о признании права на гжс



...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чайковский 26 января 2012 года

Чайковский городской суд Пермского края в составе

председательствующего: судьи Малыгина К.В.,

с участием представителя ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Кривченковой Ю.А.,

представителей ответчика Администрации Чайковского муниципального района Новиковой М.Н., Лапоноговой Н.В.,

представителя третьего лица Администрации Чайковского городского поселения Парфеновой Н.И.,

при секретаре Мокрушиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Торощина Н.С. к Администрации Чайковского муниципального района и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании незаконными отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, отказа в оформлении бланка государственного жилищного сертификата, признании права на получение и обязании выдать государственный жилищный сертификат,

Установил:

Торощин Н.С. обратился в суд с иском к Администрации Чайковского муниципального района и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании незаконными отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, отказа в оформлении бланка государственного жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата. При рассмотрении дела Торощин Н.С. изменил свои исковые требования, дополнив их требованием обязать ответчиков выдать ему государственный жилищный сертификат. Свои требования Торощин Н.С. мотивировал следующим. /// года Администрацией Чайковского муниципального района (Ответчик 1) было вынесено решение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата (ГЖС) на его имя. Указанное решение было принято в соответствии с решением Министра жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от /// года (Ответчик 2). В обоснование решения ответчики ссылаются на тот факт, что в 2008 году им было подарено дочери 1/2 доли жилого дома общей площадью ... и оставлено за собой право проживания в жилом помещении. По мнению ответчиков это является намеренным отказом участника подпрограммы от жилой собственности с целью получения ГЖС. Считает, что указанные решения незаконны. Он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. С 20 сентября 1995 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди в Администрации г. Чайковский. Законом РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривается обеспечение жилой площадью. Во исполнение предписаний законодательства РФ Правительством России была принята Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, а позднее Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, которая включает в себя подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Начиная с 2006 года, ежегодно, с учетом бюджетного процесса РФ, он вступал в указанную подпрограмму, однако по окончании каждого финансового года в связи с тем, что государственный жилищный сертификат ему так и не выдавали, он был вынужден отказываться от участия в Подпрограмме на уходящий год и на следующий год вступать в Подпрограмму заново. 10 июня 2010 года им было написано заявление о включении в состав участников подпрограммы на 2011 год. 30 августа 2011 года на имя Главы Чайковского муниципального района им было подано заявление на выдачу ГЖС. Ответчиками было вынесено решение об отказе в оформлении бланка ГЖС, поскольку он намеренно ухудшил свои жилищные условия и намеренно отказался от жилой собственности с целью получения сертификата. С такими выводами нельзя согласиться. Между действиями гражданина и целью таких действий – получение ГЖС, должна быть установлена прямая причинная связь, что в его случае не имеется. Отчуждение дочери доли жилого дома произошло в 2008 году, в то время как нуждающимся в улучшении жилищных условий он был признан в 1995 году. К моменту отчуждения жилья он уже трижды становился участником Подпрограммы. Еще до дарения дочери жилого дома он имел право на участие в ней и не дарил дочери жилье лишь с той целью, чтоб его включили в Подпрограмму и выдали сертификат. Дарение дочери доли жилого дома не было связано с целью получения ГЖС. Указанная Федеральная целевая программа, Правила выпуска ГЖС не говорят ни о самом намеренном ухудшении гражданами своих условий, ни о применяемых к таким гражданам мерах воздействия. В соответствие со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться. Необходимо учитывать причины отчуждения жилого дома. Указанный дом был приобретен им совместно с дочерью 14 мая 1998 года. В указанном доме имелось печное отопление, электроснабжение и была проведена холодная вода. Дом был жилой площадью 24 кв.м, общей полезной площадью 53 кв.м, требовались замена пяти наружных оконных блоков, крыша подлежала ремонту, стойка на фундаменте находилась в ветхом состоянии, три ряда задней части фасада подлежали замене. /// года его дочь Т. вышла замуж, ей была присвоена фамилия С. Между ними была достигнута договоренность о том, что он подарит ей свою долю в доме, сохранив за собой право проживания в нем, а они вместе с мужем проведут капитальный ремонт дома и они будут проживать в одном доме. За период по настоящее время семья его дочери за свой счет провела ремонт и реконструкцию дома, увеличили жилую площадь до 47,7 кв.м, а общую до 77 кв.м, осуществили газификацию дома, обеспечили горячее водоснабжение. После регистрации права собственности на земельный участок и дом в 2008 году, он оформил договор дарения своей доли дочери. В настоящее время помимо него в доме проживают 7 человек.

