Иск прокурора к адммнистрации Сосново опризнании о возложении обязанности разработать порядок сбора и вывоза отходов, удовлеторен



Дело № 2-1221

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                  

ДД.ММ.ГГГГ

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Козловой О.Ф.

при секретаре Орловой А.Ю.

с участием прокурора Юлдашевой Э.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по заявлению Чайковского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновского сельского поселения о признании бездействия в части неисполнения требований Федерального закона «Об отходах производства» противоречащим действующему законодательству, возложении обязанности разработать порядок сбора и вывоза отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды, и представить его для утверждения Совету депутатов, организовать сбор и вывоз отходов на территории поселения, разработать порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, представить его на утверждение Совету депутатов, информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп

                                                              у с т а н о в и л:

            Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновского сельского поселения о возложении обязанности по исполнению полномочий в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, просил признать бездействие органа местного самоуправления в части неисполнения требований ФЗ «Об отходах производства и потребления» противоречащим действующему законодательству, возложить на ответчика следующие обязанности:

- разработать порядок сбора и вывоза отходов на территории поселения, предусматривающего их разделение на виды, и представить его для утверждения Совету депутатов Сосновского сельского поселения;

- организовать сбор и вывоз отходов на территории поселения в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;

- разработать порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, представив его для утверждения Совету депутатов Сосновского сельского поселения и информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора;

- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся в результате деятельности населения и хозяйствующих субъектов сельского поселения.

В обоснование заявления указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства «Об отходах производства и потребления» в деятельности администрации Сосновского сельского поселения установлено, что на территории муниципального образования в результате жизнедеятельности населения и производственной деятельности индивидуальных предпринимателей, организаций образуются различные по степени опасности и фракционному составу отходы, которые подлежат сбору и вывозу с территории населенных пунктов.

В нарушение требований законодательства, администрацией Сосновского сельского поселения не разработан порядок сбора и вывоза отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды. Тем самым органом местного самоуправления не исполнены функции, возложенные на него Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»

В населенных пунктах не оборудованы места для временного складирования отходов, контейнеры не установлены. Отходы, образующиеся на территории поселения, вывозятся не оборудованным для этих целей транспортом, принадлежащим администрации поселения и ООО «Сосновская коммунальная компания».

Размещение отходов осуществляется на земельном участке, в 5 км от д.Дедушкино, Чайковского района, который отведен для этих целей постановлением администрации г.Чайковского от 03.03.2003 года №522, но администрации Сосновного сельского поселения не передан, в соответствии с санитарными нормами не обустроен, в связи с чем использование его в качестве полигона для бытовых отходов недопустимо.

С 01.01.2011г. население в массовом порядке использует компактные люминесцентные лампы, имеющие в своем составе токсичное вещество – ртуть. Это вызвало образование нового вида бытовых отходов – отработанных ртутных ламп. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, порядок сбора не определен, что является грубым нарушением закона «Об отходах производства и потребления» и создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды и причинения вреда здоровью человека

            В судебном заседании помощникЧайковского городского прокурора Юлдашева Э.И. на удовлетворении заявления настаивала, приводила изложенные в нем доводы.

Администрация Сосновского сельского поселения о рассмотрении дела извещена, представитель в судебное заседание не направлен, об уважительных причинах неявки не сообщено, просьбы о рассмотрении дела в отсутствии представителя от ответчика не поступало, судом определено дело рассмотреть в порядке заочного производства.

Заявление подлежит удовлетворению.

            Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

            Согласно ч.1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Отходами производства и потребления (далее «отходы»), в соответствии со ст. 1 упомянутого Федерального закона, являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под сбором отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещение таких отходов.

            Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ч.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

            Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

        По правилам ч.1, ч.2 ст. 13 упомянутого Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

          Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

        Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

         Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. № 681 утверждены Правила обращения отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, устанавливающие порядок обращения с этими отходами производства и потребления, обязательные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…

         Согласно ст. 5 Правил накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.

        Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора (ст. 8 Правил).

            В соответствии с ч.1 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.

            В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению хозяйственного обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.           

Муниципальное образование «Сосновское сельское поселение» в границах своей территории осуществляет местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения, включая вопросы организации сбора, хранения и вывоза бытовых отходов и мусора.

           Администрацией Сосновского сельского поселения не разработан порядок сбора и вывоза отходов на территории поселения, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), а также порядок сбора чрезвычайно опасных отходов -отработанных ртутьсодержащих ламп, информирования физических лиц и хозяйствующих субъектов о порядке осуществления такого сбора. В населенных пунктах поселения не оборудованы места для временного складирования отходов, не установлены контейнеры, отходы, образующиеся на территории поселения вывозятся не оборудованным для этих целей транспортом, принадлежащим администрации поселения и ООО «Сосновская коммунальная компания». Размещение отходов осуществляется на земельном участке, который отведен для этих целей, однако, администрации Сосновского сельского поселения не передан, надлежащим образом, как объект размещения отходов, не оборудован. Сбор чрезвычайно опасных отходов не организован.

    

Неисполнение ответчиком возложенных на него действующим законодательством требований по обращению с отходами производства и потребления, включая чрезвычайно опасные, ведет к причинению вреда окружающей среде, нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

         Руководствуясь ст. ст. 193, 194, 197,198, 235 ГПК РФ, суд

                                                 РЕШИЛ:

            Признать бездействие администрации Сосновского сельского поселения в части неисполнения требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» по определению порядка сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования, включая сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, организации сбора и вывоза отходов, включая отработанные ртутьсодержащие лампы, противоречащим действующему законодательству.

Возложить на администрацию Сосновского сельского поселения следующие обязанности:

-разработать порядок сбора и вывоза отходов с территории поселения, предусматривающий их разделение на виды, и представить его на утверждение Совету депутатов Сосновского сельского поселения;

-организовать сбор и вывоз отходов на территории поселения в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления;

-разработать порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, представить его для утверждения Совету депутатов Сосновского сельского поселения и информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора;

-организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, образующихся в результате деятельности населения и хозяйствующих субъектов муниципального образования.

            Администрация Сосновского сельского поселения вправе в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения подать заявление об отмене этого решения в Чайковский городской суд Пермского края.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяцапо истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

                                             Судья: