об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя



Дело № 2-1486

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2011г. г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Позолотиной Н.Г.,

при секретаре Пономаревой Н.В.,

с участием представителя заявителя по доверенности Новикова А.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чайковском гражданское дело

по заявлению Администрации Ольховского сельского поселения о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

У с т а н о в и л:

Администрация Ольховского сельского поселения обратилась в Чайковский городской суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Макаровой Л.Г. от 02 августа 2011 года о взыскании исполнительского сбора, указывая, что постановлением от 20.06.2011 г. в отношении администрации Ольховского сельского поселения возбуждено исполнительное производство. На Администрацию Ольховского сельского поселения возложена обязанность: выполнить технические условия на подключение для электроснабжения населенного пункта поселка Чернушка к электрическим сетям Чайковской ТЭЦ (ТГК-9); заключить с ОАО «Пермэнергосбыт» договор на поставку электроэнергии на поселок Чернушка Чайковского района; обеспечить (совместно с ОАО «Пермэнергосбыт») подачу электроэнергии к жилому дому Садрисламовой Т.Р. в поселке Чернушка Чайковского муниципального района. На указанное постановление в УФССП было направлено письмо (исх. № 904 от 14.07.2011) о невозможности исполнения исполнительного документа. 16.08.2011г. Администрацией получено постановление от 02.08.2011г. о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Полагает, что указанное постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным. В целях исполнения решения Чайковского суда от 07.02.2011 г. и для обеспечения совместно с ОАО «Пермэнергосбыт» подачи электроэнергии к жилому дому Садрисламовой Т.Р. в поселке Чернушка Чайковского муниципального района, администрация Ольховского сельского поселения направила в адрес ОАО «Пермэнергосбыт» письмо от 27.06.2011г. о срочном обеспечении д. Чернушка электроэнергией в соответствии с требованием законодательства и в рамках договорных отношений. Ответ Администрацией получен не был, при этом у администрации Ольховского сельского поселения отсутствует техническая возможность самостоятельно подать электроэнергию к жилому дому Садрисламовой Т.Р. Во исполнение решения суда Администрацией в адрес ОАО «Пермэнергосбыт» письмом от 03.06.2011г. был направлен проект договора на поставку электроэнергии на поселок Чернушка Чайковского района. Подписанный договор от ОАО «Пермэнергосбыт» администрацией до настоящего времени не получен. Администрацией Ольховского сельского поселения до возбуждения исполнительного производства добровольно и надлежащим образом совершены действия по исполнению решения суда в части заключения с ОАО «Пермэнергосбыт» договора на поставку электроэнергии на поселок Чернушка Чайковского района, в том числе с Садрисламовой Т.Р. Поскольку ОАО «Пермэнергосбыт» не заключает договор, то у Администрации Ольховского сельского поселения отсутствует возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего совершить определенные действия, то есть заключить с ОАО «Пермэнергосбыт» договор на поставку электроэнергии Садрисламовой Т.Р. Поскольку в решении Чайковского городского суда от 07.02.2011 г. отсутствуют сведения о том, какие именно технические условия и на каком объекте должна выполнить администрация Ольховского сельского поселения, не конкретизировано когда и в какой срок эти действия должны быть совершены, 28.04.2011г. в адрес ОАО «Пермэнергосбыт» было направлено письмо № 447 о предоставлении конкретного перечня действий (решений) которые должна предпринять (принять) администрация поселения для обеспечения подачи электроэнергии в д. Чернушка, в том числе к жилому дому Садрисламовой Т.Р. Данной информации в адрес администрации Ольховского сельского поселения не поступало. В Постановлении от 20.06.2011 г. о возбуждении исполнительного производства также отсутствуют сведения, какие именно действия должна совершить администрация Ольховского сельского поселения, а именно: какие технические условия и на каком объекте должна выполнить администрация Ольховского сельского поселения, перечень этих технических условий. В связи с неясностью положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения администрация Ольховского сельского поселения письмом № 904 от 14.07.2011г. обратилась в УФССП по Пермскому краю с просьбой обратиться в Чайковский городской суд, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения. Однако УФССП по Пермскому краю проигнорировала данную просьбу. Считает, что уважительные причины невозможности исполнения исполнительного документа в указанный срок имеются.

Представитель заявителя по доверенности Новиков А.П. в судебном заседании на заявлении настаивал, в обоснование приводил доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснив, что обжалуемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем без обеспечения администрации реальных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающую выполнить определенные действия, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, при соблюдении ею той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанности. В решении Чайковского городского суда от 07.02.2011 г. срок и порядок (очередность) выполнения требований не установлены, не указано какие именно технические условия необходимо выполнить. Чтобы обеспечить совместно с ОАО «Пермэнергосбыт» подачу электроэнергии к жилому дому Садрисламовой Т.Р. в поселке Чернушка Чайковского муниципального района необходимо согласие Чайковской ТЭЦ о подключении поселка Чернушка к электрическим сетям Чайковской ТЭЦ (ТГК -9), которого в настоящий момент нет и по решению суда такой обязанности для Чайковской ТЭЦ (ТГК -9) не предусмотрено, что влечет за собой невозможность выполнения любых технических условий на подключение для электроснабжения населенного пункта поселка Чернушка к электрическим сетям Чайковской ТЭЦ (ТГК-9). В результате необходимо строительство новой электрической линии, что требует значительного времени и денежных средств, выделяемых из бюджета в соответствии с требованием законодательства. Необходимо определить источник финансирования, внести изменения в бюджет Ольховского сельского поселения, для чего Совету депутатов следует принять соответствующее решение, после этого необходимо проведение конкурсных процедур, выполнение проектных работ, согласование, строительство, ввод в эксплуатацию и проведение других мероприятий. Данные действия невозможно было выполнить в пятидневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 20.06.2011 г. о возбуждении исполнительного производства. Письмо администрации от 14.07.2011г. о невозможности исполнения исполнительного документа УФССП по Пермскому краю проигнорировано, доводы, изложенные в нем, во внимание не приняты. Просит признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Макаровой Л.Г. от 02 августа 2011 года о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Макарова Л.Г. в судебное заседание не явилась, извещена, мнения по заявлению суду не представлено.

Заявление Администрации Ольховского сельского поселения удовлетворению не подлежит.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Без исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу, весь предшествующий процесс судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав становится бессмысленным, а право на доступ к правосудию нереализованным.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

На основании ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении

В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.

Положения ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривают, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

На основании части 2 вышеприведенной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. (ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Вступившим в законную силу решением Чайковского городского суда от 07 февраля 2011 года по гражданскому делу № 2-30 удовлетворено исковое заявление иску Садрисламовой Т.Р. к Администрации Ольховского сельского поселения, ОАО «Пермэнергосбыт» о восстановлении электроснабжения жилого дома. Указанным решением на Администрацию Ольховского сельского поселения возложена обязанность выполнить технические условия на подключение для электроснабжения населенного пункта поселка Чернушка к электрическим сетям Чайковской ТЭЦ-18 (ТГК-9). На ОАО «Пермэнергосбыт» и Администрацию Ольховского сельского поселения возложена обязанность заключить между собой договор на поставку электроэнергии на поселок Чернушка Чайковского района. Кроме этого, на Администрацию Ольховского сельского поселения и ОАО «Пермэнергосбыт» возложена обязанность обеспечить подачу электроэнергии к жилому дому Садрисламовой Т.Р. в поселке Чернушка Чайковского муниципального района.

Чайковским городским судом по данному решению был выдан исполнительный лист № 2-30, который предъявлен в Отдел судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю для исполнения. Постановлением судебного пристава-исполнителя Макаровой Л.Г. от 20.06.2011г. в отношении Администрации Ольховского сельского поселения возбуждено исполнительное производство № 20996/11/40/59, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - пять дней со дня получения постановления, одновременно должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный срок, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.

Должник своевременно и надлежащим образом извещался судебным приставом-исполнителем о возбуждении в отношении него исполнительного производства, о предъявляемых к нему требованиях, сроках исполнения данных требований, однако в установленный срок для добровольного исполнения исполнительный документ должником не исполнен.

Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, Администрация Ольховского сельского поселения судебному приставу-исполнителю не представила.

В связи с этим, постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Макаровой Л.Г. от 02 августа 2011 года с должника Администрации Ольховского сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.

Считая вышеуказанное постановление незаконным, Заявитель указывает на наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения. В качестве таких обстоятельств Заявитель указывает на отсутствие у администрации Ольховского сельского поселения технической возможности самостоятельно подать электроэнергию к жилому дому Садрисламовой Т.Р., отсутствие ответа ОАО «Пермэнергосбыт» на предложение о заключении договора на поставку электроэнергии, отсутствие в решении суда и постановлении судебного пристава сведений, о конкретном порядке и сроке действий администрации Ольховского сельского поселения, направленных на исполнение решения, необходимость получения согласия Чайковской ТЭЦ о подключении поселка Чернушка к электрическим сетям Чайковской ТЭЦ либо строительства новой электрической линии.

Приведенные Заявителем и его представителем вышеуказанные обстоятельства не являются доказательством того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, поскольку.

Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях подп. 1 п. 1 ст. 202 и п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Во второй из указанных норм прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Макаровой Л.Г. от 02 августа 2011 года о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным. Нарушений прав и законных интересов Администрации Ольховского сельского поселения, являющейся должником по исполнительному производству, не установлено.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Администрации Ольховского сельского поселения о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Макаровой Л.Г. от 02 августа 2011 года о взыскании исполнительского сбора.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение десяти дней.

Судья: