о предоставлении благоустрренного жилого помещения



Дело № 2-907

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.06.2011г.

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Позолотиной Н.Г.,

при секретаре Пономаревой Н.В.

с участием прокурора Бызовой М.В..

с участием истца Шадринцевой П.Н..

представителя ответчика Администрации Чайковского муниципального района по доверенности Филимоновой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковском гражданское дело по иску Шадринцевой П.Н. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, к Правительству Пермского края о возложении обязанности по финансированию приобретения благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Чайковский городской прокурор обратился в Чайковский суд в защиту прав и законных интересов Шадринцевой П.Н. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, к Правительству Пермского края о возложении обязанности по финансированию приобретения благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании истец Шадринцева П.Н. на своем иске настаивала, суду пояснила, что относится к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать Шадринцева Т.Н. пропала без вести в 1989 году, с 01.01.1990г решением Чайковского городского суда от 05.02.1999г признана безвестно отсутствующей. Сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери. До 1996 года она воспитывалась у двоюродной бабушки, затем ее взяла на воспитание тетя, затем опека была установлена со стороны мужа сестры- Оглезнева С.Н. 20.10. 1998г над ней была установлена опека со стороны сестры Шадринцевой Н.Н., с которой она проживает постоянно одной семьей с 1996 года. После окончания школы с 2004 года по 2010г она обучалась на дневном отделении <данные изъяты>. В 2002 году она поставлена на жилищный учет. До настоящего времени жильем не обеспечена, проживает и имеет временную регистрацию по месту проживания сестры Низамутдиновой (Шадринцевой) Н.Н. по адресу: <адрес>. Просит обязать Ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и гигиеническим нормам, по норме предоставления жилого помещения.

Прокурор, участвующий в деле, на требованиях Шадринцевой П.Н. настаивала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении, указав, что в Чайковскую городскую прокуратуру за защитой права на внеочередное предоставление жилья обратилась Шадринцева П.Н.. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладающая статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать Шадринцевой П.Н.- Шадринцева Т.Н. пропала без вести в 1989 году, признана безвестно отсутствующей с 01.01.1990г решением Чайковского городского суда 05.02.1999 года С этого времени Шадринцева П.Н. находится под опекой родственников, закрепленного жилья не имеет, поставлена на жилищный учет в 2002 году. Согласно приложению к протоколу заседания жилищной комиссии № 1 от 17.02..2011г. «Сведения о количестве детей – сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чайковском муниципальном районе» на январь 2011г Шадринцева П.Н. значится под номером . В 2010 году Шадринцева П.Н. закончила <данные изъяты> До настоящего времени жильем Шадринцева П.Н. не обеспечена, проживает в квартире сестры, с регистрацией по месту пребывания. Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006г. № 16-П, на органы местного самоуправления возложены обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. С учетом п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено Шадринцевой П.Н. в городе Чайковском, при этом общая площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее установленной нормы. В соответствии с Положением о муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение» утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.12.2007г. № 402 в редакции от 17 марта 2010г. норма предоставления жилого помещения по договору социального найма – не менее 18 кв.м общей площади на одного человека. Поскольку до настоящего времени жилье Шадринцевой П.Н. не предоставлено, просит суд возложить на Администрацию Чайковского муниципального района обязанность по предоставлению Шадринцевой П.Н. благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м в черте г. Чайковский Пермского края на условиях договора социального найма. На Правительство Пермского края просит возложить обязанность по выделению из бюджета Пермского края денежных средств администрации Чайковского муниципального района на приобретение вышеуказанного жилья для Шадринцевой П.Н.

Представитель ответчика Администрации Чайковского муниципального района Филимонова О.С. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Шадринцева П.Н. действительно обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с 2002г по настоящее время состоит на учете под № как нуждающаяся в предоставлении благоустроенного жилого помещения. С учетом утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1203 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, Администрация муниципального образования Чайковского муниципального района не занимается вопросами финансирования мероприятий по предоставлению жилья детям-сиротам, поскольку действующим законодательством эта деятельность связана с расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Администрация Чайковского муниципального района занимается учетом детей-сирот, формирует их списки и предоставляет такие списки и заявки в Минсоцздравразвития Пермского края, которое распределяет соответствующие денежные средства, субсидии. Администрация Чайковского муниципального района занимается приобретением за счет средств, поступающих из краевого бюджета, жилья для детей-сирот, а также заключением соответствующих договоров социального найма. Со своей стороны Администрация Чайковского муниципального района все обязательства выполняет.

Ответчик Правительство Пермского края извещено, своего представителя в судебное заседания не направило, согласно представленного отзыва возражают против удовлетворения иска.

Иск подлежит удовлетворению частично.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в статье 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Предельный возраст последних установлен 23 года.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Указанными нормативными актами на органы местного самоуправления возложены обязанности по осуществлению учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, а также приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета для данных лиц.

При этом, согласно п. 8 Положения (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п) органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:

- площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;

- стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

Постановлением главы Чайковского муниципального района Пермского края от 26 марта 2007г. № 503 установлен предел нормы предоставления общей площади гражданам в рамках реализации федеральных и региональных жилищных программ, действующих на территории Чайковского муниципального района, от 12 кв.м до 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.12.2007г. № 402 в редакции от 17.03.2010г. утверждено Положение о муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение». В соответствии с указанным Положением норма предоставления жилого помещения в г. Чайковском по договору социального найма – не менее 18 кв.м общей площади на одного человека.

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005г. № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения наделены органы местного самоуправления.

Администрация Чайковского муниципального района, являясь на основании ст. 20, ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Чайковский с прилегающей территорией» органом местного самоуправления Чайковского муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, также наделена соответствующими вышеуказанными государственными полномочиями.

Судом установлено, что истец Шадринцева П.Н.. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.. Одинокая мать Шадринцевой П.Н.- Шадринцева Т.Н. пропала без вести в 1989 году, признана безвестно отсутствующей с 01.01.1990г решением Чайковского городского суда 05.02.1999 года. С этого времени Шадринцева П.Н. находится под опекой родственников, закрепленного жилья не имеет, поставлена на жилищный учет в 2002 году. Согласно приложению к протоколу заседания жилищной комиссии № от 17.02..2011г. «Сведения о количестве детей – сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чайковском муниципальном районе» на январь 2011г Шадринцева П.Н. значится под номером . В 2010 году Шадринцева П.Н. закончила <данные изъяты>. До настоящего времени жильем Шадринцева П.Н. не обеспечена, проживает в квартире сестры, с регистрацией по месту пребывания.

В суде установлено, что у Шадринцевой П.Н. отсутствует какое-либо жилье, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Росреестра по Пермскому краю и ГУП « ЦТИ» (л.д. 12, 13, 64).

Статус Шадринцевой П.Н. как лица, нуждающегося в жилом помещении, никем не оспорен, признан ответчиками, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Таким образом, Шадринцева П.Н., окончившая обучение в государственном образовательном учреждении, и, являясь нуждающейся в жилом помещении, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В связи с этим, Администрация Чайковского муниципального района обязана в установленном законом порядке осуществить приобретение (строительство) за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета жилья для Шадринцевой П.Н. и предоставить ей указанное жилье на условиях договора социального найма.

В свою очередь, Правительство Пермского края обязано обеспечить финансирование указанных мероприятий.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск Шадринцевой П.Н. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м в черте г. Чайковский на условиях договора социального найма за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета Пермского края.

В удовлетворении иска в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по выделению из бюджета Пермского края администрации Чайковского муниципального района Пермского края денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения для Шадринцевой П.Н. суд отказывает, поскольку заявленное требование не соответствует Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п).

На основании п. 9 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п) средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Чайковского муниципального района предоставить Шадринцевой П.Н. за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью не менее 18 кв.м в черте г. Чайковский Пермского края.

Отказать Шадринцевой П.Н. в удовлетворении искового заявления в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по выделению из бюджета Пермского края администрации Чайковского муниципального района Пермского края денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение десяти дней.

Судья: