при этом установленные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают и используются по назначению Администрацией Чайковского муниципального района. С учетом установленного порядка реализации прав указанной категории граждан, суд удовлетворяет заявление прокурора о возложении обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения за счет средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края – на Администрацию Чайковского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.метров – социальной нормы предоставления, существующей на территории городского поселения. При этом суд не усматривает нарушения прав других очередников, обладающих равными правами с истцом. Из буквального толкования положений ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Суд не рассматривает иск о возложении обязанности на Правительство Пермского края по выделению из бюджета денежных средств администрации Чайковского муниципального района на приобретение жилого помещения для ФИО4, поскольку процедура выделения денежных средств для приобретения жилья названной категории нуждающихся определена законом и в вынесении судебного решения не нуждается. Руководствуясь ст.192-198 ГПК РФ, р е ш и л : Обязать Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить ФИО4 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковском Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд. Судья