Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Чайковский ДД.ММ.ГГГГ Чайковский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Малыгина К.В., при секретаре Мокрушиной О.Н. с участием прокурора Мякишевой Т.А., истца ФИО1 представителя ответчика Филимоновой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чайковского городского прокурора в интересах ФИО1 к администрации Чайковского муниципального района Пермского края об обеспечении жилым помещением, у с т а н о в и л: Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах ФИО1 к администрации Чайковского муниципального района Пермского края об обеспечении ее благоустроенным жилым помещением в г. Чайковский Пермского края. В обоснование иска указал, что ФИО1 имеющая статус лица, оставшегося без попечения родителей, закрепленного за ней жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 17.04.2001 года. Ее мать – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она была устроена под опеку бабушки ФИО6, проживавшей по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Чайковским городским судом вынесено решение о признании ФИО1 не приобретшей права пользования жилым помещением по указанному адресу. ФИО1 закончила ГОУ СПО ЧТПТиУ в 2009 году. До настоящего времени жильем не обеспечена. Проживает в съемной квартире вместе с малолетним ребенком. В соответствии с положениями Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО1. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. До настоящего времени ФИО1 жильем не обеспечена, в связи с чем на органы местного самоуправления должна быть возложена обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения в г. Чайковский Пермского края по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м. В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования по изложенным доводам. ФИО1 в судебном заседании требования прокурора поддержала. Пояснила, что до 1998 года она вместе с матерью ФИО5 проживала в дер. <адрес>. Отца у нее не было, в свидетельство о рождении сведения о нем были записаны со слов матери. В 1998 году они переехали к бабушке ФИО6 и проживали у нее в доме по <адрес> Ни у нее, ни у ее матери жилья, на которое они могли бы претендовать, не было. ДД.ММ.ГГГГ ее мать умерла. ДД.ММ.ГГГГ она была устроена под опеку бабушки. В 2001 году она была поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении. Некоторое время она проживала в детском доме. В 2005 году ее отправили в спец училище – Профессиональное училище № <адрес>. В 2007 году она закончила данное учебное учреждение по нескольким специальностям. Затем она обучалась в ЧТПТиУ г. Чайковский по специальности повар, который окончила в 2009 году. После окончания данного учебного учреждения жильем она не обеспечивалась. Проживает на съемной квартире вместе с малолетним ребенком, на которую не вправе претендовать, средств на приобретение жилья не имеет. Поскольку вопрос по предоставлению ей жилья до настоящего времени не решен, она обратилась к Чайковскому городскому прокурору. Представитель администрации Чайковского муниципального района по доверенности Филимонова О.С. иск не признала, суду пояснила, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, администрация Чайковского муниципального района приобретает жилье для указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета, выделенных на эти цели. В пределах выделенных финансовых средств эти обязанности органом местного самоуправления исполняются. В объеме финансирования обеспечены нуждающиеся в порядке их поступления на учет. Статус истицы, ее права на получение жилья по указной категории, не оспаривается. Данных за наличие у истицы жилья в собственности либо в пользовании, у администрации нет. Полагает, что Администрация Чайковского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, так как финансирование обеспечения жильем указанных категорий граждан является обязательством Правительства Пермского края и не производится на выполнение государственных полномочии в форме субвенций из бюджета Пермского края. Правительство Пермского края представило письменный отзыв на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства. Возражая против заявленных Чайковским городским прокурором в интересах ФИО1 требований, Правительство Пермского края приводит доводы о том, что гарантии по внеочередному обеспечению жильем Федеральным законом №159-ФЗ установлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при доказанности соответствующего статуса, отсутствия другого жилья, закрепленного за истцом, окончания пребывания в соответствующем образовательном либо социальном учреждении. Не оспаривая наличие у ФИО1 статуса сироты, Правительство Пермского края указывает, что прокурором не представлено доказательств возникновения права истца – основание принятия решения о постановке на учет и доказательства отсутствия прав на жилье у истца. Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации- Пермский край- определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органом местного самоуправления. Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета направляются непосредственно органам местного самоуправления и расходуются по целевому назначению- приобретение, строительство и реконструкция жилья с последующим его предоставлением на условиях договора социального найма детям –сиротам. Правительство Пермского края обязанности по финансированию исполняет своевременно и в полном объеме. В заключении прокурор полагал необходимым удовлетворить заявленные требования. Заявление прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с абз.2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 упомянутого Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) (статья 5). В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на эти цели. Указанным положением на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств краевого бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). Пунктом 2.9 Положения «О муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение», утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 20 декабря 2007 года №402 установлена норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека. ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, являлась одинокой матерью, отец в свидетельстве о рождении ФИО5 был записан со слов матери. На основании постановления Администрации г. Чайковский Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 устроена под опеку бабушки ФИО6, за ней закреплено жилое помещение по месту жительства бабушки по <адрес> На основании решения Чайковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была признана не приобретшей права пользования жилым помещением по указанному адресу, в связи с чем, на основании постановления Администрации г. Чайковский, закрепление за ФИО1 указанного жилого помещения было отменено. Другое жилье за ФИО1 не закреплялось. На основании заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была принята Администрацией г. Чайковский на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по Чайковскому району (л.д. 34, 50), поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ, состоит в списке под № на ДД.ММ.ГГГГ. С 06.08.2005 года по 31.05.2007 года ФИО1 обучалась в профессиональном училище № <адрес>. Затем до ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ СПО «ЧТПТиУ». Истцом не было приобретено жилья в собственность либо права на жилье до настоящего времени. Это обстоятельство подтверждено по результатам розыска через регистрационную службу (л.д. 17, 34). В настоящее время истец проживает без регистрации по <адрес> снимает данную квартиру, претендовать на это жилье не вправе. Права собственности либо права пользования этим жильем в период проживания не возникло. Таким образом, установленные абз.2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условия для приобретения права на внеочередное обеспечение жилым помещением у ФИО1 имеются: она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ней не закреплялось, в 2009 году она закончила обучение в учреждении профессионального образования. За реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью истица обратилась в установленный срок, до настоящего времени ее право не реализовано. Чайковским городским прокурором избран надлежащий способ зашиты нарушенного ответчиком права ФИО1 на получение по договору социального найма жилья по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ. Упомянутым законом обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы исполнительной власти по месту их жительства, при этом установленные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают и используются по назначению администрацией Чайковского муниципального района. С учетом установленного порядка реализации прав указанной категории граждан, суд удовлетворяет заявление прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения за счет средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края – на администрацию Чайковского муниципального района. Общая площадь предоставляемого ФИО1 жилого помещения не должна быть менее 18 кв. метров – социальной нормы предоставления, существующей на территории городского поселения. Доводы ответчика об отсутствии нарушения прав истца, поскольку она состоит в очереди и ее право признано, что оснований для удовлетворения иска нет, что она получит жилье с учетом очередности и соблюдения прав других льготников, обладающих равными правами с истцом, при наличии финансирования, правового значения не имеют. Из буквального толкования положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Состоявшееся судебное решение прав других нуждающихся лиц не нарушает, преимуществ истца на получение жилья среди указанной категории, не определяет. Не являются обоснованными также доводы Администрации Чайковского муниципального района о том, что они не являются надлежащими ответчиками, поскольку обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма, в силу Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановления Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П, лежит на ответчике. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров. Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд. Судья: