решение по ст. 8.2 КоАП РФ



Дело № 8-150/10

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чайковский *** года

Судья Чайковского городского суда Пермского края Мыц Е.А.

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Мулланурова Ф.Р. – ФИО0

при секретаре Ожгихиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** Мулланурова Фарита Рафкатовича на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ФИО3 (далее - начальник отдела Роспотребнадзора) от *** года Муллануров Ф.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а именно в том, что при проведении административного расследования по информации, поступившей от администрации Чайковского городского поселения вх. *** от *** года в отношении *** расположенного по адресу: ... ... ..., эксплуатирующее полигон твердых бытовых отходов (ТБО), *** года было выявлено, что *** Муллануров Фарит Рафкатович допустил нарушения законодательства в области несоблюдения экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно:

1. Допустил отсутствие грунта для изоляции уплотненных ТБО и устройство котлована с целью получения грунта, что является нарушением: п. 3.7. СП 2.***-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», в котором говорится, что по всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.

2. Не организовал производственный контроль за эксплуатацией полигона твердых бытовых отходов (исключение составляет 2009 год), что является нарушением: п. 6 СП 2.***-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», в котором говорится: 6.1 Контроль по приему отходов «а полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон. 6.2 Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон. 6.4 Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. 6.5 Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышение уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатываете владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственном, контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований. 6.6 Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона. 6.7. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно - защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигон, по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона. Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК. 6.8 Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно - защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения. 6.9 Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.

3. Допустил отсутствие легкого ограждения по периметру всей территории полигона ТБО, что является нарушением: п. 4.4. СП 2.***-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», в котором говорится, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение.

4. Допустил отсутствие переносных сетчатых ограждений около места разгрузки и складирования ТБО, что является нарушением: п. 5.3. СП 2.***-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», в котором говорится, что переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

5. Не обеспечил технологический цикл по изоляции отходов - уплотнение сверху изолирующим слоем грунта, отсутствие грунта для изоляции отходов, что является нарушением: п. 2.3. СП 2.***-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», в котором говорится, что организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

Отсутствие должного контроля за распределением отходов в работающей части полигона, нарушение технологического цикла по изоляции отходов - уплотнение сверху изолирующим слоем грунта, отсутствие грунта для изоляции отходов привело к затруднению тушения горения нижних слоев отходов с выделением вредных химических веществ в атмосферный воздух при возгорании ТБО.

Возгорание возникло *** года. Испытательным лабораторным центром Южного филиала Центра гигиены и эпидемиологии в ... (аттестат аккредитации ***ГСЭН.RU.ЦОА.066.02 от ***г.) *** года были отобраны пробы атмосферного воздуха (протокол лабораторных испытаний *** от *** года).

В 10-40 утра при подфакельном наблюдении у кафе ИП ФИО4, расположенном в промышленной зоне Сутузово, в двух пробах атмосферного воздуха обнаружено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) сероводорода в 1,25 раза; в одной из двух отобранных проб превышение серы диоксида в 1,1 раза.

Содержание загрязняющих веществ составляет в долях ПДК: азота диоксида 0,55ПДК, углерода оксида 0.4 ПДК и взвешенных веществ 0.6 ПДК.

В 14-00 в м/р Завьялове у ... по ... в 2-х пробах атмосферного воздуха обнаружено превышение предельно допустимой концентрации азота диоксида в 1,5 раза и сероводорода в 1,25 и в 1,5 раз.

В 12-50 в ..., у ... по ... в атмосферном воздухе обнаружено содержание азота диоксида 0,4ПДК, углерода оксида 0,6ПДК; сероводород не обнаружен.

В пробах атмосферного воздуха (протокол лабораторных испытаний *** от *** г.) обнаружено превышение предельно допустимой концентрации азота диоксида в 1,2 раза по ... м/р Заря.

Представленные результаты лабораторных исследований свидетельствуют о загрязнении атмосферного воздуха и в период с *** г. по *** г. ситуация представляла реальную угрозу жизни и здоровью жителей города.

Указанным выше постановлением начальника отдела Роспотребнадзора *** Мулланурову Ф.Р. назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей.

Муллануров Ф.Р. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку *** года на полигоне для сбора и утилизации ТБО произошел поджог древесных отходов, по обнаружению возгорания были приняты меры по его тушению. В связи с тем, что очаг возгорания полностью устранить не удалось, *** года были приняты дополнительные меры к тушению возгорания. О проведении проверки управлением Роспотребнадзора ему не было известно, уведомления о проведении данной проверки не направлялись. Он выражал письменное несогласие с протоколом об административном правонарушении, а именно: котлован на полигоне сделан, предприятием осуществляется регулярный контроль за ввозимыми отходами на полигон ТБО, ведется строгий учет по их размещению, соблюдаются технологические процессы по прессованию отходов, разработана программа производства работ, назначено лицо ответственное за выполнением работ на полигоне, имеется лицензия, дубликат нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, считает, что наличие легкого ограждения не обязательно, если имеется траншея глубиной более 2 метров, переносные сетчатые ограждения на полигоне имелись до возгорания, визуально определить имеется ли изолирующий слой грунта на карте не возможно без проведения экспертиз, при проведении замеров, взятии проб запроса на присутствие их представителя не направлялось, их представитель участия в замерах не принимал. Считает, что угрозы для жизни и здоровья жителей города неприятный запах от горения отходов не представлял.

В судебное заседание Муллануров Ф.Р. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежаще.

Явившийся на рассмотрение жалобы защитник ФИО0 на жалобе настаивал по изложенным в ней доводам.

Изучив материалы дела, судья считает жалобу Мулланурова Ф.Р. необоснованной.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа от десяти до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от *** года ***ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Уставом *** предметом его деятельности является санитарная очистка и уборка территории ..., осуществление сбора, вывоза и обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов.

Обстоятельства совершения *** Муллануровым Ф.Р. административного правонарушения при рассмотрении дела начальником отдела Роспотребнадзора установлены правильно, подтверждены приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами.

С учетом установленных обстоятельств дела, им дана верная правовая оценка как правонарушению, предусмотренному ст. 8.2 КоАП РФ. Вина Мулланурова Ф.Р. как должностного лица также установлена, и выражена в неисполнении им своих должностных обязанностей по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства.

Доводы Мулланурова Ф.Р. об отсутствии у него средств для предотвращения нарушения законодательства необоснованны, опровергаются его же ссылками на принятие им всевозможных мер по устранению последствий допущенных нарушений.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Одновременно судья считает постановление подлежащим изменению в части назначенного *** Мулланурову Ф.Р. наказания вследствие его чрезмерной суровости. В обжалуемом постановлении, при наличии в отношении Мулланурова Ф.Р. смягчающего административную ответственность обстоятельства – совершение правонарушения впервые, а также при отсутствии обстоятельств, отягчающих его наказание, не мотивирована невозможность достижения цели наказания применением его минимального размера.

С учетом указанных обстоятельств, наказание Мулланурову Ф.Р. должно быть смягчено.

Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление начальника Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ФИО3 от *** года о назначении административного наказания *** Мулланурову Фариту Рафкатовичу, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ изменить, снизить размер назначенного Мулланурову Ф.Р. наказания до десяти тысяч рублей.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу Мулланурова Ф.Р. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья