Дело № 2-672 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 апреля 2011 г. Чайковский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Позолотиной Н.Г., при секретаре Пономаревой Н.В., с участием истца Мурашкиной Е.Н., прокурора Белышевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковском гражданское дело по иску Мурашкиной Е.Н. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, к Правительству Пермского края о возложении обязанности по финансированию приобретения благоустроенного жилого помещения, у с т а н о в и л: Чайковский городской прокурор обратился в Чайковский суд в защиту прав и законных интересов Мурашкиной Екатерины Николаевны к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, к Правительству Пермского края о возложении обязанности по финансированию приобретения благоустроенного жилого помещения. В судебном заседании истец Мурашкина Е.Н. на своем иске настаивала, суду пояснила, что относится к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать умерла в ///, отец М. был лишен родительских прав ... и умер в .... Она (Мурашкина Е.Н.) не имеет закрепленного за ней жилья, не имеет вообще никакого жилья, зарегистрирована в комнате ... общежития по <адрес> по месту регистрации отца, однако данное жилье за ней не закреплено, а закреплено за старшим братом. Она длительное время проживает в квартире своей подруги, снимая жилье. Просит обязать Ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и гигиеническим нормам, по норме предоставления жилого помещения. Прокурор, участвующий в деле, на требованиях Мурашкиной Е.Н. настаивал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении, указав, что в Чайковскую городскую прокуратуру за защитой права на внеочередное предоставление жилья обратилась Мурашкина Е.Н., ..., обладающая статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Мурашкиной Е.Н. – Т. умерла в ///, отец Мурашкиной Е.Н. – М. был лишен родительских прав в /// и умер в ///. С 1992 года Мурашкина Е.Н. находилась под опекой своей бабушки Е., с /// года после смерти бабушки находилась на попечительстве сестры Л.. Мурашкина Е.Н. закрепленного жилья не имеет, поставлена на жилищный учет в 2003 году. Согласно приложению к протоколу заседания жилищной комиссии № 1 от 17.02.2011г. «Сведения о количестве детей – сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чайковском муниципальном районе» на апрель 2011г. Мурашкина Е.Н. значится под номером 82. В 2008 году Мурашкина Е.Н. окончила ГОУ СПО «Чайковский техникум промышленных технологий и управления» по специальности <данные изъяты>. До настоящего времени жильем Мурашкина Е.Н. не обеспечена, зарегистрирована в комнате ... общежития по <адрес> по месту регистрации умершего отца. В настоящее время фактически проживает в квартире у своей подруги по адресу: <адрес>. Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006г. № 16-П, на органы местного самоуправления возложены обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. С учетом п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено Мурашкиной Е.Н. по месту ее жительства, то есть в городе Чайковском, при этом общая площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее установленной нормы. В соответствии с Положением о муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение» утв. Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.12.2007г. № 402 в редакции от 17 марта 2010г. норма предоставления жилого помещения по договору социального найма – не менее 18 кв.м общей площади на одного человека. Поскольку до настоящего времени жилье Мурашкиной Е.Н. не предоставлено, просит суд возложить на Администрацию Чайковского муниципального района обязанность по предоставлению Мурашкиной Е.Н. благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м в черте г. Чайковский Пермского края на условиях договора социального найма. На Правительство Пермского края просит возложить обязанность по выделению из бюджета Пермского края денежных средств администрации Чайковского муниципального района на приобретение вышеуказанного жилья для Мурашкиной Е.Н. Представитель ответчика Администрации Чайковского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений по иску суду не представлено. Ответчик Правительство Пермского края, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, мнения по иску суду не представлено. Иск подлежит удовлетворению частично. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в статье 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Предельный возраст последних установлен 23 года. Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Указанными нормативными актами на органы местного самоуправления возложены обязанности по осуществлению учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, а также приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета для данных лиц. При этом, согласно п. 8 Положения (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п) органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: - площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; - стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Постановлением главы Чайковского муниципального района Пермского края от 26 марта 2007г. № 503 установлен предел нормы предоставления общей площади гражданам в рамках реализации федеральных и региональных жилищных программ, действующих на территории Чайковского муниципального района, от 12 кв.м до 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.12.2007г. № 402 в редакции от 17.03.2010г. утверждено Положение о муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение». В соответствии с указанным Положением норма предоставления жилого помещения в г. Чайковском по договору социального найма – не менее 18 кв.м общей площади на одного человека. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005г. № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения наделены органы местного самоуправления. Администрация Чайковского муниципального района, являясь на основании ст. 20, ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Чайковский с прилегающей территорией» органом местного самоуправления Чайковского муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, также наделена соответствующими вышеуказанными государственными полномочиями. Судом установлено, что истец Мурашкина Е.Н. родилась /// в <адрес>. (...). Родителями Мурашкиной Е.Н. является М. – отец и Т. – мать. Заочным решением Чайковского городского суда Пермской области от 04 декабря 2001г. М. был лишен родительских прав в отношении Мурашкиной Е.Н. (...) /// М. умер (...). Т. умерла в /// года (...). С /// Мурашкина Е.Н. находилась под опекой своей бабушки Е., с /// после смерти бабушки находилась под попечительством сестры Л. В июне 2008 году Мурашкина Е.Н. закончила обучение в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Чайковский техникум промышленных технологий и управления» по специальности <данные изъяты> (...). В 2003 году Мурашкина Е.Н. поставлена на жилищный учет для внеочередного предоставления жилья. На апрель 2011г значится в списке на получение жилья под № 82. В настоящее время Мурашкина Е.Н. зарегистрирована в комнате ... общежития по <адрес> по месту регистрации умершего отца, однако фактически проживает в квартире у своей подруги по адресу: <адрес>. Закрепленного за ней жилья Истица не имеет. В суде установлено, что у Мурашкиной Е.Н. отсутствует какое-либо жилье, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Росреестра по Пермскому краю (...). Статус Мурашкиной Е.Н. как лица, нуждающегося в жилом помещении, никем не оспорен, признан ответчиками, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Таким образом, Мурашкина Е.Н., окончившая обучение в государственном образовательном учреждении, и, являясь нуждающейся в жилом помещении, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В связи с этим, Администрация Чайковского муниципального района обязана в установленном законом порядке осуществить приобретение (строительство) за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета жилья для Мурашкиной Е.Н. и предоставить ей указанное жилье на условиях договора социального найма. В свою очередь, Правительство Пермского края обязано обеспечить финансирование указанных мероприятий. С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск Мурашкиной Е.Н. к Администрации Чайковского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м в черте г. Чайковский на условиях договора социального найма за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета Пермского края. В удовлетворении иска в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по выделению из бюджета Пермского края администрации Чайковского муниципального района Пермского края денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения для Мурашкиной Е.Н. суд отказывает, поскольку заявленное требование не соответствует Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п). На основании п. 9 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п) средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать Администрацию Чайковского муниципального района предоставить Мурашкиной Е.Н. за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью не менее 18 кв.м в черте г. Чайковский Пермского края. Отказать Мурашкиной Е.Н. в удовлетворении искового заявления в части возложения на Правительство Пермского края обязанности по выделению из бюджета Пермского края администрации Чайковского муниципального района Пермского края денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение десяти дней. Судья: