Дело № 2-1509 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01.09.2011г. г. Чайковский Чайковский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Позолотиной Н.Г., при секретаре Пономаревой Н.В., с участием прокурора Белышевой Ю.В. с участием представителя заявителя Администрации Чайковского муниципального района по доверенности Новиковой М.Н. заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г.Чайковскому УФССП по Пермскому краю Черепановой И.Л. взыскателя Вострецовой Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чайковском гражданское дело по заявлению Администрации Чайковского муниципального района о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, У с т а н о в и л: Администрация Чайковского муниципального района обратилась в Чайковский городской суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю Красноперовой О.П. от 17.08.2011 года о взыскании исполнительского сбора. В судебном заседании представитель Администрации Чайковского муниципального района по доверенности Новикова М.Н. на заявлении настаивала, суду пояснила, что постановлением от 09.08.2010г в отношении администрации Чайковского муниципального района возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № 2-291 от 26.04.2010г, выданного Чайковским городским судом Пермского края, о возложении на Администрацию Чайковского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края предоставить Вострецовой Ю.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Чайковский общей площадью не менее 18 кв.м. Постановлением о возбуждении исполнительного производства установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. По утверждению судебного пристава-исполнителя в установленный срок администрация исполнительный документ не исполнила. Судебным приставом-исполнителем 17.08.2011г вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей с Администрации ЧМР. При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора с Администрации судебный пристав-исполнитель не учла ряда уважительных причин, а именно, что решением Чайковского городского суда на Администрацию ЧМР возложена обязанность предоставить жилое помещение за счет средств бюджета Пермского края. В течение 5 рабочих дней не реально исполнить указанное судебное решение по объективным причинам. Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000г и постановления Правительства Пермского края № 16-П от 10.08.2006г на органы местного самоуправления возложены обязанности по учету детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья. Функции главного распорядителя бюджетных средств осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Распределяет же указанные средства Министерство социального развития. Администрация ЧМР выполняет решение суда, а именно: отправлена заявка на выделение средств и (или) дополнительных средств, субсидий на приобретение жилья для детей-сирот. По направленным Администрацией Чайковского муниципального района заявкам за 2010г для исполнения судебных решений в бюджет муниципального района из бюджета Пермского края денежные средства поступили в марте 2011г в размере 5956500 рублей. Разработана конкурсная документация, 14.07.2011г проведен электронный аукцион по приобретению для муниципальных нужд жилых помещений на сумму 5019840 рублей, из расчета 501984 рубля на 1 благоустроенное жилое помещение. Аукцион не состоялся по причине неподачи заявок. В настоящее время проходит уточнение условий конкурсной документации для повторного проведения аукциона. Решается вопрос о возможности повышения стоимости 1 лота, что соответствовало бы требованиям решения суда о предоставлении по договору социального найма благоустроенного жилья площадью не менее 18 кв.м., не выходило за рамки предоставленных органу местного самоуправления государственных полномочий по приобретению жилья для детей-сирот, а также отвечало требованию бюджетного законодательства о целевом использовании выделенных денежных средств. Таким образом, исполнение решения суда носит длящийся характер и предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления, органа власти субъекта. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договору социального найма не может проходить вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора. Не предоставление жилого помещения Администрацией в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения, так как Администрацией предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда.. В связи с чем, просит отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 17.08.2011г о взыскании исполнительского сбора. Судебный пристав –исполнитель отдела судебных приставов по г.Чайковскому УФССП по Пермскому краю Черепанова И.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Администрации Чайковского муниципального района, суду пояснила, что у нее в производстве находится исполнительный лист Чайковского городского суда по делу №2-291 от 26.04.2010г, согласно которого на Администрацию Чайковского муниципального района возложена обязанность предоставить Вострецовой Ю.В. жилое помещение по договору социального найма в г.Чайковский Пермского края.. До настоящего времени решение суда не исполнено. В марте 2011г в Администрацию ЧМР поступили денежные средства именно для приобретения жилья детям-сиротам в сумме 5956500 рублей. Действительно Администрация ЧМР проводила 14.07.2011г аукцион по приобретению жилых помещений для муниципальных нужд, но цена одной квартиры в аукционе была установлена изначально низкая, из расчета 501984 рублей за 1 благоустроенной жилое помещение, и можно было предположить, что аукцион не состоится, так как квартир с такой низкой стоимостью в городе нет. Второй аукцион назначен на октябрь 2011г, т.е. спустя 4 месяца после первого аукциона, если и он не состоится, то непонятна судьба денежных средств, выделенных на приобретения жилья. Т.е. Администрация ЧМР, имея на руках денежные средства, не может их реализовать. Кроме того, Администрация ЧМР вообще не работает с судебным приставом-исполнителем: не сообщает о предпринятых мерах по исполнению решения суда. Судебному приставу-исполнителю приходится делать запросы, уведомления, только в ответ на них она ( судебный пристав-исполнитель) узнала об аукционе. Считает, что правомерно в отношении Администрации ЧМР было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, считая, что данная мера поможет ускорить исполнение решения суда. Взыскательница Вострецова Ю.В. в судебном заседании просила в заявлении отказать, считая, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с Администрации ЧМР исполнительского сбора законно и обоснованно. Прокурор в своем заключении также просила в заявлении Администрации ЧМР отказать. Заявление Администрации Чайковского муниципального района удовлетворению не подлежит. Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации. Без исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу, весь предшествующий процесс судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав становится бессмысленным, а право на доступ к правосудию нереализованным. Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). На основании ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона. Положения ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривают, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. На основании части 2 вышеприведенной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. (ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Вступившим в законную силу решением Чайковского городского суда от 26.04.2010г по гражданскому делу № 2-291 удовлетворено исковое заявление прокурора в интересах Вострецовой Ю.В.. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности на Администрацию Чайковского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края предоставить Вострецовой Ю.В. по договору найма благоустроенное жилое помещение в г.Чайковский общей площадью не менее 18 кв.м. Чайковским городским судом по данному решению был выдан исполнительный лист № 2-291, который предъявлен в Отдел судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю для исполнения. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.08.2010г. в отношении Администрации Чайковского муниципального района возбуждено исполнительное производство № 57\40\49755\2-\2010, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - пять дней со дня получения постановления, одновременно должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный срок, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. Должник своевременно и надлежащим образом извещался судебным приставом-исполнителем о возбуждении в отношении него исполнительного производства, о предъявляемых к нему требованиях, сроках исполнения данных требований, однако в установленный срок для добровольного исполнения исполнительный документ должником не исполнен. Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, Администрация ЧМР судебному приставу-исполнителю не представила. В связи с этим, постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю от 17 августа 2011 года с должника Администрации Чайковского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей. Считая вышеуказанное постановление незаконным, Заявитель указывает на наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения. В качестве таких обстоятельств Заявитель указывает на длительность проведения процедуры подготовки аукциона по приобретению в муниципальную собственность жилых помещений, то, что первый аукцион 14.07.2011г не состоялся, в настоящее время готовится проведение второго аукциона. Однако, представитель Администрации не отрицает, что аукцион не состоялся по причине того, что изначально цена одного лота, одной квартира была слишком занижена, из расчета 501984 рубля на 1 благоустроенное жилое помещение, таких квартир в городе нет. До настоящего времени неизвестны условия проведения второго аукциона, цена одной квартиры, хотя аукцион назначен на октябрь 2011г. Неизвестна судьба денежных средств, если они не будут реализованы в 2011 году.. Не отрицает представитель Администрации ЧМР и тот факт, что Администрация сообщает судебному приставу-исполнителю о проделанной работе только после запроса пристава, по своей инициативе информацию не предоставляет и с приставом не работает. .Приведенные Заявителем вышеуказанные обстоятельства не являются доказательством того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, поскольку. Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях подп. 1 п. 1 ст. 202 и п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Во второй из указанных норм прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю от 17 августа 2011 года о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным. Нарушений прав и законных интересов Администрации ЧМР, являющейся должником по исполнительному производству, не установлено. С учетом изложенного, суд не находит оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Администрации Чайковского муниципального района о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Чайковскому УФССП по Пермскому краю от 17 августа 2011 года о взыскании исполнительского сбора. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение десяти дней. Судья: