решение по жалобе на постановление по ст. 17.7 КоАП РФ



Дело № 5АП-154

Р Е Ш Е Н И Е

*** года г. Чайковский

Судья Чайковского городского суда Пермского края Плыс Л.П.

С участием представителя по доверенности Андреевой К.В. в защиту интересов главы Чайковского городского поселения Пермского края Андриива И.Я.

При секретаре Мурашовой Л.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский жалобу главы Чайковского городского поселения Пермского края Андриива И.Я. на постановление мирового судьи судебного участка № 77 Чайковского муниципального района Пермского края от *** года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ,

У с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 77 Чайковского муниципального района Пермского края от *** года глава Чайковского городского поселения Пермского края Андриив И.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, за то, что он, являясь главой Чайковского городского поселения Пермского края не выполнил законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно не исполнены требования протеста прокурора в десятидневный срок со дня его получения.

В жалобе Андриив И.Я. просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая, что мировой судья признал законными требования, изложенные в протесте прокурора. При этом, законность данных требований, не была исследована должным образом. При рассмотрении дела законность и обоснованность протеста не признавалась, как на это указывается в постановлении. Напротив, защитником пояснялось, что прокуратурой односторонне и расширительно дается толкование норм права, содержащихся в Положении об общественном помощнике. Незаконность Положения об общественном помощнике главы Чайковского городского поселения обосновывается тем, что общественный помощник главы Чайковского городского поселения неправомерно наделен полномочиями по решению вопросов местного значения. Вместе с тем, в ответе на протест прокурора указывалось, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Конкретный перечень вопросов местного значения установлен в статье 14 Федерального закона 131-ФЗ, статье 7 устава муниципального образования «Чайковское городское поселение». Статьей 17 закона № 131-ФЗ определен перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Кроме того, по вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты (статья 7 Федерального закона 131-ФЗ).

В соответствии с Положением об общественном помощнике главы к функциям помощника не относится решение вопросов, направленных на непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении, и издание муниципальных правовых актов. Следовательно, помощник не наделен полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона 131-ФЗ, статьей 44 устава Чайковского городского поселения к компетенции главы города относится, в том числе, обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом, глава города не ограничен в способах организации деятельности органов местного самоуправления. Привлечение к работе лиц, с которыми установлены иные, отличные от трудовых, отношения, является правом работодателя.

Мировым судьей не принято во внимание, что правовыми актами, регулирующими организацию деятельности государственных служащих, также предусмотрено привлечение к работе лиц на иных, не трудовых отношениях. Приказом Следственного комитета при прокуратуре общественному помощнику следователя также выдается удостоверение установленного образца и поручается осуществлять деятельность государственного служащего.

Таким образом, Положение об общественном помощнике принято главой города в пределах компетенции и не может быть отнесено к коррупционным факторам.

Кроме того, в целях устранения двусмысленности термина "на не освобожденной основе", используемого в Положении об общественном помощнике, и для всеобщего понимания, в указанное Положение было внесено соответствующее изменение.

Вынося протест, прокурор руководствовался законодательством о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Вместе с тем, в целях реализации, в том числе, Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" ежемесячно Чайковскому городскому прокурору направляются копии постановлений и распоряжений главы Чайковского городского поселения, принятых за прошедший месяц. Постановление № 695 от 25.12.2009 "Об утверждении Положения об общественном помощнике..." было направлено в Чайковскую городскую прокуратуру 01.02.2010 года. Протест на постановление № 695 вынесен только 30.04.2010, как пояснил прокурор в связи с возникновением значительного общественного резонанса после публикации статьи в газете "БДТ-59". При этом, прокурор не пояснил и не представил доказательств, в чем выражен этот общественный резонанс. Получается, до появления статьи в газете постановление рассматривалось как законное. Но при этом, во-первых, мнение одного человека (журналиста) - это еще не общественное мнение, во-вторых, при издании правовых актов изучение общественного мнения не требуется, за исключением случаев, прямо установленных законов. Для изучения общественного мнения в таких случаях предусмотрена процедура публичных слушаний.

2). В постановлении мирового судьи изложены факты не соответствующие действительности. Защитником пояснялось, что постановление главы города от 28.06.2010 года № 531 об отмене постановлений № 695, 417 (об утверждении Положения о помощнике и внесении в него изменений) издано не в связи с удовлетворением протеста прокурора, а на основании ст. 48 закона № 131-ФЗ (право органа местного самоуправления отменить изданный им правовой акт). Следовательно, рассмотрение данного вопроса, как удовлетворение протеста за пределами срока рассмотрения, неправомерно.

3) Согласно ст. 28.4, 28.5 КоАП постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором немедленно после выявления совершения административного правонарушения либо в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств. С учетом того, что прокурор получил ответ о рассмотрении протеста 17.05.2010 г., а производство об административном правонарушении возбуждено 28.05.2010 г. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не подлежит рассмотрению вообще.

В судебном заседании представитель Андреева К.В. в защиту интересов главы Чайковского городского поселения Пермского края Андриива И.Я. поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Заслушав Андрееву К.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя прокуратуры, считавшего постановление мирового судьи законным и обоснованным и не подлежащем отмене, судья приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи в отношении главы Чайковского городского поселения Пермского края Андриива И.Я. должно быть отменено за отсутствием в действиях главы Чайковского городского поселения состава административного правонарушения.

Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в умышленном невыполнении требований, вытекающих из полномочий прокурора.

В соответствии со ст. 23 ч. 1 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2009 г.) «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 ч. 2 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2009 г.) «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Статья 23 ч. 2 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2009 г.) «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой, протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу, а свидетельствует о том, что прокурору в любом случае должен быть дан ответ.

Протест заместителя прокурора на постановление главы Чайковского городского поселения от 25 декабря 2009 года № 695 «Об утверждении Положения об общественном помощнике главы Чайковского городского поселения» главе Чайковского городского поселения направлен 30 апреля 2010 года, с требованием: 1. Рассмотреть настоящий протест в течение десяти дней. 2. Отменить Постановление главы Чайковского городского поселения 25.12.2009 года № 695 «Об утверждении Положения об общественном помощнике главы Чайковского городского поселения» либо привести в соответствие с действующим законодательством. 3. О результатах рассмотрения настоящего протеста незамедлительно сообщить в Чайковскую городскую прокуратуру в письменной форме.

Ответ главы Чайковского городского поселения Пермского края о рассмотрении данного протеста направлен заместителю Чайковского городского прокурора 17 мая 2010 года. Чайковской городской прокуратурой, данный ответ получен 17 мая 2010 года входящий номер 02/03-54-2010.

Таким образом, согласно данному ответу главой Чайковского городского поселения Пермского края протест рассмотрен в течение десяти дней, что подтверждает выполнение первого требования протеста. В Положение об общественном помощнике внесено изменение, что подтверждается постановлением главы Чайковского городского поселения Пермского края № 417 от 17 мая 2010 года, то есть постановление № 695 от 25.12.2009 года «Об утверждении Положения об общественном помощнике главы Чайковского городского поселения», то есть, приведено в соответствие с действующим законодательством, что подтверждает выполнение второго требования протеста. О результатах рассмотрения протеста сообщено в Чайковскую городскую прокуратуру в письменной форме, что подтверждает исполнение главой Чайковского городского поселения третьего требования протеста.

Согласно ст. 21 ч. 2 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 28.11.2009 г.) «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

По смыслу положений ст. 21 п. 1, ст. 22 Закона о прокуратуре, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения Закона, прежде всего в добровольном порядке.

Таким образом, глава администрации г. Чайковского выполнил требования протеста прокурора в полном объеме, ответ на протес дан в пределах установленного срока.

Данные обстоятельства и обстоятельство, что допущенные нарушения Закона устраняются в добровольном порядке, опровергают довод представителя прокурора, что глава умышленно не выполнил требования протеста прокурора, представив информацию за пределами установленного срока.

Таким образом, в судебном заседании не установлено, что глава Чайковского городского поселения умышленно не выполнил требования протеста прокурора, что является объективной стороной для привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, судья приходит к выводу, что в действиях главы Чайковского городского поселения Пермского края отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 17.7 КоАП РФ. Постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным. Постановление подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 77 Чайковского муниципального района Пермского края от *** года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении главы Чайковского городского поселения Андриива Игоря Ярославовича отменить за отсутствием в действиях главы Чайковского городского поселения Андриива И.Я. состава административного правонарушения.

Решение обжалованию не подлежит.

Судья-