о признании незаконным постановления СПИ



Дело № 2-2162/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Чайковский 22 декабря 2011 года

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Малыгина К.В.

с участием прокурора Мякишевой Т.А.,

при секретаре Додоновой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Чайковского муниципального района Пермского края о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Чайковскому Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю,

у с т а н о в и л:

06.06.2011 г. Чайковским городским судом удовлетворены требования Чайковского городского прокурора об обеспечении жилым помещением Лучникова Виталия
Владимировича. Принято решение о возложении обязанности на Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить Лучникову В.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

На основании исполнительного листа № 2-852 от 20.07.2011г., выданного по данному гражданскому делу, 26.07.2011 г. возбуждено исполнительное производство № 23651/11/40/59.

05.12.2011г. в рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с Администрации Чайковского муниципального района исполнительского сбора в размере 5000 рублей, в связи с неисполнением решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Администрация Чайковского муниципального района обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 05.12.2011г. о взыскании исполнительского сбора. В заявлении указано, что при вынесении постановления не было учтено наличие уважительных причин для неисполнения судебного решения. В течение пяти рабочих дней Администрация Чайковского муниципального района не имела возможности исполнить судебное решение, поскольку возможность его исполнения поставлена в прямую зависимость от перечисления денежных средств из краевого бюджета в необходимом размере, при обязательном соблюдении законодательно установленных процедур приобретения жилья в муниципальную собственность для дальнейшего предоставления его по договорам социального найма детям-сиротам и лицам из их числа.

Администрация Чайковского муниципального района выполняет свои обязанности, возложенные на нее решением суда от 06 июня 2011 года: Лучников В.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, отправлена заявка на выделение дополнительных средств, субсидий на приобретение жилья для детей-сирот. Проведены аукционы в целях приобретения жилья для детей-сирот, которые не состоялись по причине отсутствия заявок на продажу квартир.

Исполнение данного решения суда носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта. Процесс приобретения квартир в муниципальную собственность для предоставления взыскателям по договорам социального найма не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительного сбора.

В соответствии с п. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Представитель Администрации Чайковского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Отдел судебных приставов по г. Чайковский представителя в судебное заседание не направил, представил возражения на заявление Администрации, в которых указано, что у Администрации Чайковского муниципального района имеются денежные средства для исполнения решения суда, которые были получены ими в марте 2011 года, у заявителя имелась возможность изменить условия проведения аукциона по приобретению квартир для детей-сирот, Бюджетный кодекс РФ предусматривает возможность обращения взыскания на средства бюджета муниципального образования.

Заинтересованное лицо Лучников В.В. извещен судом надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил.

Прокурор полагал требования заявителя законными и подлежащими удовлетворению.

Требования Администрации Чайковского муниципального района о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч.6 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что на основании решения Чайковского городского суда от 06.06.2011г. на Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края возложена обязанность за счет средств бюджета Пермского края предоставить Лучникову Виталию Владимировичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края, общей площадью не менее 18 квадратных метров. На основании исполнительного листа 26.07.2011г. возбуждено исполнительное производство № 23651/11/40/59, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Чайковского городского суда от 02.09.2011года в удовлетворении заявления Администрации Чайковского муниципального района об отсрочке исполнения решения Чайковского городского суда от 06.06.2011 года о возложении обязанности за счет средств бюджета Пермского края предоставить Лучникову В.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Чайковском общей площадью 18 кв.м. – до получения средств из бюджета Пермского края отказано.

В связи с неисполнением добровольно в указанный срок требований по исполнительному документу, 05.12.2011 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Чайковского муниципального района исполнительского сбора.

Суд полагает, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 05.12.2011 года не является законным и обоснованным. К такому выводу суд приходит на основании следующего.

До вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 05.12.2011 года Администрацией Чайковского муниципального района сделана заявка на выделение дополнительных средств на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей от 03.08.2011 года, Лучников В.В. включен в указанный список.

Администрацией Чайковского муниципального района проводились аукционы для приобретения жилья указанной категории граждан 15 июля 2011 года, 03 октября 2011 года, 28 октября 2011 года. Аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявок. При этом, Администрацией Чайковского муниципального района всякий раз решался вопрос о повышении стоимости 1 лота.

О вышеуказанных действиях Администрация Чайковского муниципального района своевременно ставила в известность судебного пристава-исполнителя, что последним не оспорено.

Таким образом, суд считает обоснованными доводы Администрации Чайковского муниципального района о том, что сама процедура приобретения жилья и оформления права муниципальной собственности занимает определенный временной промежуток, и свидетельствует, как считает суд, о наличии уважительных причин, поскольку связано с моментом перечисления денежных средств в местный бюджет, сроком соблюдения процедуры приобретения жилья в муниципальную собственность.

Администрация Чайковского муниципального района является бюджетным учреждением, созданным для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, взыскание долга бюджетной организации всегда производится за счет средств соответствующего бюджета, и, следовательно, не может сопровождаться взысканием исполнительского сбора, а поскольку должником является орган местного самоуправления, то исполнение решения суда уже находится на контроле.

Вопреки доводам судебного пристава-исполнителя, постановления указанного должностного лица, применительно к ч. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, не являются судебными актами.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258, 441ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Чайковскому Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 05.12.2011 года о взыскании с Администрации Чайковского муниципального района Пермского края исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

Обязать руководителя отдела судебных приставов по г. Чайковскому Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю устранить допущенное нарушение.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.

Судья: