о предоставлении жилья



Дело № 2-1279 28 августа 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Чайковский городской суд Пермского края в составе

председательствующего Устиновой Л.А.

при секретаре Шалимовой А.Ю.

с участием прокурора Мыц Ю.Б.

представителя администрации Чайковского муниципального района Кирьяновой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковский дело по заявлению Чайковского городского прокурора в интересах Самонкина Н.В. к администрации Чайковского муниципального района Пермского края об обеспечении жилым помещением

у с т а н о в и л:

Чайковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Самонкина Н.В. к администрации Чайковского муниципального района Пермского края об обеспечении его благоустроенным жилым помещением в г. Чайковский Пермского края. В обоснование иска указал, что Самонкин Н.В., имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей, закрепленного за ним жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 2010 года. Его мать умерла, отец уклонялся от исполнения родительских обязанностей, в связи с чем он проживал под опекой опекуна Б.., обучался и находился на обеспечении учебного учреждения- Чайковского профессионально- педагогического колледжа, которое 26 июня 2012 года закончил, в период обучения и проживания у опекуна своего жилья не приобрел, такой возможности не имеет.

В соответствии с положениями Федерального Закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. До настоящего времени Самонкин Н.В. жильем не обеспечен, в связи с чем на органы местного самоуправления должна быть возложена обязанность по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения в г. Чайковский Пермского края по договору социального найма, площадью не менее нормы предоставления, за счет средств, выделенных из бюджета Пермского края администрации Чайковского муниципального района на приобретение жилья для истца.

Требования о возложении на администрацию Чайковского муниципального района обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения Самонкину Н.В. за счет средств краевого бюджета, в судебном заседании прокурор поддержал, дополнительных доводов и обоснований, кроме изложенных в заявлении, не приведено.

Самонкин Н.В. в судебном заседании заявленные в его интересах требования поддержал. Пояснил, что он действительно в детстве потерял мать, поскольку отец проживал отдельно и не участвовал в содержании и воспитании его и сестры, они были переданы под опеку тети, в ее квартире были прописаны для оформления пособий. Их право на жилье у опекуна не признано, членом ее семьи себя не считает, по совершеннолетию стал проживать отдельно, в настоящее время снимает квартиру, сохраняется регистрация, оформленная у опекуна. Закрепленного за ним жилья нет, в период жизни матери, также проживали на квартире тети. Другой возможности, средств, для приобретения жилья у него нет.

Представитель администрации Чайковского муниципального района по доверенности Кирьянова Н.Н. иск не признала, суду пояснила, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязательством субъекта Российской Федерации, администрация Чайковского муниципального района приобретает жилье для указанной категории граждан за счет средств краевого бюджета, выделенных на эти цели. В пределах выделенных финансовых средств эти обязанности органом местного самоуправления исполняются. В объеме финансирования обеспечены нуждающиеся в порядке их поступления на учет. Статус истца, его права на получение жилья по указной категории, не оспаривается. Данных за наличие у истца жилья в собственности либо в пользовании, у администрации нет. Полагает, что необходимости в судебном решении для обеспечения истца жильем нет, поскольку его право установлено, он состоит в списках по указанной категории льготников и при наличии финансирования, будет обеспечен жильем. Не согласие ответчика с иском определяется не достаточным финансированием, отсутствием средств для приобретения жилья всем льготникам.

3 лицо - Правительство Пермского края представило письменный отзыв на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства. Возражая против заявленных Чайковским городским прокурором в интересах Самонкина Н.В. требований, Правительство Пермского края приводит доводы о том, что гарантии по внеочередному обеспечению жильем Федеральным законом №159-ФЗ установлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при доказанности соответствующего статуса, отсутствия другого жилья, закрепленного за истцом, окончания пребывания в соответствующем образовательном либо социальном учреждении. Также приводит довод, что прокурором не обоснованно приводится норма предоставления – 33 кв. метра. Полагает, подлежит применению норма предоставления, установленная органом местного самоуправления. Разработанная Методика определяет, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 33 кв.м принимается лишь для расчета размера субвенций.

Определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации- Пермский край- определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органом местного самоуправления. Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета направляются непосредственно органам местного самоуправления и расходуются по целевому назначению- приобретение, строительство и реконструкция жилья с последующим его предоставлением на условиях договора социального найма детям –сиротам.

Правительство Пермского края обязанности по финансированию исполняет своевременно и в полном объеме. Считает, что исполнение требования, указанного прокурором, приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных детей-сирот жилыми помещениями.

В заключении прокурор полагал необходимым удовлетворить заявленные требования.

Заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с абз.2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 упомянутого Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) (статья 5).

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (в ред. от 01.11.2008 г. №334-ПК)

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №16-П утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым определен порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на эти цели.

Указанным положением на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств краевого бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 244-ПК « О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв.м для одиноких граждан.

Согласно ст. 1 п.9 этого Закона право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, Самонкин Н.В. родился <данные изъяты>, его родители С. и П. на момент его совершеннолетия участия в содержании и воспитании ребенка не принимали, мать умерла /// г. Вопрос лишении родительских прав отца не решен в связи с совершеннолетием ребенка. Факт оставления истца без попечения родителей подтвержден решением суда от /// года, Самонкин Н.В. признан лицом, оставшимся без попечения родителей.

Несовершеннолетний Самонкин Н.В. ( ...). с 1.09. 2008 г. по 26.06.2012 года обучался в Чайковском профессионально-педагогическом колледже, его закончил, в настоящее время работает.

По ходатайству истца он принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по Чайковскому району с 24.02. 2010 года, состоит в списке под № 190 (на 2012 год) ( справка на ...). Эти обстоятельства подтверждаются и представленным администрацией учетным делом истца, не оспариваются и участниками процесса.

В настоящее время истец закончил обучение, проживает на съемной квартире, зарегистрирован по адресу опекуна, указанное жилье принадлежит опекуну по праву собственности. Права собственности либо права пользования этим жильем у подопечного не возникло. Не приобретено жилья истцом и самостоятельно.

Таким образом, установленные абз.2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условия для приобретения права на внеочередное обеспечение жилым помещением у Самонкина Н. В. имеются: он в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, в установленном порядке жилое помещение за ним не закреплялось, в 2012 году он закончил обучение в учреждении профессионального образования.

За реализацией гарантированного права на обеспечение жилой площадью истец обратился обоснованно, поставлен на учет, до настоящего времени его право не реализовано.

Чайковским городским прокурором избран надлежащий способ зашиты нарушенного ответчиками права Самонкина Н.В. на получение по договору социального найма жилья по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ.

Упомянутым законом обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы исполнительной власти по месту их жительства, при этом установленные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Средства краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают и используются по назначению администрацией Чайковского муниципального района.

С учетом установленного порядка реализации прав указанной категории граждан, суд удовлетворяет заявление прокурора о возложении обязанности по предоставлению Самонкину Н.В. благоустроенного жилого помещения за счет средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края- на администрацию Чайковского муниципального района, необходимости в постановлении решения суда по финансовому обеспечению приобретения жилья для истца - на Правительство Пермского края нет, поскольку этот механизм предусмотрен законом.

Определяя размер общей жилой площади помещения, которое должно быть предоставлено истцу, исходя из положений ст. 9 Закона от 14.07.2008 г. № 255-ПК, суд считает, что общая площадь предоставляемого Самонкину Н.В. жилого помещения должна быть не менее 33 кв. метров- социальной нормы предоставления, существующей на территории городского поселения.

Доводы представителя 3 лица в возражениях по иску о нарушении в случае удовлетворения иска прав других очередников, обладающих равными правами с истцом, правового значения не имеют. Из буквального толкования положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Состоявшееся судебное решение прав других нуждающихся лиц не нарушает, преимуществ истца на получение жилья среди указанной категории, не определяет.

Руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Чайковского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить Самонкину Н.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.

Судья: