Заявление Прокурора в интересах Строкоус Е.А. о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворено, на адм-цию возложена обязанность предоставить истцу - лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилье на условиях договора социального найма



Дело № 2- 1055

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Червяковой Л.П.

При секретаре Гатауллиной А.Ф.

С участием прокурора Мякишевой Т.А.

Истца Строкоус Е.А.

Представителя ответчика Филимоновой О.С.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора в интересах Строкоус Елены Анатольевны

к Администрации Чайковского муниципального района, Правительству Пермского края

обязать предоставить за счет средств, предоставляемых Правительством Пермского края, благоустроенное жилое помещение в г. Чайковский площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Чайковский городской прокурор обратился в Чайковский суд в защиту прав и законных интересов Строкоус Е.А. к Администрации Чайковского муниципального района обязать предоставить за счет средств, предоставляемых Правительством Пермского края, благоустроенное жилое помещение в г. Чайковский площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма,

К участию в деле в качестве истца привлечена Строкоус Е.А.

В суде истец Строкоус Е.А. на иске настаивала, суду пояснила, что относится к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать Шумилова А.Н. умерла в 1997г., а отец лишен родительских прав в 1998г. Закрепленного за ней, истцом, жилья не имеется. В настоящее время проживает у своей бабушки по адресу: <адрес>. Однако зарегистрирована по адресу: <адрес>.. Просит обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и гигиеническим нормам, не менее 18 кв.м. в г.Чайковский.

Прокурор, участвующий в деле, на заявленных требованиях в интересах Строкоус Е.А. настаивал, приводил доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрация Чайковского муниципального района иск не признал, пояснив, что Строкоус Е.А. действительно обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. С учетом утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1203 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения Администрация муниципального образования Чайковского муниципального района не занимается вопросами финансирования мероприятий по предоставлению жилья детям-сиротам, поскольку действующим законодательством эта деятельность связана с расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Администрация Чайковского муниципального района занимается учетом детей-сирот, формирует их списки и предоставляет такие списки и заявки в Министерство социального развития Пермского края, которое распределяет соответствующие денежные средства, субсидии. Администрация Чайковского муниципального района занимается приобретением за счет средств, поступающих из краевого бюджета, жилья для детей-сирот, а также заключением соответствующих договоров социального найма. Со своей стороны Администрация Чайковского муниципального района все обязательства выполняет.

Третье лицо - Правительство Пермского края о слушании дела извещено.

Исковые требования к Администрации Чайковского муниципального района подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в статье 1 вышеуказанного Федерального закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

Указанными нормативными актами на органы местного самоуправления возложены обязанности по осуществлению учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, а также приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета для данных лиц.

При этом, согласно п. 8 Положения (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п) органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:

- площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;

- стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из 33 кв. м общей площади жилья и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

Решением Думы Чайковского городского поселения от 16 июля 2008г. № 503, с учетом измерений, внесенных Решением Думы Чайковского городского поселения от 17 марта 2010г. № 223, установлена норма предоставления общей площади гражданам в Чайковском городском поселении по договорам социального найма 18 кв.м на одного человека.

Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005г. № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения наделены органы местного самоуправления.

Администрация Чайковского муниципального района, являясь на основании ст. 20, ч. 1 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Чайковский с прилегающей территорией» органом местного самоуправления Чайковского муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, также наделена соответствующими вышеуказанными государственными полномочиями.

Судом установлено:

После регистрации брака Шумиловских Е.А. присвоена фамилия Строкоус (л.д. ).

Родителями истца Строкоус Е.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, являются отец Шумиловских А.Н., мать Шумиловских И.И. (л.д).

Мать истца – Шумиловсмких И.Ию. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

По решению Еловского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу, отец истца - Шумиловских А.Н. лишена родительских прав в отношении Строкоус ( Шумиловских) Е.А. (л.д. ).

Строкоус Е.А. на основании постановления Администрации г. Чайковского от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетними Шумиловских Виталием Анатольевичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Шумиловских Еленой Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ рождения» находилась под опекой Сальниковой С.И. (л.д.).

В 2001г. опекун, в интересах несовершеннолетней Строкоус Е.А., как лица, оставшегося без попечения родителей, обратилась с заявлением о постановке на учет по предоставлению жилья.

В соответствии с поименным списком лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, на 01.01.2011г. истец является лицом, состоящим на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Наличие жилья у Строкоус Е.А. судом не установлено.

Статус Строкоус Е.А. как лица, нуждающегося в жилом помещении, никем не оспорен, признан ответчиком, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Истец обучался в профессиональном училище , которое не закончила, обучалась по очной (дневной) форме обучения. Истец зарегистрирована по адресу: <адрес>.

В настоящее время истец временно проживает в <адрес>.

Таким образом, истец Строкоус Е.А., обучавшаяся в государственном образовательном учреждении, и, являясь нуждающимся в жилом помещении, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В связи с этим, Администрация Чайковского муниципального района обязана в установленном законом порядке осуществить приобретение (строительство) за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета жилья для Строкоус Е.А. и предоставить истцу указанное жилье на условиях договора социального найма.

На основании п. 9 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п) средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск Строкоус Е.А. к Администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте г. Чайковский на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Пермского края.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Чайковского муниципального района предоставить Строкоус Елене Анатольевне за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью не менее 18 кв.м. в границах г. Чайковский Пермского края.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский горсуд.

Судья