о признании незаконным бездействия органа мсу



Дело № 2-1466

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.08.2011г

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Позолотиной Н.Г.

При секретаре Пономаревой Н.В.

С участием заявителя Новикова А.А.

Представителя Администрации Чайковского городского поселения по доверенности Красильниковой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском гражданское дело по заявлению Новикова А.А. о признании бездействия Администрации Чайковского городского поселения незаконным, возложении обязанности устранить нарушение права,

У с т а н о в и л:

В Чайковский суд обратился Новиков А.А. с заявлением о признании бездействия Администрации Чайковского городского поселения, связанного с отказом от организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, незаконным. Возложении обязанности на Администрацию Чайковского городского поселения организовать сбор и вывоз ТБО с ул.Молодежная,55, оборудовать контейнерные площадки и урны на улице Молодежная, ; ликвидировать несанкционированные свалки бытового мусора и строительных отходов на территории микрорайона: берегу судоходного канала в районе переулка Уральская, улиц Молодежная, дома 3 и 5, за придомовыми участками четной стороны улицы Молодежная, за домами 28 и 30, в районе садоводческих массивов №№ 31 и 7 улиц Энергетическая и Спортивная.

В судебном заседании заявитель на своем заявлении настаивал, суду пояснил, что с июня 2010г с частного сектора улицы Молодежная района Прикамский ( микрорайон Сайгатский) г.Чайковский не происходит сбор и вывоз ТБО ( бытового мусора), в результате чего образовались множественные несанкционированные свалки бытового мусора и строительных отходов на территории микрорайона: на берегу судоходного канала в районе переулка Уральский, улиц Молодежная, дома 3 и 5, за придомовыми участками четной стороны ул.Молодежная, за домами 28 и 30, в районе садоводческих массивов №№ 31 и 7 ( вдоль улиц Энергетическая и Спортивная). Жители не имеют возможности утилизировать мусор, поскольку мест для сбора нет, многие местные жители не имеют возможности отвозить ТБО на полигон, отсутствуют также и уличные урны. Отсутствие мест централизованного сбора и вывоза бытовых отходов служит образованию стихийных свалок, нарушению экологического равновесия, росту эпидемиологических рисков, что нарушает права жителей, в том числе и его права на благоприятную среду обитания, гарантированную Конституцией России. При этом Администрация Чайковского муниципального района нарушает нормы закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно подп.18 ст.14, где прямо указана обязанность Администрации Чайковского городского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрация Чайковского городского поселения нарушила Закон от 10.01.2002г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так как органы местного самоуправления являются субьектами природоохранной деятельности. Одним из принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Так в ст.7 Указанного закона относит к вопросам местного значения городских, сельских поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрация Чайковского городского поселения нарушила требования Федерального закона от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления. В соответствии с п.1 ст.8 указанного закона : организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ст.1 указанного закона № 89-ФЗ сбор отходов-это прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В соответствии с Правилами обращения с отходами на территории Чайковского городского поселения, утверждены решением Думы ЧГП от 20.09.2006г № 167, утвержден порядок сбора, временного хранения и использования отходов на территории Чайковского городского поселения, в частности от жилых и административных строений, объектов социальной сферы ( образовательных учреждений, мест отдыха, занятий спортом, вокзалов, торговых точек, магазинов и др.)- п.3.1. Сбор отходов от объектов, перечисленных в п.3.1 Правил производится в контейнеры-накопители мусоропроводов, контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках; специальный автотранспорт, работающий по установленному графику. Ни один из пунктов настоящих Правил не выполняется на территории частного сектора микрорайона Сайгатский г.Чайковский, в частности на ул.Молодежная.. В связи с чем, просит признать бездействие Администрации Чайковского городского поселения, связанного с отказом от организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, незаконным. Возложить на Администрацию Чайковского городского поселения обязанность организовать сбор и вывоз ТБО с ул.Молодежная,55, оборудовать контейнерные площадки и урны на улице Молодежная, ; ликвидировать несанкционированные свалки бытового мусора и строительных отходов на территории микрорайона: берегу судоходного канала в районе переулка Уральская, улиц Молодежная, дома 3 и 5, за придомовыми участками четной стороны улицы Молодежная, за домами 28 и 30, в районе садоводческих массивов №№ 31 и 7 улиц Энергетическая и Спортивная.

Представитель Администрации Чайковского городского поселения по доверенности Красильникова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, суду пояснила, что действительно в соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.1.7 «Правил обращения с отходами на территории Чайковского городского поселения», утвержденных решением Думы Чайковского городского поселения от 20.09.2006г № 167, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, а также владельцы индивидуальных жилых домов, балансодержатели жилых и административных строений, объектов социальной сферы обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Данное требование может быть исполнено путем заключения договора со специализированными организациями на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, уборку населенных мест или собственными силами при наличии лицензии. Физические лица вправе производить удаление собственных отходов своими силами и за свой счет на соответствующие санкционированные объекты размещения отходов (свалки, полигоны). Также, в соответствии с пунктом 3.1.8 вышеуказанных Правил, ответственность за санитарное состояние прилежащей к дому территории ( до проезжей части), за сбор и удаление отходов в установленные места из индивидуальных жилых домов лежит на собственнике домовладения. В соответствии с п.3.4 Правил обращения с отходами на территории Чайковского городского поселения: садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан для сбора отходов, должны оборудовать контейнерные площадки и специально обустроенные и огражденные площадки для бесконтейнерного сбора крупногабаритных отходов. Бытовые отходы должны вывозиться на полигон ТБО в соответствии с заключенным договором на размещение отходов, со специализированной обслуживающей организацией. Ответственность за организацию сбора и удаления отходов с территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан лежит на председателе кооператива. Не решение вопроса о вывозе мусора из частного сектора микрорайона «Сайгатский» связано с тем, что часть жильцов отказываются от заключения договоров на вывозку мусора. Кроме того- услуга по вывозу мусора относится к услугам, оплачиваемым потребителем данной услуги, т.е. жильцами частного сектора. В соответствии со ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Советом микрорайона «Сайгатский» по вопросам вывоза твердых бытовых отходов неоднократно проводились собрания жильцов с участием зам. главы Администрации Чайковского городского поселения. На собрании 22.03.2011г было предложено жителям частного сектора определиться с подрядчиком, в связи с тем, что часть жителей отказывается от заключения договоров на вывоз мусора со специализированной организацией. На собрании 27.04.2011г было предложено вывозить мусор в мешках. На собрании 04.08.2011г принято решение заключить договор с подрядчиком на вывоз мусора машиной по графику. Таким образом, считает заявление Новикова А.А. необоснованным, просит в удовлетворении отказать.

Заявление Новикова А.А. удовлетворению не подлежит.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свобод- ст.254 п.1 ГПК РФ.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности- ст.255 ГПК РФ.

Действительно, в соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.09.2006г № 167 утверждены Правила обращения с отходами на территории Чайковского городского поселения, которыми утвержден порядок сбора, временного хранения и использования отходов на территории Чайковского городского поселения ( п.1.2).

Сбор отходов от жилых и административных строений, объектов социальной сферы ( образовательных учреждений, мест для отдыха, занятий спортом, вокзалов, торговых точек и других) производится в контейнеры-накопители мусоропроводов; контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках, специальным автотранспортом, работающим по установленному графику. Контейнерные площадки располагаются на расстоянии не менее 20м от окон жилых зданий, детских площадок и других мест пребывания людей, но не более 100 м от наиболее удаленного входа в жилое здание. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 контейнеров. ( п. 3.1.3 Правил).

Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, а также владельцы индивидуальных жилых домов, балансодержатели жилых и административных строений, объектов социальной сферы обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Данное требование может быть исполнено путем заключения договора со специализированными организациями на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, уборку населенных мест или собственными силами при наличии лицензии. Физические лица вправе производить удаление собственных отходов своими силами и за свой счет на соответствующие санкционированные объекты размещения отходов ( свалки, полигоны). ( п.3.1.7).Ответственность за санитарное состояние прилежащей к дому территории ( до проезжей части) за сбор и удаление отходов в установленные места из индивидуальных жилых домов в соответствии с настоящими Правилами лежит на собственника домовладения ( п.3.1.8). Общественный контроль за санитарным состоянием территории микрорайона обеспечивает совет микрорайона и непосредственно председатель совета микрорайона ( п.3.1.12). Совет микрорайона информирует Южный территориальный отдел территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю и должностных лиц администрации Чайковского городского поселения для привлечения к административной ответственности индивидуальных домовладельцев за антисанитарное состояние придомовой территории ( п.3.1.10).

Для сбора отходов, образующихся в гаражно-строительных, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, ими оборудуются: контейнерные площадки, специально обустроенные и огражденные площадки для бесконтейнерного сбора крупногабаритных отходов, бытовые отходы вывозятся на полигон ТБО в соответствии с заключенным договором на размещение отходов со специализированной обслуживающей организацией ( пункты 3.4,3.4.1, 3.4.1.1, 3.4.2) Учет отходов, образующихся в частных жилых домах, ведется специализированными обслуживающими организациями, предоставляющими услуги по их вывозке ( п.6.3).

В судебном заседании установлено, что Новиков А.А. является собственником частного домовладения расположенного по адресу: г.Чайковский, ул.Молодежная,55, микрорайон Сайгатский.

В соответствии со ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Заявитель, исходя как из своих интересов, так и интересов населения, просит признать бездействие Администрации Чайковского городского поселения, связанного с отказом от организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, незаконным. Возложить обязанность на Администрацию Чайковского городского поселения организовать сбор и вывоз ТБО с ул.Молодежная,55, оборудовать контейнерные площадки и урны на улице Молодежная, ; ликвидировать несанкционированные свалки бытового мусора и строительных отходов на территории микрорайона: берегу судоходного канала в районе переулка Уральская, улиц Молодежная, дома 3 и 5, за придомовыми участками четной стороны улицы Молодежная, за домами 28 и 30, в районе садоводческих массивов №№ 31 и 7 улиц Энергетическая и Спортивная.

Согласно представленной справки агентства «Развитие», несанкционированные свалки мусора находятся от дома заявителя в 90, 300 и 650 метров.

В соответствии со ст..254, ст.255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействия органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

Заявителем суду не представлено доказательств каким именно образом нарушены его права Администрацией Чайковского городского поселения, если ответственность за санитарное состояние прилежащей к дому территории ( до проезжей части) за сбор и удаление отходов в установленные места из индивидуальных жилых домов в соответствии с вышеуказанными Правилами лежит на собственниках домовладения, а на территории гаражно-строительных, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан- на данных общественных объединениях.

Суду представлены протоколы собраний микрорайона «Сайгатский», в которых принимал участие зам.главы администрации Чайковского городского поселения по ЖКХ, градостроительству и городскому хозяйству Пойлов А.А., из которых следует, что сами жильцы частного сектора «Сайгатский» не могут решить вопрос о вывозе мусора с их территории : на собрании 22.03.2011г было предложено жителям частного сектора определиться с подрядчиком, в связи с тем, что часть жителей отказывается от заключения договоров на вывоз мусора со специализированной организацией. На собрании 27.04.2011г было предложено вывозить мусор в мешках. На собрании 04.08.2011г принято решение заключить договор с подрядчиком на вывоз мусора машиной по графику ( ...). Как пояснил сам заявитель на данных собраниях он не был, так как считает их нецелесообразными, как и вывоз мусора автомобилем. При этом пояснил, что лично у него нет договора со специализированной организацией на вывоз мусора, за вывоз ТБО он никому не платит, считает, что за всю организацию вывоза ТБО должна отвечать Администрация Чайковского городского поселения. Доверенности от жителей домов частного сектора микрорайона «Сайгатский» на право обращения в суд в их интересах у него нет, гарантировать то, что в микрорайоне «Сайгатский» не буду возникать несанкционированные свалки мусора даже при наличии установленных контейнеров, он не может.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, для признания действия ( бездействия) Администрации Чайковского городского поселения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: незаконность бездействия и нарушение прав заявителя.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления.

Суд не находит оснований для признания бездействия Администрации незаконным, кроме того, суд считает, что Администрацией Чайковского городского поселения никакие права и свободы заявителя не нарушены.

Права на «чистый воздух, чистую окружающую среду» зависит от исполнения обязанностей как самим заявителем, так и другими жителями частного сектора микрорайона «Сайгатский» по решению вопроса по сбору и вывозу мусора из частного сектора, в чем Администрация Чайковского городского поселения готова оказать помощь.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления Новикова А.А.

Руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В заявлении Новикову А.А. о признании бездействия Администрации Чайковского городского поселения, связанного с отказом от организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, незаконным, возложении обязанности на Администрацию Чайковского городского поселения организовать сбор и вывоз ТБО с ул.Молодежная,55, оборудовать контейнерные площадки и урны на улице Молодежная, ; ликвидировать несанкционированные свалки бытового мусора и строительных отходов на территории микрорайона: берегу судоходного канала в районе переулка Уральская, улиц Молодежная, дома 3 и 5, за придомовыми участками четной стороны улицы Молодежная, за домами 28 и 30, в районе садоводческих массивов №№ 31 и 7 улиц Энергетическая и Спортивная –отказать.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский суд.

Судья: