о предоставлении жилого помещения лицу,обладающему статусом сироты



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,

с участием прокурора Корзухиной Т.В.,

истца ФИО1,

представителя ответчика администрации Чайковского муниципального района Новиковой М.Н.,

при секретаре Антаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Чайковского городского прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Чайковского муниципального района Пермского края о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Чайковский городской прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Чайковского муниципального района Пермского края о предоставлении за счет средств бюджета Пермского края по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в городе Чайковском Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров, указывая, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что его родители решением ФИО4 городского суда от 25.09.2000 г. лишены родительских прав, несовершеннолетний находился на полном государственном обеспечении в детском доме, затем в приемной семье <данные изъяты>, в 2011 году окончил Чайковский профессионально-педагогический колледж. Закрепленного жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для получения жилого помещения, состоит в Списке под номером . В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. До настоящего времени жильем не обеспечен, в связи с чем на органы местного самоуправления должна быть возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения в г.Чайковском по договору социального найма площадью, утвержденной Решением Думы Чайковского городского поселения в редакции от 17.03.2010 г. не менее 18 квадратных метров.

В судебном заседании прокурор настаивал на иске, приводил изложенные в заявлении доводы.

Истец настаивал на иске, пояснил, что в 2000 году в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, воспитывался в детском доме, затем в приемной семье, обучался в училище, был на полном государственном обеспечении, закрепленного жилья не имеет, состоит на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения с 2002 года. Своего жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет.

Представитель ответчика Администрации Чайковского муниципального района Пермского края не признал иск, пояснил, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, Администрация Чайковского муниципального района приобретает жилье для указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета, выделенных на эти цели. В пределах выделенных финансовых средств эти обязанности органом местного самоуправления исполняются. Постановление Правительства Пермского края от 28.10.2008 г. №575-п, согласно которому в Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, распространяется на правоотношения, возникшие после введения его в действие. Без выделенных средств краевого бюджета обеспечить истца жилым помещением администрация не имеет возможности.

Третье лицо на стороне ответчика Правительство Пермского края в судебном заседании не участвовало, извещено заказным письмом с уведомлением, указав в письменном отзыве на иск, что государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, которые обязаны их самостоятельно осуществлять. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Правительство исполняет свое обязательство своевременно и в полном объеме. В материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления о постановке ФИО1 на жилищный учет. Не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у родителей ФИО1 жилого помещения в собственности или пользовании. Не выяснен вопрос, имеет ли право пользования ФИО1 жилым помещением по месту регистрации.

Суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с абз.2 пункта 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) (статья 5).

Согласно ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (в ред. От 01.11.2008 г. №334-ПК).

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. №16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на эти цели.

Указанным Положением на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств краевого бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п.2 ч2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).

Пунктом 2.9. Положения «О муниципальном жилищном фонде муниципального образования «Чайковское городское поселение», утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.12.2007 г. №402 (в ред. От 17.03.2010 г.) установлена норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека.

Из материалов дела следует, что ФИО1, 07.04.1992 года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав решением ФИО4 городского суда от 25.09.2000 г.

Несовершеннолетний воспитывался в детском доме, с 2004 года проживал в приемной семье <данные изъяты>, с 2008 до 21.06.2011 г. обучался в Чайковском профессионально-педагогическом колледже. До настоящего времени зарегистрирован по месту нахождения школы-интерната в г.Чайковском, проживает у знакомого, ДД.ММ.ГГГГ поставлен в очередь нуждающихся в предоставлении жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в Списках жилищного учета по<адрес>, до настоящего времени жильем не обеспечен.

Истец не имеет закрепленного жилого помещения или жилья, принадлежащего ему на праве пользования по договору социального найма или в собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП.

Таким образом, установленный абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условия для приобретения права на внеочередное обеспечение жилым помещением у истца имеются.

Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы исполнительной власти по месту их жительства, при этом установленные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают и используются по назначению Администрацией Чайковского муниципального района.

С учетом установленного порядка реализации прав указанной категории граждан, суд удовлетворяет заявление прокурора о возложении обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения за счет средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края – на Администрацию Чайковского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.метров – социальной нормы предоставления, существующей на территории городского поселения.

При этом суд не усматривает нарушения прав других очередников, обладающих равными правами с истцом. Из буквального толкования положений ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Руководствуясь ст.192-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Обязать Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Чайковского Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.

Судья