о возложении обязанности обеспечить жилым помещением



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,

С участием истца ФИО1, третьего лица ФИО4,

При секретаре Кустовой В.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по иску

ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района» о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно жилое помещение в г.Оренбурге,

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района» о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно жилое помещение в г.Оренбурге, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. являлась служащей Советской Армии, работала в войсковой части военного гарнизона Эмба-5, Актюбинской области, Казахстан. В 1992 году данный гарнизон объявлен зоной экологического бедствия. Истица с членами семьи была отселена в закрытый военный городок пос.Марковский Чайковского района Пермской области, где проживает до настоящего времени в служебной квартире по адресу

<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась с заявлением в Чайковскую КЭЧ района о приобретении жилого помещения в г.Оренбурге посредством государственного жилищного сертификата, с обязательством сдать не приватизировать занимаемое жилое помещение и не совершать действий по его отчуждению. С 2003 года право на приобретение жилой площади в г.Оренбурге по вине Министерства обороны РФ не реализовано. Снятие с пос.Марковский статуса закрытого военного городка не должно нарушать права истицы и членов ее семьи на получение жилого помещения в г.Оренбурге. Истица просила возложить на Министерство обороны РФ в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 г. №342-ФЗ в Закон РФ «О статусе военнослужащих», обязанность обеспечить и выдать взамен ГЖС с учетом всех членов семьи жилое помещение в собственность бесплатно в г.Оренбурге,

возложить на ФГУ «Чайковская КЭЧ района» обязанность оформить соответствующие документы на предоставленное в г.Оренбурге истице с учетом членов ее семьи Министерством обороны жилое помещение.

В судебном заседании истица настаивала на иске, приводила изложенные в заявлении доводы. Третье лицо на стороне истца ФИО4 поддержал иск.

Ответчик Министерство обороны РФ извещен о времени и месте судебного разбирательства заказным письмом с уведомлением, своего представителя в суд не направил, мнение по иску не выразил.

Представитель ответчика ФГУ «Чайковская КЭЧ района» Юркова Н.Л. направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, не признала иск, указывая, что истица с заявлением об обеспечении жилым помещением в Чайковскую КЭЧ не обращалась, на учете нуждающихся в получении жилого помещения не состоит.

Заслушав истца, третье лицо, изучив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска.

В соответствии с п.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ в действующей редакции от 08.01.2010 г., обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

- жилого помещения в собственность бесплатно,

- жилого помещения по договору социального найма,

- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно статье 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» №342-ФЗ от 08.12.2010 г.,

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

2. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

1) вправе издавать нормативные правовые акты и обязательные для исполнения методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении переданных полномочий, а также к порядку ее представления;

3) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

4) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;

5) представляет в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи.

4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) обеспечивает своевременное представление:

а) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субвенции) с указанием численности граждан, обеспеченных жилыми помещениями;

б) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, списков граждан, обеспеченных в отчетном квартале жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, с указанием категорий таких граждан и общей площади жилых помещений, которыми обеспечены указанные граждане.

5. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций.

6. Общий объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для каждого субъекта Российской Федерации.

7. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

8. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

9. Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

10. В случае использования субвенций не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий эти полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, органам местного самоуправления.

В соответствии со статьей 4 названного Закона,

1. Гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).

2. Граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, получившие государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не обеспеченные жилыми помещениями, имеют право на обеспечение жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).

Из материалов дела следует, что ФИО1 являлась служащей Вооруженных Сил Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и проживала на территории Казахстана в закрытом военном гарнизоне города Эмба-5, который объявлен зоной экологического бедствия Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 18.01.1992 г. (л.д.12-13)

В порядке переселения согласно служебному ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обеспечена однокомнатной квартирой общей площадью 46,62 кв.м в закрытом военном городке по адресу <адрес>, где проживает с сыном ФИО4 и внучкой ФИО5, 2002 г.р. (л.д.8, 9)

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением к командиру войсковой части 65327 о включении в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» и получение ГЖС на приобретение жилья в Оренбургской области, на состав семьи – сын и внучка, дала обязательство сдать занимаемое жилье Министерству обороны РФ после получения ГЖС. (л.д.6-7)

Решением жилищной комиссии Чайковского гарнизона истица и члены ее семьи включены в список кандидатов на получение ГЖС по П разделу подраздел «а»: «военнослужащие, подлежащие отселению из закрытых военных городков», с №. (л.д.5)

Поселок Марковский в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. №752-р являлся закрытым военным городком.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 г. №1330-р изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ по Пермскому краю исключен пос.Марковский Чайковский район.

Поскольку с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», которым установлен иной порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, не предусматривающий выдачу государственных жилищных сертификатов для приобретения жилья, решением Чайковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении иска к Министерству обороны РФ, ФГУ «Чайковская КЭЧ района» об обеспечении государственным жилищным сертификатом.

Но требования истицы, сформулированные в соответствии с п.2.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции от 08.01.2010 г., о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно в городе Оренбурге, не могут быть удовлетворены в связи с тем, что предъявлены к ненадлежащим ответчикам: полномочия по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями за счет субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, вправе передавать указанные полномочия органам местного самоуправления.

Министерство обороны РФ и ФГУ «Чайковская КЭЧ района» не несут обязательств перед истицей по предоставлению в собственность бесплатно жилого помещения в г.Оренбурге, что является основанием для отказа в удовлетворении иска к этим ответчикам.

Руководствуясь ст.192-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района» о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно жилое помещение в г.Оренбурге.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.

Судья