В судебное заседание, назначенное на /// года истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные объяснения, согласно которым, со слов представителя Министерства ЖКХ Пермского края основанием для отказа ему в выдаче ГЖС явился п. 44 Постановления Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года, а именно не представление документа, подтверждающего отсутствие у него жилых помещений для постоянного проживания. В материалах учетного дела имеется договор найма жилого помещения ///, заключенный между ним и собственницей дома – С. Этот договор подтверждает, что жилья для постоянного проживания он не имел. В ноября 2011 года С.. дом продала. Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении его дочери и других лиц, представлены ответчиком в нарушение их права на неприкосновенность частной жизни, принципов обработки персональных данных. В настоящее время собственники дома попросили его съехать из указанного дома, в связи с этим, он выписался с указанного адреса и в настоящее время прописан и проживает в квартире родственника. Таким образом, он является нуждающимся в жилом помещении. /// Администрацией Чайковского городского поселения ему выдана справка о том, что он состоит на соответствующем учете. Факт отчуждения доли в праве собственности он не скрывал, что подтверждается предоставлением в материалы учетного дела свидетельства о государственной регистрации права собственности на дом Стрельниковой Н.Н.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края возражал против исковых требований, пояснил, что Законом РФ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрены меры социальной поддержки – обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленным Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (ГЖС) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Для участия в Подпрограмме граждане подают в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают документы установленные п. 19 Правил. Согласно п. 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, необходимо представить заявление на получение сертификата в планируемом году. Истец ежегодно выражал свое согласие на получение сертификата в очередном финансовом году, а не отказывался от участия в подпрограмме, как указывает истец в заявлении. Согласно Правилам, граждане – участники Подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, получают сертификат только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче жилых помещений в государственную или муниципальную собственность. Отказ Министерства ЖКХ Пермского края истцу в предоставлении ГЖС был принят в рамках предоставленных полномочий, установленных постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2009 года № 868-п «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Пермского края» и приказом Министерства ЖКХ Пермского края от 18 мая 2010 года № СЭД-38-01-03-48 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов», согласно которому Министерство в течение 10 рабочих дней с даты получения учетных дел граждан от органов местного самоуправления производят их проверку на предмет полноты предоставленных документов, соответствия документов требованиям, установленным Правилами, и принимают решения об оформлении или отказе в оформлении бланка ГЖС. Пунктом 44 Правил определен перечень документов, предоставляемых для получения сертификата. Подпунктом «ж» п. 44 Правил установлено обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения за исключением случаев, когда гражданин представит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. В случае непредставления или неполного представления указанных документов, сертификат не выдается. Проверка учетного дела истца выявила, что обязательство о сдаче жилого помещения, как и документ, подтверждающий отсутствие у истца жилого помещения для постоянного проживания отсутствуют. Свидетельство о государственной регистрации права С. и договор найма жилого помещения, заключенный между С. и истцом не подтверждают отсутствие у истца жилого помещения для постоянного проживания, в связи с тем, что истец до заключения договора найма имел долю в праве собственности на жилое помещение, пользовался им бессрочно без ограничения сроков и зарегистрирован в нем. Ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. В настоящее время истец проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности своей дочери и является членом ее семьи. Истец преднамеренно произвел отчуждение доли в праве собственности на жилое помещение, намеренно ухудшив жилищные условия, что привело к невозможности исполнения условий подпрограммы. Признавая истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, Администрация Чайковского городского поселения не проверила уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Торощина Н.С. с учетом членов его семьи.

Представители Администрации Чайковского муниципального района возражали против исковых требований по доводам, изложенным представителем Министерства ЖКХ Пермского края.

Представитель Администрации Чайковского городского поселения пояснил, что Администрация осуществляет ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В списках очередности на улучшение жилищных условий Торощин Н.С. состоит с сентября 1995 года. Перерегистрация граждан, состоящих на указанном учете, производится Администрацией один раз в два года для подтверждения обоснованности нахождения на учете. Указанная перерегистрация проводится на основании Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Торощин Н.С. не представлял сведений об изменении жилищных условий в Администрацию г. Чайковского и позднее Администрацию Чайковского городского поселения для проверки нуждаемости в обеспечении жилым помещением, поэтому она не проводилась, Торощин Н.С. продолжал состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по первоначальному основанию. /// года Торощин Н.С. обратился в Администрацию с соответствующим заявлением, согласно которому в его собственности жилых помещений нет. /// года Торощину Н.С. была выдана справка о том, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Торощин Н.С. признан Администрацией Чайковского городского поселения нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако, при принятии данного решения не учитывался факт отчуждения им права собственности в жилом доме дочери, а также наличие в собственности членов его семьи жилых помещений.

Третье лицо Министерство регионального развития Российской Федерации было извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление, согласно которому формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Правила выпуска и реализации сертификатов установлены Правительством РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения, а также порядок принятия на учет и порядок снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным кодексом РФ. Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Вместе с тем, согласно п. 16.2 Правил, в случае отчуждения гражданином – участником Подпрограммы жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в п.п. «в» п. 16.1 Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется, как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения составляет не менее 18 кв.м. В остальных случаях выдача сертификата возможна при исполнении условий, предусмотренных п.п. «в» п. 16.1 настоящих Правил.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска Торощина Н.С. должно быть отказано.

В соответствие со ст. 3 закона Российской Федерации «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно ст. 4 Закона социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 5 Закона установлено, что возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, помимо прочих, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения.

Указанной категории граждан в соответствие со ст. 15 настоящего Закона предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Торощин Н.С. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается удостоверением ..., выданным /// (...).

В соответствие с п. 3 ст. 13 закона Российской Федерации «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Торощин Н.С. относится к числу граждан, для которых названным Законом предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью.

Исходя из приведенных положений Закона, условием признания за гражданином права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат), помимо статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, одновременно является нуждаемость такого гражданина в улучшении жилищных условий.

21 сентября 1995 года на основании постановления главы Администрации г. Чайковский ... Торощин Н.С. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что он и члены его семьи (жена и дочь) были обеспечены жилым помещением площадью менее установленного уровня: в собственности Торощина Н.С. и его дочери имелась однокомнатная квартира по <адрес>

На момент постановки Торощина Н.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, основания для приобретения такого статуса и его прекращения предусматривались ст.ст. 29 и 32 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, помимо прочих, граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствие со ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в, том числе, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В настоящий момент основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ, согласно которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

После постановки Торощина Н.С. на учет, /// он произвел обмен указанной квартиры на жилой дом, расположенный на <адрес>. Согласно техническому паспорту общая площадь жилого дома составляет 77 кв.м, жилая площадь – 47,7 кв.м ...

Указанный жилой дом находился в общей долевой собственности Торощина Н.С. и его дочери Стрельниковой (Торощиной) Н.Н., доля в праве 1/2.

С 26 мая 1998 года Торощин Н.С. был постоянно зарегистрирован и проживал по указанному адресу ...

Согласно объяснений представителя Администрации Чайковского городского поселения, Торощин Н.С. не представлял сведений об изменении жилищных условий в Администрацию г. Чайковского и позднее Администрацию Чайковского городского поселения для проверки нуждаемости в обеспечении жилым помещением, поэтому она не проводилась, Торощин Н.С. продолжал состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по первоначальному основанию.

По смыслу Закона основанием для предоставления рассматриваемой меры социальной поддержки указанной категории граждан является фактическая нуждаемость в улучшении жилищных условий. Поскольку жилищное положение гражданина может измениться после постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, наличие оснований для предоставления указанной меры социальной поддержки подлежит проверке уполномоченным органом при ее предоставлении.

Как указывалось выше, ст. 15 Закона, установлено, что обеспечение рассматриваемой категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы, которая, помимо прочего, имеет своей целью выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Указанной Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 – 2015 годы» предусмотрена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в рамках которой, осуществляется реализация обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки категорий граждан, указанных в ст. 13 указанного Закона, а именно по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью.

Данной подпрограммой установлено, что граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счет средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз. Участие в подпрограмме является добровольным. Подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Указанным постановлением также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее – Правила).

Согласно п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (п. 13 Правил).

Согласно п. 16 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м - на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил (п. 17 Правил).

Пункт 16.1 Правил устанавливает, что норматив, указанный выше, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Согласно п. 16.2 Правил, в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.

Выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты) (п. 18 Правил), которые определяют порядок оформления и выдачи сертификатов (п. 32 Правил).

В соответствие с п. 19 Правил для участия в подпрограмме указанные граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением следующих документов:

документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы установлены п. 22 Правил, ими являются:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Условия получения сертификата установлены в п. 44 Правил. Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:

а) заявление;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений;

и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Торощин Н.С. с 2006 года является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», состоит в очереди на получение государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС). Ежегодно Торощин Н.С. представлял заявления главе Администрации Чайковского муниципального района, в которых подтверждал свое участие в этой подпрограмме и осведомленность об условиях участия в ней.

В 2008 году подошла очередь Торощина Н.С. на получение ГЖС, однако 27 марта 2008 года в Администрацию Чайковского муниципального района он представил заявление об отказе от участия в подпрограмме в 2008 году и, соответственно, на получение ГЖС в 2008 году и просил включить его в состав участников подпрограммы на 2009 год (...).

22 июня 2009 года Торощин Н.С. представил в Администрацию заявление об отказе от участия в подпрограмме в 2009 году и о принятии его в состав участников подпрограммы в 2010 году.

07 мая 2008 года Торощин Н.С. подарил свою долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, своей дочери С.. ... После чего, в собственности Торощина Н.С. жилых помещений не было.

21 июня 2008 года между С.. и Торощиным Н.С. заключен договор найма жилого помещения в указанном жилом доме сроком на 5 лет по 20 июня 2013 года. Плата за наем договором не предусмотрена ...

10 июня 2010 года Торощин Н.С. представил главе Чайковского муниципального района заявление о включении его в состав участников подпрограммы на 2011 год, в котором указывал только себя, без членов семьи ...

30 августа 2011 года Торощин Н.С. обратился к главе Чайковского муниципального района с заявлением о выдаче ему ГЖС, без учета членов семьи ...).

Письмом Министра жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 13 сентября 2011 года было отказано в оформлении бланка ГЖС Торощину Н.С. в связи с тем, что последний подарил дочери долю в праве собственности на жилой дом, оставляя за собой право на проживание в нем, не представил обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Торощин Н.С., являясь участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», претендующий на получение социальной выплаты посредством ГЖС, имел на праве общей долевой собственности жилой дом общей площадью 77 кв.м. (доля в праве собственности 1/2).

По смыслу Закона, а также п.п. 16, 16.1, 16.2 указанных Правил, он был вправе претендовать на получение ГЖС исходя из нормативов, установленных в п. 16 Правил, в случае принятия обязательства о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Однако, Торощин Н.С., являясь участником Подпрограммы, произвел отчуждение своей доли в праве собственности на указанный жилой дом своей дочери, после чего, обратился с заявлением о выдаче ему ГЖС. Причем, в заявлении он просил выдать ГСЖ на себя одного, без указания членов семьи, в связи с чем, при исчислении размера общей площади жилого помещения для предоставления ГЖС, должен был приниматься норматив, установленный п. 16 Правил – 33 кв.м.

При таких обстоятельствах, в силу п. 16.2 Правил, Торощин Н.С. мог претендовать на получение ГЖС, лишь в случае, если размер общей площади жилого помещения, отчуждение которого он произвел, превышал общую площадь жилого помещения, установленную по нормативу на 18 кв.м.

Однако, общая площадь доли жилого дома, которая находилась в собственности Торощина Н.С. и была им отчуждена, составляет 38,5 кв.м. (77 /общая площадь/ * 1/2 /доля в праве собственности/), что превышает размер общей площади жилого помещения по нормативу предоставления (33 кв.м.).

Таким образом, в силу абз. 2 п. 16.2 Правил Торощин Н.С. мог претендовать на получение ГЖС, лишь при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил, то есть при принятии обязательства им и членами его семьи о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Указанного обязательства Торощиным Н.С. принято не было, в связи с чем, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края было обоснованно отказано ему в выдаче ГЖС в 2011 году.

Поскольку право на обеспечение жильем указанной категории граждан реализуется посредством выдачи государственного жилищного сертификата, оно не может быть установлено без учета соблюдения гражданином существующего порядка и оснований получения сертификата, при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Торощина Н.С. нет.

Доводы Торощина Н.С. о том, что он состоял и состоит в настоящее время на учете в Администрации Чайковского городского поселения в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не влияют на разрешение данного дела, поскольку судом установлено, что Администрация Чайковского городского поселения не обладала сведениями об изменении жилищного положения Торощина Н.С. после постановки его на соответствующий учет. Согласно объяснениям представителя Администрации Чайковского городского поселения 17 ноября 2011 года Торощин Н.С. обратился в Администрацию с соответствующим заявлением, согласно которому в его собственности жилых помещений нет. Торощин Н.С. признан Администрацией Чайковского городского поселения нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако, при принятии данного решения не учитывался факт отчуждения им права собственности в жилом доме дочери, а также наличие в собственности членов его семьи жилых помещений.

Администрация Чайковского муниципального района, которая ведет работу с гражданами в рамках указанной Подпрограммы, не осуществляет учет лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, запрашивая сведения об этих лицах в Администрации Чайковского городского поселения.

Также не являются обоснованными доводы истца о том, что у него и членов его семьи не было необходимости принимать обязательство о сдаче жилого помещения, поскольку у него отсутствовало жилье для постоянного проживания. Судом установлено, что на момент решения вопроса о выдаче ГЖС Торощин Н.С. постоянно проживал в доме по <адрес> был вселен в этот дом в качестве собственника, а после отчуждения своей доли в праве общей собственности своей дочери, продолжил проживать в нем в качестве члена семьи собственника жилого помещения. Таким образом, в силу ст. 31 ЖК РФ, Торощин Н.С. с отчуждением своей доли в праве собственности на указанный жилой дом, не утратил право пользования им наравне с его собственником. Об этом свидетельствует сам истец в исковом заявлении, указывая, что между ним и дочерью была достигнута договоренность о том, что он подарит ей свою долю в доме, сохранив за собой право проживания в нем.

Доводы истца о том, что для отказа в выдаче ГЖС необходимо безусловное установление прямой связи между действиями гражданина по отчуждению жилого помещения, находящегося в его собственности, и целью таких действий – получение ГЖС, основаны на неверном толковании закона. Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов решение вопроса о выдаче ГЖС не поставлено в зависимость от установления цели гражданина, которую он преследовал при отчуждении принадлежащего ему жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 193,194,197,198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Торощина Н.С. к Администрации Чайковского муниципального района и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании незаконными отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, отказа в оформлении бланка государственного жилищного сертификата, признании права на получение и обязании выдать государственный жилищный сертификат - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: