Дело № 2-127 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Устиновой Л.А.,
при секретаре Сабада А.Ю.,
с участием истца Степановой Л.Н.,
представителя истца Шабадиновой М.А.
третьего лица Степанова В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковском дело
по иску Степановой Лиры Николаевны
к Министерству обороны Российской Федерации,
Федеральному государственному учреждению «Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района»
о возложении обязанности обеспечить государственным жилищным сертификатом на приобретение жилой площади в собственность по избранному постоянному месту жительства,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района» о возложении обязанности обеспечить государственным жилищным сертификатом на приобретение жилой площади в собственность по избранному постоянному месту жительства.
В судебном заседании истец настаивая на исковых требованиях, пояснила, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой «служебный» проживает с членами семьи - сыном Степановым В.М. и внучкой Степановой Е.В. в квартире по адресу п. <адрес>, д. № кв. №, предоставленной ей в связи со службой в Вооруженных Силах РФ, имеет стаж работы в ВС РФ 37 лет.
5 мая 2003 г. она обратилась в Чайковскую КЭЧ района с заявлением о получении государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в Оренбургской области. При этом она и взрослый член семьи подписали обязательство о сдаче занимаемого жилья в пос. Марковский. Включена в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС, в 2010 году также сохраняется в очереди по Чайковскому гарнизону как граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Истец считает, что имеет право состоять в списках участников подпрограммы, так как поселок Марковский в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. № 752-р являлся закрытым военным городком, и ее не обоснованно переселили из в/части военного гарнизона Эмба-5 Казахстана, и тогда и сейчас она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с чем просит обязать Министерство обороны РФ обеспечить ее и членов ее семьи государственным жилищным сертификатом на приобретение жилой площади по избранному месту жительства в Оренбургской области, а Чайковскую КЭЧ - выдать оформленный Министерством обороны РФ государственный жилищный сертификат.
Третье лицо на стороне истца Степанов В.М. поддержал исковые требования.
Ответчики Министерство обороны РФ и ФГУ «Чайковская КЭЧ района» извещены о времени и месте судебного разбирательства заказным письмом с уведомлением, возражений по иску не представили.
Суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данная норма, в том числе, гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих и приравненных к ним гражданам, обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, одним из способов, предусмотренных законом - п.2.1 ст. 15 этого Закона.
Настаивая в суде на иске, истец, ее представитель и 3 лицо, приводя доводы о нарушении прав истицы не обеспечением ее жильем столь длительное время – с 2003 года, настаивают на заявленном способе защиты нарушенного права, на возложении обязанности предоставить ей государственный жилищный сертификат.
Приводит довод, что такое право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны РФ предусмотрено ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством РФ. Приводит довод, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» истица, имея продолжительность работы в Вооруженных Силах РФ 37 лет, являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не могла быть переселена в закрытый военный городок Марковский в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ей жилого помещения. Что в период действия утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» (постановление Правительства РФ от 20.01.1998 № 71 в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 № 315 и от 19.03.2002 № 168 с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 № 102, постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 № 675, от 21.06.2002 № 450) и Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 и № 153 от 21.03.2006 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 гг.», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», истица, состоя в очереди на получение сертификата с 2003 года, его не получила, жильем не обеспечена.
Эти доводы не оспорены стороной ответчика, обстоятельства нуждаемости и обращения за получением государственного жилищного сертификата в 2003 году, сохранение очередности до 2010 года судом не ставится под сомнение, это подтверждено представленными копиями заявлений и справкой КЭЧ. По мнению суда, основанием для отказа в иске является не сомнение в нуждаемости улучшения жилищных условий, а невозможность применения норм закона для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 24.12.1992 № 4818-1 «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до 01.03.2005 г. и в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (ст. 12,14) порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления РФ.
Действительно, право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), было предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз.2 п. 2 ст.15 Закона ( ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ), обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с указанной нормой истица имела право претендовать на получение в последний год службы жилищного сертификата.
Указанное положение ( абз.2 п.2 ст. 15 Закона) на момент рассмотрения дела в суд не подлежит применению, утратило силу с 1 января 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 8.12.2010 года № 342-ФЗ.
Доводы, приведенные в суде участниками, что истица длительное время является нуждающейся, живет в ненадлежащих условиях, в служебной квартире, далеко от родственников, нуждаясь в помощи и опеке, что члены семьи, не имеют реальной возможности проживать в указанной квартире фактически, проживают по месту работы 3 лица- в Оренбурге, не влекут принятия другого решения, другой возможности толкования закона. Истица, настаивая на выдаче ей государственного жилищного сертификата, по мнению суда, заявляет способ защиты своего нарушенного права не подлежащий применению. Изменение закона с 1 января 2011 года, невозможность принятия решения о выдаче сертификата, по мнению суда, не должно оцениваться как нарушение прав истицы, Законом установлены другие способы защиты, возможности обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих и приравненных к ним по объему льгот граждан.
В рамках заявленных требований судом разрешается спор о праве в объеме требований истицы. Права на получение государственного жилищного сертификата, определяемого в прежние годы для истицы постановкой на учет по указанной категории льготников и
решением соответствующего органа о признании ее претендентом на получение сертификата, в настоящее время не может констатироваться решением суда в связи с изменением законодательства. Не имеют правового значения при постановке решения и доводы истицы, что в ее интересах получение именно сертификата, а не использование установленных на сегодня вариантов обеспечения жильем. Гражданин, имеющий льготу, вправе ее реализовать, но в рамках возможностей, установленных законом, в этих рамках способ защиты, наиболее интересный для него вариант обеспечения жильем, гражданин вправе выбирать сам.
Отказывая в удовлетворении требований истца по основанию отсутствия установленной законом возможности выдачи сертификата, суд не дает правовую оценку положений, подлежащих проверке при решении об обеспечении жилым помещением.
Руководствуясь ст.192-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать Степановой Лире Николаевне в удовлетворении требований к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района» о возложении обязанности обеспечить государственным жилищным сертификатом на приобретение жилой площади в собственность по избранному постоянному месту жительства.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.
Судья