О признании недействующими нормативных актов



Дело № 2-1840 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Чайковский городской суд Пермского края в составе

председательствующего Устиновой Л.А.

при секретаре Сабада А.Ю.

с участием прокурора Казакова Р.А.

заявителя К...

представителя заинтересованного лица Т...

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском гражданское

дело по заявлению К...

к Земскому Собранию Чайковского муниципального района

об оспаривании нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л :

К... обратился в Чайковский городской суд с заявлением о признании недействующими решений Земского собрания Чайковского муниципального района от 27.10.2010 № 844 «О внесении изменений в Устав Чайковского муниципального района» в части п. 1.8., от 29.11.2010 № 862 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района»,

Решение Земского Собрания Чайковского муниципального района № 844 от 27.10. 2010 года опубликовано в газете «Огни Камы» 27.11.2010г., решение от 29.11.2010 г. опубликовано в этой же газете 4.12.2010 г.

В судебном заседании заявитель на своих требованиях настаивает, пояснив, что указанное решение принято, по его мнению, с нарушением закона, регулирующего данные отношения. Указанное в решении от 27.10.2010г. изменение в Устав Чайковского муниципального района» устанавливает, что выборы в Земское собрание Чайковского муниципального района проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным и многомандатным избирательным округам, этим будет нарушено требование п.2 ч.4 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с которым, число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Делает вывод, что, следовательно, из 15 депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района жители Чайковского городского поселения могут избирать не более 6 депутатов, полагает должна быть установлена смешанная избирательная система, при которой депутаты представительного органа муниципального образования избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Настаивает, что несоответствие решений указанному закону нарушает его права на формирование органов местного самоуправления. Какие конкретно ограничения как избирателя либо кандидата в депутаты, установлены для него оспариваемыми решениями пояснить затрудняется, настаивает, что в его интересах было бы установление смешанной избирательной системы для участия в выборах как представителя партии.

Земское собрание Чайковского муниципального района заявленные требования не признало.

Представитель в судебном заседании пояснила, что действующая ранее редакция Устава Чайковского муниципального района» не устанавливала избирательную систему, по решению РИК выборы проводились по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам.

Принятое 27.10.2010 года решение о внесении изменений в Устав, устанавливает, что выборы в Земское собрание Чайковского муниципального района проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным и многомандатным избирательным округам.

29.11.2010 г. принято решение об утверждении схемы избирательных округов.

Пояснила, в соответствии с законом, положениями Устава, данными о численности избирателей, зарегистрированных на территории Чайковского муниципального района, были образованы один 4-х мандатный избирательный округ, два 2-х мандатных избирательных округа, четыре одномандатных избирательных округа, один 3-х мандатный избирательный округ.

Заявитель ошибочно считает, что оспариваемыми решениями не соблюдается требование, установленное п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что согласно оспариваемой схеме избиратели одного Чайковского городского поселения должны избирать 13 депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района второго созыва из 15 депутатов, что противоречит п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Земское собрание Чайковского муниципального района обращалось в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации за разъяснением действия нормы п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в совокупности со ст. 18 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Получен ответ профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, что между федеральными законами имеет место коллизия. Но в муниципальных районах, город в составе которого имеет большую плотность населения чем в сельской территории, следует применять нормы Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку он является приоритетным в вопросах, связанных с выборами, в том числе и муниципальными.

Образование избирательных округов осуществлено в соответствии с требованиям Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

По схеме избирательных округов 6 депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района второго созыва будут избираться от округов, расположенных только на территории Чайковского городского поселения, остальные будут избираться от территории сельских поселений и сельских поселений совместно с городской, что не противоречит п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и фактически не превышает две пятых от установленной численности представительного органа.

По мнению заинтересованного лица, оспариваемые заявителем решения не противоречат действующему законодательству и не нарушают конституционное право заявителя избирать и быть избранным.

Прокурор выступил с заключением об отказе в удовлетворении заявления, полагая, требования необоснованными, не доказано в суде нарушения прав заявителя, не установлено и нарушение закона при принятии оспариваемых решений.

Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 13 ч.1 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. ( п.1 ст. 253 ГПК РФ).

Судом установлено, что решением Земского собрания Чайковского муниципального района от 27.10.2010 № 844 «О внесении изменений в Устав Чайковского муниципального района» (опубликовано в газете «Огни Камы» 27.11.2010г.), внесено изменение в Устав Чайковского муниципального района», в п. 1.8. - что выборы в Земское собрание Чайковского муниципального района проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным и многомандатным избирательным округам.

Решением Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.11.2010 № 862 ( опубликовано в газете «Огни Камы» 4.10.2010 г.), утверждены схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района второго созыва.

Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Ст. 13 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (далее– Закон Пермского края № 525-ПК) установлены два вида избирательных систем, применяемых при проведении выборов депутатов представительного органа: мажоритарная избирательная система относительного большинства и смешанная избирательная система. При этом, Закон Пермского края № 525-ПК не устанавливает каких-либо условий для определения в Уставе муниципального образования той либо другой избирательной системы, применяемой при проведении выборов.

При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной избирательной системе относительного большинства возможно образование:

1) одномандатных избирательных округов;

2) многомандатных избирательных округов;

3) одномандатных и многомандатных избирательных округов.

В соответствии с законом, установление избирательной системы является прерогативой представительного органа местного самоуправления, закрепляемой в Уставе муниципального образования.

Устав Чайковского муниципального района дополнен новой нормой ( ч.2.1. ст. 25), согласно которой выборы депутатов в Земское собрание Чайковского муниципального района проводятся по мажоритарной избирательной системе по одномандатным и многомандатным избирательным округам. Это положение соответствует и закону Пермского края № 525-ПК.

Процедура принятия решения была соблюдена.

На основании ч. 2.1. ст. 25 Устава Чайковского муниципального района принято решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.11.2010 № 862 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района». Согласно утвержденной схеме определены 8 избирательных округов.( В представленных экземплярах допущена техническая ошибка – указано 15 округов).

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 25 Закона Пермского края № 525-ПК одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

На основании п. «а» ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

Аналогичная норма закреплена в Законе Пермского края № 525-ПК.

Запрета на такой порядок определения схемы избирательных округов, как установлен решением от 29.11.2010 года, объединение в один округ соседних территорий, закон не содержит.

Не считает возможным суд согласиться с доводами заявителя, что по многомандатным округам будут нарушены интересы избирателей от сельских поселений, по его мнению, будут иметь преимущества быть избранными кандидаты от городского поселения, участвующие в выборах. При этом приводит довод, что по его подсчетам 80% избирателей- это жители городского поселения и они по оспариваемой схеме будут избирать 40 % депутатов. Эти доводы также не обосновывают ни нарушение прав сельских избирателей, ни требования заявителя.

Суд полагает обоснованными доводы заинтересованного лица и заключение прокурора о большей защите прав избирателей при мажоритарной избирательной системе, возможности выбора конкретных кандидатов в депутаты, а не представителей избирательных объединений; депутат, будучи избранным по результатам выборов по «смешанному округу», будет представлять интересы своих избирателей, как городского, так и сельских поселений.

В период обсуждения вопроса о выборе избирательной системы для Чайковского муниципального района, заинтересованным лицом был сделан запрос в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, согласно ответа профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ, между федеральными законами имеет место коллизия. Но в муниципальных районах, город в составе которого имеет большую плотность населения чем в сельской территории, следует применять нормы Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полагая его приоритетным в вопросах, связанных с выборами, в том числе и муниципальными.

Суд считает обоснованным такое толкование применения действующего законодательства : нормы Федерального закона № 67-ФЗ обеспечивают гарантии равного представительства населения в представительных органах, нормы Федерального закона № 131-ФЗ установлены с целью обеспечения гарантий равного представительства сельского и городского населения в представительных органах.

Не считает возможным суд согласиться с позицией заявителя, что согласно схеме избирательных округов, оспариваемой им, избиратели одного Чайковского городского поселения должны избирать 13 депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района второго созыва из 15 депутатов, что противоречит п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По утвержденной схеме избирательных округов сформировано на территории городского поселения 5 округов № 2-6, на территории сельских поселений 1 округ № 8 и два округа № 1 и № 7 «смешанные», объединяют территории городского и сельского поселения

6 депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района второго созыва будут избираться от Чайковского городского поселения, остальные будут избираться от территории сельских поселений совместно с городской, что не противоречит п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представленная схема избирательных округов позволяет соблюсти условие равного участия в выборах городского и сельского населения.

Земское Собрание Чайковского муниципального района наделено полномочиями и действует в соответствии с Уставом Чайковского муниципального района от 10.06.2005г.(действ. в ред. 27.10.2010 г.), Положением о Земском собрании и Регламентом Земского собрания, утв. Решением от 26.04.2006 года № 70 и 71.

Решения Земского Собрания Чайковского муниципального района от 27.10.2010 г. и 29.11.2010 г., оспариваемые заявителем, носят нормативный правовой характер, затрагивают права и свободы неопределенного круга граждан, не только заявителя, но и других граждан, проживающих на территории муниципального района, в связи с чем, они в соответствии с ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вступают в силу после официального опубликования (обнародования), решения Земского Собрания были опубликованы (обнародовано) в органе печати местного самоуправления (газете «Огни Камы») 27.11.2010г. и 4.12.2010 года.

Изменения в Устав, внесенные решением от 27.10.2010 г. зарегистрированы Управлением Министерства Юстиции РФ по Пермской области от 18.11.2010 г.

Анализ представленных решений и соответствие их законодательству, позволяют суду сделать вывод, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают конституционное право заявителя избирать и быть избранным. Доводы заявителя, что он имеет интерес выступать на предстоящих выборах как кандидат от партийного объединения, и при этом смешанная избирательная система предоставляла бы ему больше шансов быть избранным, не влечет принятия другого решения, такого права- на выбор избирательной системы у заявителя по закону нет, суд в рамках его обращения проверяет лишь соответствие закону принятого уполномоченным органом решения о выборе избирательной системы. По мнению суда, решения, принятые Земским собранием 27.10.2010 г. и 29.11.2010 года соответствуют закону и оптимально гарантируют большинству избирателей соблюдение конституционного права участвовать в управлении делами государства, в том числе в выборах представительного органа муниципального района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым сделать вывод о соответствии действующему законодательству РФ, законам Пермского края и Уставу муниципального района оспариваемых решений.

Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ,

р е ш и л :

Отказать К... в удовлетворении требований о признании не соответствующими закону и недействующими нормативных правовых актов - решения Земского Собрания Чайковского муниципального района № 884 от 27 октября 2010 года « О внесении изменений в Устав Чайковского муниципального района» в части п.1.8;

и решения № 862 от 29 ноября 2010 г. «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского собрания Чайковского муниципального района второго созыва.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский суд.

Судья: