о возложении обязанности по предоставлению жилья



Дело № 2-299

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 г. г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Позолотиной Н.Г.,

при секретаре Пономаревой Н.В.,

с участием истца Богданова И.С.,

прокурора Бызовой М.В.,

представителя ответчика Администрации Чайковского муниципального района Масляева С.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковском гражданское дело по иску Богданова И.С. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, к Правительству Пермского края о возложении обязанности по финансированию приобретения благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Чайковский городской прокурор обратился в Чайковский суд в защиту прав и законных интересов Богданова И.С. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, к Правительству Пермского края о возложении обязанности по финансированию приобретения благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании истец Богданов И.С. на своем иске настаивал, суду пояснил, что относится к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так как его мать была лишена родительских прав решением Дзержинского суда г.Перми от 14.01.1999г, а /// она умерла, отца нет, он (Богданов И.С.) не имеет закрепленного за ним жилья, не имеет вообще никакого жилья, зарегистрирован в жилом помещении своего бывшего опекуна, фактически проживает в снимаемом жилом помещении. Просит обязать Администрацию Чайковского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, а Правительство Пермского края профинансировать приобретение для него благоустроенного жилого помещения.

предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и гигиеническим нормам, по норме предоставления жилого помещения.

Прокурор, участвующий в деле, на требованиях Богданова И.С. настаивал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении, указав, что в Чайковскую городскую прокуратуру за защитой права на внеочередное предоставление жилья обратился Богданов И.С., ///., обладающий статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать Истца – Г. решением Дзержинского районного суда г. Перми была лишена родительских прав, а /// она умерла. Первоначально Богданов И.С. был помещен в сиротские учреждения г. Перми, затем над ним была установлена опека со стороны его бабушки Б., проживающей в <адрес>. В 2001 году Богданов И.С. закончил Чайковское педучилище <данные изъяты>. Богданов И.С. в настоящее время закрепленного за собой жилья не имеет. В мае 2001 года он поставлен на жилищный учет для внеочередного предоставления жилья. В списке по внеочередному предоставлению жилых помещений детям-сиротам в 2010 году Богданов И.С. значится под номером 27. До настоящего времени жильем он не обеспечен, зарегистрирован по адресу бывшего опекуна в <адрес>, фактически проживает в снимаемом жилье по адресу: <адрес>. Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006г. № 16-П, на органы местного самоуправления возложены обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. С учетом п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено Богданову И.С. по месту его жительства, при этом общая площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее установленной нормы. Пунктом 1.9. Положения о порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 16 июля 2008г. № 503, с учетом изменений, внесенных Решением Думы Чайковского городского поселения от 17 марта 2010г. № 223, установлена норма предоставления общей площади гражданам в Чайковском городском поселении по договорам социального найма 18 кв.м на одного человека. Поскольку до настоящего времени жилье Богданову И.С. не предоставлено, просит суд возложить на Администрацию Чайковского муниципального района обязанность по предоставлению Истцу благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м в черте г. Чайковский на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Пермского края. На Правительство Пермского края должна быть возложена обязанность выделить из бюджета Пермского края денежные средства Администрации Чайковского муниципального района на приобретение благоустроенного жилого помещения Богданову И.С. площадью не менее 18 кв.м. местров.

Представитель ответчика Администрации Чайковского муниципального района Масляев С.В. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что Богданов И.С. 27.01.1984 года рождения действительно обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и с мая 2001г по настоящее время состоит на учете под № 27 как нуждающийся в предоставлении благоустроенного жилого помещения. С учетом утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1203 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения Администрация муниципального образования Чайковского муниципального района не занимается вопросами финансирования мероприятий по предоставлению жилья детям-сиротам, поскольку действующим законодательством эта деятельность связана с расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Администрация Чайковского муниципального района занимается учетом детей-сирот, формирует их списки и предоставляет такие списки и заявки в Минсоцздравразвития Пермского края, которое распределяет соответствующие денежные средства, субсидии. Администрация Чайковского муниципального района занимается приобретением за счет средств, поступающих из краевого бюджета, жилья для детей-сирот, а также заключением соответствующих договоров социального найма. Со своей стороны Администрация Чайковского муниципального района все обязательства выполняет.

Ответчик Правительство Пермского края извещено, своего представителя в судебное заседания не направило, согласно представленного отзыва возражают против удовлетворения иска, указывая на то, что закон связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного жилого помещения, окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Нормами Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилой площадью указанных лиц (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. С учетом п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект Российской Федерации, в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Порядок обеспечения жилой площадью граждан, указанной категории, определен Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 N 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальная поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предусмотренные в бюджете Пермского края денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на строительство (приобретение) жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма детям-сиротам. Поскольку все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. В связи с эти считает надлежащим ответчиком по делу администрацию Чайковского района. При наличии права собственности или пользования жилым помещением у Богданова И.С., он не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.

Иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в статье 1 вышеуказанного Федерального закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора и Правительства Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Указанными нормативными актами на органы местного самоуправления возложены обязанности по осуществлению учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, а также приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета для данных лиц.

При этом, согласно п. 8 Положения (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п) органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:

- площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;

- стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную, исходя из 33 кв. м общей площади жилья и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - не менее 18 кв. метров общей площади на одного человека.

(в ред. решения Думы Чайковского городского поселения от 17.03.2010 N 233)

Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В пункте п.5 ст.57 ЖК РФ названы требования, которым должно отвечать предоставляемое жилое помещение. Жилое помещение предоставляется по месту жительства граждан (в черте соответствующего населенного пункта), однако существуют исключения из этого правила. Если гражданин может встать на учет не по месту жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК), то ему и предоставляется жилье не в том населенном пункте, в котором гражданин проживает, но в том, где он состоял на учете. Т.е., в случае, когда муниципальное образование объединяет несколько населенных пунктов, с согласия гражданина (а может быть, по его просьбе) ему может быть предоставлено жилое помещение в одном из населенных пунктов, входящих в данное муниципальное образование. Категорическое указание, включенное в ч. 5 комментируемой статьи, адресовано органам местного самоуправления в целях защиты прав граждан. По воле граждан от этого указания могут быть отступления.

На основании п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005г. № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения наделены органы местного самоуправления.

Администрация Чайковского муниципального района, являясь на основании ст. 20, ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Чайковский с прилегающей территорией» органом местного самоуправления Чайковского муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, также наделена соответствующими вышеуказанными государственными полномочиями.

Судом установлено, что истец Богданов И.С. родился /// Матерью Богданова И.С. является Г., которая в отношении сына являлась одинокой матерью.

Решением Дзержинского районного суда г.Перми Г. лишена родительских прав в отношении сына Богданова И.С., с передачей его органам опеки и попечительства. (...).

Первоначально Бодганов И.С. был помещен в сиротские учреждения г.Перми, затем над ним была установлена опека со стороны его бабушки Б., проживающей в <адрес>.

Закрепленного жилья за Богдановым И.С. нет.

В мае 2001г Богданов И.С. включен в утвержденный Главой Чайковского муниципального района список детей-сирот, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий по Чайковскому району. По состоянию на день рассмотрения дела указан в списке под номером 27.

В суде установлено, что у Богданова И.С. отсутствует какое-либо жилье. Статус Богданова И.С. как лица, нуждающегося в жилом помещении, никем не оспорен, признан ответчиком Администрацией Чайковского муниципального района.

С /// Богданов И.С. обучался по очной (дневной) форме обучения, специальности <данные изъяты> в Чайковском педагогическом училище ( ...).

В настоящее время Богданов И.С. проживает на территории Чайковского муниципального района, снимая жилье..

Таким образом, Богданов И.С., окончивший обучение в государственном образовательном учреждении, и, являясь нуждающимся в жилом помещении, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В связи с этим, Администрация Чайковского муниципального района обязана в установленном законом порядке осуществить приобретение (строительство) за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета жилья для Богданова И.С. и предоставить ему указанное жилье на условиях договора социального найма.

В свою очередь, Правительство Пермского края обязано обеспечить финансирование указанных мероприятий.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск Богданова И.С. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте г. Чайковский или Чайковского муниципального района на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Пермского края.

На основании п. 9 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п) средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

В иске к Правительству Пермского края суд отказывает, так как обязанности по обеспечению Истца жильем у Правительства Пермского края нет, а обязанность по финансированию установлена законодательно.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Чайковского муниципального района предоставить Богданову И.С. за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью не менее 18 кв.м в черте города Чайковского или Чайковского муниципального района по избранному Богдановым И.С. месту жительства.

В иске Богданову И.С. к Правительству Пермского края –отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение десяти дней.

Судья: