о защите прав потребителя



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,

С участием представителя истца Спирякова А.Г.,

Представителя ответчика Шершунович Т.В.,

Представителя третьего лица Ложкиной Е.Б.,

при секретаре Кустовой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по иску

ФИО1 к МУП «Водоканал» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к МУП «Водоканал» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда, причиненного оказанием услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества, указывая, что жители верхних этажей дома по адресу г.Чайковский, ул.Камская <адрес> в частности, он, истец, проживающий в <адрес> на 9 этаже, не могут пользоваться холодной водой в утреннее, вечернее время, в выходные дни, когда давление воды недостаточное. Поставку ресурса коммунальной услуги холодного водоснабжения осуществляет МУП «Водоканал». Установлено, что давление в системе холодного водоснабжения на вводе в дом не соответствует требованиям СНиП 2.04.01-85 и имеет отклонения от нормативного 18 м водяного столба. Услуга ненадлежащего качества оказывается по вине ресурсоснабжающей организации – МУП «Водоканал», которую истец просил обязать обеспечить подачу давления в сети холодного водоснабжения многоквартирного дома по ул.Камская <адрес> до требуемого рабочего давления, которое составляет 58 метров водяного столба, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. за оказание услуги ненадлежащего качества.

В судебное заседание истец направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Спиряков А.Г. настаивал на иске, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 тысяч рублей, пояснил, что истец регулярно и своевременно оплачивает коммунальные услуги. Несмотря на это, в течение длительного времени он и его семья испытывают неудобства от отсутствия холодной воды, расстройство и переживания. Ответчик никаких мер по урегулированию ситуации не принимает.

Представитель ответчика по доверенности Шершунович Т.В. не признала иск, пояснила, что признает факт, что на вводе в дома №<адрес> по ул.Камская давление холодного водоснабжения не соответствует нормативному. Эта ситуация возникла после ликвидации ЖЭУ-2, у которого была на балансе водонапорная станция, способствовавшая необходимому уровню давления воды, в настоящее время ВНС бесхозная, за ее функции МУП «Водоканал» не отвечает. Но перед истцом МУП «Водоканал» не несет ответственность, так как не является по отношению к нему исполнителем услуг. Надлежащим ответчиком по оказанию коммунальных услуг является управляющая организация – ООО «Чайковская управляющая компания», которая принимает от жильцов плату за коммунальные услуги, и рассчитывается за поставляемые услуги с ресурсоснабжающей организацией –МУП «Водоканал». Претензий от управляющей компании на качество поставляемых услуг по холодному водоснабжению не поступало.

Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Чайковская управляющая компания» Ложкина Е.Б. поддержала иск, пояснила, что МУП «Водоканал» несет ответственность перед истцом за регулярную подачу холодного водоснабжения. Управляющая компания отвечает только за внутридомовые сети. К Управляющей компании истец с письменным заявлением на отсутствие холодной воды не обращался. По устным обращениям жильцов комиссия обследовала уровень давления в трубопроводах холодного водоснабжения на вводе в дом и установила его несоответствие нормативному – 32-40 м в.столба вместо 58 по СНиП.

Заслушав стороны, оценив доказательства по делу, суд отказывает в удовлетворении иска.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам, в частности, не относятся нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Из материалов дела следует, что истец проживает в квартире по адресу г.Чайковский, ул.Камская <адрес>, принадлежащей ему и ФИО6 на праве совместной собственности.

30.08.2009 г. между истцом и ООО «Чайковская управляющая компания» заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому Управляющая компания обязуется обеспечивать предоставление собственнику коммунальные услуги – горячее и холодное водоснабжение и др. (п.4.1.3), организовать систематический контроль за соответствием качества предоставляемых коммунальных услуг критериям, отраженным в действующем законодательстве и заключенных договорах (п.5.1.10), обеспечивать предоставление собственнику помещения коммунальных услуг, указанных в п.4.1.3 настоящего договора, для чего в интересах собственников заключить агентские договоры на обеспечение многоквартирного дома следующими коммунальными услугами: горячее и холодное водоснабжение и пр. (п.5.4.)

Согласно квитанциям об оплате коммунальных услуг, плату за холодное водоснабжение истец осуществляет ООО «Чайковская управляющая компания», которая перечисляет оплату в МУП «Водоканал» по показаниям общедомовых приборов учета.

Доводы истца о систематическом нарушении услуг по холодному водоснабжению подтверждаются коллективным заявлением жильцов домов №<адрес> по ул.Камская директору МУП «Водоканал», главе Чайковского городского поселения, актом осмотра системы холодного водоснабжения домов по ул.Камская <адрес> от 20.01.2011 г., 28.06.2011 г., из которых видно, что давление в трубопроводах холодного водоснабжения на вводе в дома составляет 40 метров водного столба, 10 метров водного столба, вместо 58 м в.ст по СНиП 2.04.01-85.

Но в Управляющую компанию истец с заявлением на ненадлежащее качество услуг по холодному водоснабжению не обращался.

В соответствии с Правилами «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307,

Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

2. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

3. В настоящих Правилах используются следующие определения:

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

5. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

6. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

7. При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

9. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;

49. Исполнитель обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;

б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;

в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;

г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;

64. В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

75. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Таким образом, исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению является управляющая организация, приобретающая коммунальные ресурсы и предоставляющая коммунальные услуги потребителю, она и должна нести ответственность за качественное и своевременное оказание этих услуг.

Освобождение от ответственности за некачественно оказанные услуги может последовать лишь в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно п.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Истец предъявил иск к МУП «Водоканал», с которым у него нет договорных отношений, при наличии лица, несущего ответственность в силу договора за качество предоставления коммунальных услуг, это ООО «Чайковская управляющая компания», но к нему истец с претензией не обращался, исковых требований не предъявлял.

Иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к МУП «Водоканал» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья