Дело № 2-1983 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Чайковский городской суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Червяковой Л.П. При секретаре Крупиной Н.С. С участием представителя истца Арслановой Г.М. Представителя ответчика ООО «Эко-Систем» Бускина А.Л. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Шевелевой Л.А. к ООО «Эко-Систем», ООО «ХКФ Банк» о расторжении договора купли-продажи, компенсации морального вреда, о расторжении кредитного договора, УСТАНОВИЛ: 18.10.2011г. между ООО «Эко-Систем» и Шевелевой Л.А. заключен договор розничной купли-продажи № пылесоса электрического бытового, марки «Кирби», в тот же день между ООО «ХКФ Банк» (далее ООО «ХКФ Банк») заключен кредитный договор №. Шевелева Л.А. обратился в суд с иском к ООО «Эко-Систем» о расторжении договора розничной купли-продажи от 18.10.2011г., компенсации морального вреда в размере 10000 руб., к ООО «ХКФ Банк» о расторжении кредитного договор от 18.10.2011г. №. В исковом заявлении истец Шевелева Л.А. указала, что 18.10.2011г. по договору розничной купли-продажи приобрела пылесос электрический бытовой по цене 130560 руб. Пылесос приобрела в кредит, заключив кредитный договор с ООО «ХКФ Банк». В процессе демонстрации товара нарушено ее право покупателя на качество и безопасность товара, а именно: ей не представлен сертификат соответствия, указанный в акте сертификат соответствия сроком с 24.02.2009г. по 23.02.2012г. на пылесос моющий. В договоре купли-продажи указано наименование товара – аппарат «Кирби» с набором стандартных насадок, щетка для глубинной очистки, вибромашинка. ГОСТ Р МЭК 335-2-2-95 отменен в 2008г., а сертификат получен позже. Полагает, что в сертификате отсутствует оригинальная печать органа, уполномоченного подтверждать соответствие, оригинальная печать фирмы, выдавшей копию данного сертификата. Аппарат сильно шумит. Отсутствует технический паспорт фирмы-изготовителя. Изделие продано не новое, без оригинальной упаковки. Нарушено ее право на получение полной информации о товаре, а именно ей не предоставлены документы, подтверждающие, что ООО «Эко-Систем» является полномочным представителем фирмы, лицензированным сервисным центром фирмы. Пылесос не является моющим, фильтр в пылесосе не НЕРА. Договор купли-продажи недействителен, поскольку в нем необоснованно содержится пункт 7.1 о пылесосе как технически сложным товаром. Не имела возможности лично опробовать товар в деле, пылесос не удобен в работе, тяжелый и немобильный. Невозможно проверить информацию о материале товара, соответствие заявленному дизайну, показатели по эффективности очистки, не выдан кассовый чек. Пылесос не удовлетворяет ее требований, в связи с чем испытывает сильный стресс, бессонницу, приходится употреблять успокоительные средства. Истец о слушании дела извещена, в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, на иске настаивает. Представитель истца полагала, что иск подлежит удовлетворению по заявленным истцом доводам. Дополнительно суду пояснила, что до заключения договора купли-продажи в течение 4 часов производилась демонстрация пылесоса. При работе пылесос имел громкий звук, неприятный запах пыли. Истцу продали не новый пылесос, а тот, который демонстрировали в течение нескольких часов в ее квартире, предоставив скидку. Пылесос по цене 130560 руб. истец купила за 67200 руб. Истцу сообщали о том, что пылесос «моющий», хотя пылесос таковым не является. Истцу среди других документов передали инструкцию по эксплуатации на русском языке и сертификат. Пылесос был продан без упаковки. Пылесос с насадками и документы Шевелева Л.А. вернула в ООО «Эко-Систем» на следующий день после покупки. Оплата стоимости пылесоса произведена посредством перечисления с счета истца денег, полученных ею по кредитному договору с ООО «ХКФ Банк». Полагает, что поскольку договор купли-продажи подлежит расторжению, то и кредитный договор подлежит расторжению, т.к. договоры взаимосвязаны, кредитный договор заключен для оплаты стоимости товара. Ответчик ООО «ХКФ Банк» о слушании дела извещен, представитель в суд не явился, просит рассмотреть дело без его участия, указав в отзыве, что 18.10.2011г. между банком и истцом заключен кредитный договор № о предоставлении кредита в сумме 67200 руб. для приобретения в ООО «Эко-Систем» аппарата «Кирби». Истец обязалась вернуть кредит и проценты. С условиями договора истец ознакомлена. До заключения договора истцу предоставлялась исчерпывающая информация о предоставляемых ей услугах. Истец от уплаты платежей уклоняется. Действие кредитного договора не прекращается, если истцу и был продан некачественный товар. Банк не является стороной по договору купли-продажи. Полагает, что не имеется законом предусмотренных оснований для расторжения кредитного договора (л.д. №). Представитель ответчика ООО «Эко-Систем» иск не признал, суду пояснил, что действительно 18.10.20111г. с истцом был заключен договор розничной купли-продажи пылесоса «Кирби». Стоимость такого пылесоса 130560 руб. Поскольку истцу продан не новый пылесос, о чем она была поставлена в известность, то цена пылесоса снижена до 67200 руб., о чем составлено дополнительное соглашение к договору. Истец заключила кредитный договор с банком, и банк перечислил за истца денежные средства. В ООО «Эко-Систем» истец деньги наличными не платила. Перед оформлением договора образец пылесоса был доставлен по месту жительства истца, где в ее присутствии был продемонстрирован, испытан в работе, продемонстрированы всевозможные функции пылесоса. В офисе истцом подписаны необходимые документы. По акту приема-передачи пылесос передан с насадками и документами, в том числе инструкцией на русском языке на бумажном носителе, сертификатом, о чем имеется подпись истца. Пылесос не является моющим. Звуковой шум соответствует нормам. Претензий по качеству товара не заявлено. В ООО «Эко-Систем» истец пылесос и документы не сдавала. Истцом не представлено доказательств тому, что она перенесла стресс, имеет бессонницу, употребляет успокоительные средства. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. В силу ч. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка). В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. По ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Согласно ст. 426 ГК публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (ч.1). Цена товаров и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законами или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч.2). Основания изменения и расторжения договора определены ст. 450 ГК РФ. Так, согласно ч.2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1\при существенном нарушении договора другой стороной; 2\в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Последствия передачи товара ненадлежащего качества предусмотрены ст. 475 ГК РФ. Согласно ч.1,2 ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426). К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним. В соответствии с ч 1,2,3 ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара инее противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в п.1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 4 ст. 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Определение способа продажи товара по образцу и дистанционного способа продажи товара предусмотрено ст. 497 ГК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товара (продажа товара по образцу). В соответствии с ч. 2 ст. 497 ГК и ч. 1 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Согласно ч. 4 ст. ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара- в течение семи дней. Положениями п.1,2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), гарантийный срок, если он установлен, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг), срок службы и срок годности товаров (работ), условия приобретения товаров (работ, услуг), при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую уплате потребителем, график погашения этой суммы. Если приобретенный потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки) потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Способы доведения информации, предусмотренной п.2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» указаны в ч.3 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей». Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) предусмотрена ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору отказать от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование об их замене на товар этой же марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении такого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара, нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков, невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Судом установлено: 18.10.2011г. между ООО «Эко-Систем» и Шевелевой Л.А. заключен договор розничной купли-продажи пылесоса электрического бытового №, марки «Кирби», указана модель, наименование, количество, ассортимент и комплектность пылесоса указаны в спецификации товара, по цене 130560 руб. (п. 1.1., 3.1. договора). По соглашению о предоставлении скидки от 18.10.2011г. в связи с тем, что пылесос не новый, истцу предоставлена скидка 30,9%, что составляет 40431 руб. Истцу разъяснено, что в целях доведения до сведения информации о товаре данная продукция позиционируется как «Система по уходу за домом», поэтому в тексте договора, сопроводительной документации к товару имеется понятие – пылесос электрический, бытовой, торговой марки «Кирби» (п. 7.4 договора). Для оплаты стоимости пылесоса истец заключила с ООО «ХКФ Банк» кредитный договор и составлен график погашения по кредиту в рамках программы потребительского кредитования. По заявке истца ООО «ХКФ Банк» денежные средства поступившие на счет истца в качестве кредита перечислил торговой организации ООО «Эко- Систем». ООО «Эко-Систем» подтверждает перечисление банком денежных средств в качестве оплаты истца за приобретенный товар по договору розничной купли-продажи от 18.10.2011г. Согласие истца на покупку не нового аппарата при условии предоставления скидки подтверждено ее подписью. Согласно акта приема-передачи товара от 18.10.2011г. ответчик передал, а истец принял пылесос с набором стандартных насадок, дополнительные насадки: мойка, зиппбраш (п.1). Качество и комплектность товара сторонами проверены и соответствуют сертификации товара. Претензий по внешнему виду товара, комплектующих принадлежностей и насадок, тары и упаковки не имелось (п.3, 5). Одновременно с товаром истцу переданы: сертификат соответствия на товар срок действия с 24.02.2009г. по 23.02.2011г., санитарно эпидемиологическое заключение на товар, инструкция по эксплуатации на русском языке «Руководство пользователя, договор на сервисное обслуживание (п.4 ). Товар передан истцу в соответствующей таре и упаковке. В вышеуказанном акте имеется отметка о том, что покупатель отказывается хранить тару и упаковку от товара и отдает ее на хранение продавцу. Проверка качества посредством однократного тестирования товара проведена в присутствии покупателя (п.6,7,8 акта). 19.10.2011г. истец обратился к продавцу с заявлением о расторжении договора по причине ее неплатежеспособности. В претензии от 31.10.2011г. (л.д. №) истец указала, что ей предоставлена недостоверная информация о том, что пылесос моющий. Пылесос при эксплуатации неудобен, сильно шумит, тяжелый, производит неприятный запах, ей продано не новое изделие, что не гарантирует его качество, пылесос не является технически сложным товаром, при покупке не был предоставлен кассовый чек. Доводы истца о не предоставлении ей технического паспорта необоснованны, поскольку истцу разъяснено, что «Руководство пользователя», в котором размещаются инструкции по технике безопасности и другая техническая информация, условия работы и эксплуатационно-технические характеристики товара, заменяет по своему содержанию технический паспорт на товар (п. 7.5 договора). Представитель истца в суде не оспаривала того, что расчет за товар произведен посредством перечисления со счета истца денежных средств банком, следовательно, истцу и мог быть выдан кассовый чек. Перед заключением договора розничной купли продажи товара от 18.10.2011г. проведена проверка качества товара и его тестирование продавцом в присутствии истца. Демонстрация товара, его различных функций, испытание в работе, в том числе демонстрация пылесоса в работе с различными насадками истцом не оспаривается. Информация о весе пылесоса указана в спецификации товара с которой истец ознакомлена. Не состоятельны доводы истца о предоставлении ей неверной информации о товаре как о «моющем» пылесосе, поскольку каких-либо доказательств тому, что пылесос позиционировался как «моющий» пылесос, истцом не представлено. По договору розничной купли-продажи товара № от 18.10.2011г. указан срок службы товара, гарантийный срок - 3 года (статья 2 договора купли-продажи). Порядок сервисного обслуживания предусмотрен договором на сервисное обслуживание, в котором указан гарантийный срок, порядок обслуживания товара в период гарантийного срока, порядок устранения возникающих неисправностей, сроки устранения неисправностей, возможность продления гарантийного срока. Истец с вышеуказанными договорами ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в договорах. Истцом не оспаривается и то, что цена пылесоса была сообщена ему до заключения договора купли-продажи. Следовательно, доводы о завышенной стоимости товара не состоятельны, поскольку стороны свободны в заключении договора и по своему волеизъявлению определяют условия договора, в том числе по цене. Согласно протокола лабораторных испытаний № от 21.01.2011г. Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» измеренные уровни звука и звукового давления от работающего пылесоса торговой марки «Кирби» соответствуют требованиям «Единые санитарно- эпидемиологические требования к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору, «Санитарным нормам допустимых уровней Физических факторов при применении товара народного потребления в бытовых условиях». Проданный истцу товар имеет сертификат соответствия срок действия которого не истек, а потому доводы истца об отсутствии сертификата и об истечении срока его действия не состоятельны. Пылесос относится к группе товаров, являющихся технически сложными товарами бытового назначения на которые установлены гарантийные сроки, а потому в договоре розничной купли-продажи от 18.10.2011г. обоснованно разъяснено истцу, что приобретаемый ею товар надлежащего качества не подлежит возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габаритов, фасона или комплектации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №. Доказательств за ненадлежащее качество товара, в том числе за существенные нарушения требований к качеству приобретенного товара, как технически сложного, за издаваемый пылесосом неприятный запах, установку иных, чем указано в инструкции по эксплуатации «Руководство Пользователя» фильтров, истцом, согласно ст. 56 ГПК РФ не представлено. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы истца об отсутствии предоставления истцу своевременной, необходимой и достоверной информации о товаре являются не состоятельными, а потому оснований для расторжения договора розничной купли-продажи от 18.10.2011г. не имеется. Компенсация морального вреда предусмотрена ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей». Поскольку судом не установлено нарушений каких либо прав истца при продаже пылесоса, не имеется оснований для расторжения договора розничной купли-продажи № от 18.10.2011г., то не имеется и основания для компенсации истцу морального вреда. Суд также считает, что не имеется оснований для расторжения кредитного договора от 18.10.2011г. В соответствии с ч. 1,. 2 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по на нее. К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора. Заключенный 18.10.2011г. истцом с ООО «ХКФ Банк» кредитный договор, согласно ст. 820 ГК РФ, составлен в письменной форме, содержит необходимые условия, предусмотренные для кредитных договоров, для оплаты кредита и процентов составлен график погашения по кредиту в рамках программы потребительского кредитования. Вышеуказанный кредитный договор сторонами подписан. ООО «ХКФ Банк» по заявке Шевелевой Л.А. денежные средства поступившие на счет истца в качестве кредита перечислил торговой организации ООО «Эко- Систем». Исполнение обязательств банком по перечислению денежных средств за товар подтверждает представителем ответчика ООО «Эко-Систем». Таким образом, поскольку банком принятые на себя обязательства по кредитному договору исполнены в полном объеме, оснований для расторжения кредитного договора по инициативе истца не имеется. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении иска Шевелевой Любови Алексеевны к ООО «Эко-Систем», ООО «ХКФ Банк» о расторжении договора розничной купли-продажи товара № от 18.10.2011г., компенсации морального вреда, о расторжении кредитного договора от 18.10.2011г. - отказать. Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский горсуд. Судья: