Дело № 2-1359 17 августа 2012 года Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Чайковский городской суд Пермского края в составе председательствующего Устиновой Л.А. при секретаре Шалимовой А.Ю. с участием прокурора Мыц Ю.Б. истца Вилесовой А.С. представителя администрации Чайковского городского поселения Парфеновой Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковский дело по заявлению Чайковского городского прокурора в интересах Вилесовой А.С. к администрации Чайковского городского поселения о возложении обязанности поставить ее на учет нуждающихся в предоставлении жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, у с т а н о в и л: Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Вилесовой А.С. к администрации Чайковского городского поселения о возложении обязанности поставить ее на учет нуждающихся в предоставлении жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. В обоснование требований указал, что Вилесова А.С. имеющая статус лица, оставшегося без попечения родителей, закрепленного за ней жилья не имеет, фактически в настоящее время проживает в <адрес> в квартире своего бывшего воспитателя без регистрации, претендовать на это жилье не вправе, своего жилья для проживания не имеет. При таких обстоятельствах Вилесовой А.С. отказано в постановке на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по основанию, что у нее имеется жилье с ссылкой на адрес регистрации – <адрес>. В соответствии с положениями Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. До настоящего времени истица жильем не обеспечена, в связи с чем на администрацию Чайковского городского поселения должна быть возложена обязанность поставить ее на учет нуждающихся в предоставлении жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, и предоставить ей благоустроенное жилого помещения в г. Чайковский Пермского края по договору социального найма, площадью не менее нормы предоставления. В судебном заседании прокурор поддержал требования о возложении на администрацию Чайковского городского поселения обязанности по постановке истицы на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилья в льготном порядке по этой категории за счет средств краевого бюджета, приводит доводы, изложенные в заявлении. Настаивает, что поскольку на основании представления прокурора внесены изменения в постановления администрации, определявшего закрепление за ребенком жилья, следовательно, в настоящее время закрепленного за истицей жилья нет, факт регистрации по указанному адресу ее право на проживание не определяет, поскольку указанная квартира изначально была предоставлена деду истицы, поэтому прокурор делает вывод, что безусловного подтверждения права истицы не определяет. Вилесова А.С. в судебном заседании требования прокурора поддержала. Пояснила, что она, действительно, осталась с раннего возраста без опеки родителей, мать, имеющая статус одинокой матери, была лишена родительских прав, истица воспитывалась в детском доме и приемной семье, в период обучения в профессиональном училище, в том числе в настоящее время, проживает в семье воспитателя К. с сыном которой проживает одной семьей без регистрации брака, воспитывают дочь У.. По <адрес> двухкомнатная не благоустроенная квартира, муниципальная, где кроме нее и дочери зарегистрированы другие родственники, фактически проживают ее тетя с дядей. Она на вселение не претендовала, если бы решила заселиться, проживающие не возражали бы. Не вселяется, поскольку места для проживания ее семьи в указанной квартире мало. Другого своего жилья либо право пользования, не имеет. Нуждается в предоставлении жилья, другого варианта получения жилья не усматривает, средств для приобретения сама не имеет. Поскольку, несмотря на ее обращение в Администрацию, изменения ситуации не последовало, согласна, что такие требования предъявляет прокурор. Представитель администрации Чайковского городского поселения иск не признала, суду пояснила, что статус истицы, как лица, оставшегося без попечения родителей, администрация не оспаривает, отказано в постановке на учет для предоставления жилья по указанной категории граждан, поскольку из представленных истицей документов установлено, что она зарегистрирована и, следовательно, имеет право пользования жильем по <адрес>. Была затребована информация, установлено, что квартира муниципальная, кроме истицы и ее дочери зарегистрированы еще родственники, кто фактически проживает либо претендует на проживание представитель не знает, за оформлением договора социального найма ни истица, ни другие зарегистрированные граждане не обращались. Право на жилье истицы не оспаривалось, решений о ее выселении не выносилось. При таких обстоятельствах, представитель полагает, истица, имея право пользования муниципальным жильем, не вправе претендовать на постановку на учет для внеочередного получения жилья. Заявление прокурора не подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительство), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди обеспечиваются жилой площадью при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения. Аналогичная норма содержится в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с указанием на то, что порядок обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью установлен нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п. 3 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за лицом жилого помещения. На основании п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005г. № 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения наделены органы местного самоуправления. Таким образом, указанными актами, а также Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п обязанность по осуществлению учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении возложена на органы местного самоуправления. Вилесова А.С. родилась ///, ее мать В. имела статус одинокой матери, что подтверждается представленными документами ЗАГСа об оформлении актовой записи о рождении истца (...). На основании решения Чайковского суда от ///. В. была лишена родительских прав (...), А.С. была устроена в детское учреждение- МУСО «Центр социальной помощи семье и детям», затем передана в приемную семью, обучалась в школе, затем в профессиональном училище. В настоящее время истица восстановлена на 3 курсе, с сентября продолжит обучение и находится на обеспечении учебного учреждения- <данные изъяты>. /// постановлением главы Чайковского муниципального района было определено сохранить за несовершеннолетней Вилесовой А.С. право пользования жилым помещением по <адрес>, запретив без разрешения органа опеки его отчуждение, сдачу внаем, снятие с регистрационного учета, регистрацию иных лиц (...). На основании протеста Чайковского городского прокурора от /// об отмене постановления в части закрепления за Вилесовой А.С. жилья, администрацией Чайковского муниципального района вынесено постановление от /// года об изменении постановления от /// года, исключении положения о закреплении за несовершеннолетней жилья по <адрес> (...). До настоящего времени истцом не было приобретено жилье в собственность либо права на жилье по другому, кроме заявленного, адресу. Это обстоятельство установлено из пояснений участников процесса и подтверждено по результатам розыска через регистрационную службу. В настоящее время истец проживает без регистрации в <адрес> с фактическим супругом, ведут общее хозяйство, воспитывают общего ребенка, претендовать на это жилье истица не намерена. Пояснила, что условия ее проживания не обсуждались, договоров, устанавливающих условия проживания, срок, размер оплаты, не оформлялось с собственником. Свидетель К. пояснила суду, что истица, действительно, проживает в ее квартире в <адрес>, поскольку находится в фактических брачных отношениях с ее сыном, с ними также проживает малолетний ребенок У.. Истица и У. прописаны по <адрес>. Полагает, там стесненные условия, хотя родственники не возражают против проживания истицы в указанной квартире, пускают ее для проживания, условий для проживания семьи там нет- двухкомнатная неблагоустроенная квартира. Знает, что документов на квартиру у истицы нет. За оформлением договора социального найма не обращалась, право собственности на это жилье за истекший период также не оформляла. Суд не считает возможным принять доводы прокурора, что поскольку постановление от /// отменено в части закрепления за несовершеннолетней тогда истицей жилья по месту регистрации, следовательно, закрепленного жилья нет, при этом имеются основания претендовать на постановку на учет : статус лица, оставшегося без попечения родителей и отсутствие закрепленного жилья. Суд полагает, что внесенные в постановление от /// изменения, отсутствие закрепленного за истицей жилья не определяет ее право постановки в очередь для льготного получения жилья. Установленная законом мера защиты прав несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей- закрепление за ним жилья имеет целью не допустить распоряжения этим объектом без учета интересов несовершеннолетнего. При этом, отсутствие постановления о закреплении жилья не исключает права гражданина на жилье, в том числе право пользования, оформленное прежде по месту жительства и регистрации ее матери, как производное от права родителя. Правового значения на кого выдан ордер, кому первоначально предоставлялось жилье не имеет, предоставление, как пояснили участники процесса и отказались подтвердить документами, изначально квартиры по договору социального найма деду истицы не влечет принятия другого решения. Имеет значение, что ее право на жилье было зафиксировано письменно, подтверждено регистрацией по указанному адресу и не оспорено до настоящего времени. Представленные документы подтверждают право истицы претендовать на проживание в муниципальной квартире по <адрес>. Вывод об отсутствии права истицы на это жилье в рамках заявленных требований не может быть сделан, ее право никем не оспорено, допрошенные в суде участники подтвердили, что претензий к ней по праву на жилье никем не предъявлялось, требований не рассматривалось. Истица и свидетель К. пояснили, что условия для проживания стесненные, но при желании заселиться, родственники возражений не выражают, ее право не оспаривают. Таким образом, установленные абз.2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условия для приобретения права на внеочередное обеспечение жилым помещением у истицы не установлены, она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ней не закреплялось, но она имеет не оспоренное в настоящее время право пользования муниципальным жильем. Проанализировав установленные выше обстоятельства, а также действующее в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодательство, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для возложения на администрацию Чайковского городского поселения обязанности по постановке Вилесовой А.С. на жилищный учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, поскольку право на жилое помещение по адресу: <адрес> Вилесова А.С. до настоящего времени не утратила, а в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей вне очереди обеспечиваются жилой площадью при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения. Суд полагает, Чайковским городским прокурором избран не надлежащий способ зашиты нарушенного права Вилесовой А.С.. Оснований претендовать на получение по договору социального найма жилья по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ, судом не установлено. Это не исключает право претендовать на постановку на учет и предоставление жилья как нуждающейся в улучшении жилищных условий по другому основанию, чем предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. С учетом установленного порядка реализации прав указанной категории граждан, суд отказывает в удовлетворении заявления прокурора о возложении обязанности на администрацию Чайковского городского поселения поставить истицу на учет нуждающихся в предоставлении жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Чайковскому городскому прокурору в удовлетворении требований по заявлению интересах Вилесовой А.С. к администрации Чайковского городского поселения о возложении обязанности поставить ее на учет нуждающихся в предоставлении жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд. Судья: