Дело № 2-1080/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Чайковский ДД.ММ.ГГГГ Чайковский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Малыгина К.В., при секретаре Мокрушиной О.Н. с участием прокурора Мякишевой Т.А., истца Долгановой М.А., представителя ответчика Филимоновой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чайковского городского прокурора в интересах Долгановой Марины Андреевны к администрации Чайковского муниципального района Пермского края об обеспечении жилым помещением, у с т а н о в и л: Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Долгановой М.А. к администрации Чайковского муниципального района Пермского края об обеспечении ее благоустроенным жилым помещением в г. Чайковский Пермского края. В обоснование иска указал, что Долганова М.А., имеющая статус лица, оставшегося без попечения родителей, закрепленного за ней жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 13.01.2004 года под номером №. Ее мать – Долганова Г.Н., являвшаяся одинокой матерью, 19.06.2002 года решением Чайковского городского суда признана безвестно отсутствующей, в связи с чем, Долганоа М.А. была устроена под опеку своей бабушки Долгановой П.П. Долганова М.А. обучалась в ПУ № г. Чайковский, но в 2007 году была отчислена. В соответствии с положениями Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Долганова М.А. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. До настоящего времени Долганова М.А. жильем не обеспечена, в связи с чем, на органы местного самоуправления должна быть возложена обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения в г. Чайковский Пермского края по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м. В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования по изложенным доводам. Долганова М.А. в судебном заседании требования прокурора поддержал. Пояснила, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее мать Долганова Г.Н., отца не знает, тот был записан со слов матери. До 3 лет она проживала с матерью. Затем та пропала. Ее и брата забрала на воспитание бабушка Долганова П.П. Они проживали в доме у бабушки по адресу: <адрес>», затем адрес этого дома сменился на <адрес>. 19.06.2002 года решением Чайковского городского суда ее мать была признана безвестно отсутствующей. Ее устроили под опеку бабушки. 13.01.2004 года она поставлена на жилищный учет в Администрации <адрес>, но жилье за ней не закреплялось. После окончания школы в с. <адрес>, она поступила в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» г. Чайковский, где обучалась с 01.09.2005 года по 31.05.2007 года. В этот период она была обеспечена комнатой в общежитии. 31.05.2007 года она была отчислена из училища, право пользования комнатой в общежитии утратила. После окончания обучения в училище жилье за ней не закреплялось. В настоящий момент она проживает в доме бабушки, которая умерла в 2007 году. Прав на данный дом она не имеет, кто является его собственником, не знает. Поскольку вопрос по предоставлению ей жилья до настоящего времени не решен, она обратилась к Чайковскому городскому прокурору. Представитель администрации Чайковского муниципального района по доверенности Филимонова О.С. иск не признала, суду пояснила, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, администрация Чайковского муниципального района приобретает жилье для указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета, выделенных на эти цели. В пределах выделенных финансовых средств эти обязанности органом местного самоуправления исполняются. В объеме финансирования обеспечены нуждающиеся в порядке их поступления на учет. Статус истица, его права на получение жилья по указной категории, не оспаривается. Данных за наличие у истица жилья в собственности либо в пользовании, у администрации нет. Полагает, что Администрация Чайковского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, так как финансирование обеспечения жильем указанных категорий граждан является обязательством Правительства Пермского края и не производится на выполнение государственных полномочии в форме субвенций из бюджета Пермского края. Правительство Пермского края представило письменный отзыв на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства. Возражая против заявленных Чайковским городским прокурором в интересах Богданова М.Н. требований, Правительство Пермского края приводит доводы о том, что гарантии по внеочередному обеспечению жильем Федеральным законом №159-ФЗ установлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при доказанности соответствующего статуса, отсутствия другого жилья, закрепленного за истцом, окончания пребывания в соответствующем образовательном либо социальном учреждении. Не оспаривая наличие у Долгановой М.А. статуса сироты, Правительство Пермского края указывает, что прокурором не представлено доказательств возникновения права истца – основание принятия решения о постановке на учет и доказательства отсутствия прав на жилье у истца. Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации- Пермский край- определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органом местного самоуправления. Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета направляются непосредственно органам местного самоуправления и расходуются по целевому назначению- приобретение, строительство и реконструкция жилья с последующим его предоставлением на условиях договора социального найма детям –сиротам. Правительство Пермского края обязанности по финансированию исполняет своевременно и в полном объеме. В заключении прокурор полагал необходимым удовлетворить заявленные требования. Заявление прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с абз.2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 упомянутого Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) (статья 5). В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на эти цели. Указанным положением на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств краевого бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). Пунктом 2.9 Положения «О муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение», утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 20 декабря 2007 года №402 установлена норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека. Долганова М.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Его мать Долганова Г.Н. решением Чайковского городского суда от 19.06.2002 года была признана безвестно отсутствующей, являлась одинокой матерью, что подтверждается представленными документами ЗАГСа об оформлении актовой записи о рождении истца (л.д. №), отец в свидетельстве о рождении Долгановой М.А. был записан со слов матери. На основании постановления администрации г. Чайковского № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) Долганова М.А. была устроена под опеку бабушки Долгановой П.П. Жилье в тот период за ней закреплено не было. Согласно указанному постановлению Долганова М.А. до устройства под опеку проживала в доме бабушки, наследственного имущества не имела. 08.01.2005 года Управление социальной защиты населения Администрации <адрес> обратилось с ходатайством о принятии Долгановой М.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по Чайковскому району (л.д. №). Долганова М.А. поставлена на учет 13.01.2004 года, состоит в списке под № на 01.01.2011 года. С 01.09.2005 года по 31.05.2007 года Долганова М.А. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес>, откуда 31.05.2007 года была отчислена. Истцом не было приобретено жилья в собственность либо права на жилье до настоящего времени. Это обстоятельство подтверждено по результатам розыска через регистрационную службу (л.д. №). В настоящее время истец проживает в доме по адресу: <адрес>. Прав на данное жилое помещение не имеет. Таким образом, установленные абз.2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условия для приобретения права на внеочередное обеспечение жилым помещением у Долгановой М.А. имеются: она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ней не закреплялось, в 2007 году она прекратила пребывание в учреждении профессионального образования. За реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью истец обратилась в установленный срок, до настоящего времени ее право не реализовано. Чайковским городским прокурором избран надлежащий способ зашиты нарушенного ответчиком права Долгановой М.А. на получение по договору социального найма жилья по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ. Упомянутым законом обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы исполнительной власти по месту их жительства, при этом установленные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают и используются по назначению администрацией Чайковского муниципального района. С учетом установленного порядка реализации прав указанной категории граждан, суд удовлетворяет заявление прокурора о возложении обязанности по предоставлению Долгановой М.А. благоустроенного жилого помещения за счет средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края – на администрацию Чайковского муниципального района. Общая площадь предоставляемого Долгановой М.А. жилого помещения не должна быть менее 18 кв. метров – социальной нормы предоставления, существующей на территории городского поселения. Доводы ответчика об отсутствии нарушения прав истца, поскольку он состоит в очереди и ее право признано, что оснований для удовлетворения иска нет, что она получит жилье с учетом очередности и соблюдения прав других льготников, обладающих равными правами с истцом, при наличии финансирования, правового значения не имеют. Из буквального толкования положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Состоявшееся судебное решение прав других нуждающихся лиц не нарушает, преимуществ истца на получение жилья среди указанной категории, не определяет. Не являются обоснованными также доводы Администрации Чайковского муниципального района о том, что они не являются надлежащими ответчиками, поскольку обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма, в силу Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановления Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П, лежит на ответчике. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить Долгановой Марине Андреевне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров. Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд. Судья: