20.4 ч. 1, 20.4 ч. 3, 20.4 ч. 4



Дело № 12-268/2012 РЕШЕНИЕ

г. Чайковский ДД.ММ.ГГГГ

Судья Чайковского городского суда Пермского края Малыгин К.В.,

с участием представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю Кокорина К.Н.,

при секретаре Мокрушиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковский жалобу Клабукова Михаила Леонидовича на постановление и решение по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Чайковского муниципального района по пожарному надзору Кокорина К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ Клабуков Михаил Леонидович признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Решением главного государственного инспектора Чайковского муниципального района по пожарному надзору Козгова В.Н. ж/12 от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя главного государственного инспектора Чайковского муниципального района по пожарному надзору Кокорина К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Клабукова М.Л. оставлено без изменения.

Клабуков М.Л. обратился в суд с жалобой на указанные постановление и решение, просит признать их незаконными. В жалобе указывает, что проверяемый объект (здание) в полном объёме не находится в оперативном управлении МБУЗ «Чайковская городская поликлиника », однако, в постановлении ему вменяется несоблюдение правил пожарной безопасности во всём здании, включая помещения, которые не принадлежат поликлинике, проверяющее лицо самостоятельно и произвольно установило имеющие значения для дела факты, в частности пределы огнестойкости дверей, назначения помещений, степень горючести покрытий. Так же указывает, что по пункту - помещение не принадлежит учреждению, пункт 1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 определяет установку указанных дверей только в гладильных детских дошкольных учреждений, экспертиза относительно огнестойкости двери не проводилась; по пункту - помещение не принадлежит учреждению, помещение не является кладовой для хранения горючих материалов, экспертиза относительно огнестойкости двери не проводилась, по пункту - помещение не принадлежит учреждению, по пункту - помещение не принадлежит учреждению, помещение не является пожароопасным и не требует установки такой двери как того требует 1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89, экспертиза относительно огнестойкости двери не проводилась; по пункту - помещение не принадлежит учреждению, пункт 1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 определяет установку указанных дверей только в гладильных детских дошкольных учреждений, экспертиза относительно огнестойкости двери не проводилась; по пункту - помещение не является складом для хранения горючих материалов, экспертиза относительно огнестойкости двери не проводилась, по пункту - помещение не принадлежит учреждению, экспертиза относительно огнестойкости материала люка не проводилась, по пункту - помещение не принадлежит учреждению, лестничный марш ведёт к незадымляемой лестничной клетке типа Н1, где допускается использование предела огнестойкости не менее R15 (п. 5.18. СНиП 21-01-97), экспертиза относительно огнестойкости косоура не проводилась, по пункту - помещение не принадлежит учреждению, батарея расположена на незадымляемой лестничной клетке типа Н1, где допускается размещение приборов отопления (п. 6.32. СНиП 21-01-97), по пункту - устройство обводной линии не требуется, поскольку счётчик воды рассчитан на пропуск противопожарного расхода воды (п. 11.7. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85), по пункту - помещение не принадлежит учреждению, кран был укомплектован на момент
проверки, по пункту - в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ расстояние от проводки до сгораемого основания должно быть не менее 10 мм и это расстояние выдержано, помещение не используется в работе, обесточено и опломбировано, по пункту и - законодательство не содержит понятия временной схемы, помещение не используется в работе, обесточено и опломбировано, по пункту - пункт ДД.ММ.ГГГГ на который ссылается инспектор, содержит требования к степени защиты оболочек электрооборудования грузоподъёмных механизмов, помещение не является складом красок и не имеет пожароопасных зон, помещение не используется в работе, обесточено и опломбировано, по пункту - не указано где конкретно, по пункту и - не проводилась экспертиза, по пункту и - подавляющая часть этажа не принадлежит учреждению, не проводилась экспертиза, по пункту и - этаж не принадлежит учреждению, не проводилась экспертиза; по пункту – данное правило распространяется исключительно на выходы из помещений с принудительной противодымной защитой. Кроме того, нарушена процедура проверки. Протокол составлен по результатам внеплановой проверки, проведённой ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Чайковского муниципального района. Предметом проверки являлось исполнение им предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Проверка проведена с нарушением Федерального Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в силу этого не может быть положена в основу протокола. В нарушение ч. 16 ст. 10 указанного Закона МБУЗ «Городская поликлиника » не было уведомлено о начале проведения проверки.

Клабуков М.Л., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, просил отложить судебное заседание в связи с его отъездом. Вместе с тем, Клабуков М.Л. не представил доказательств уважительности причин неявки, в связи с чем, определено рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представитель отдела надзорной деятельности возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что нарушения указанные в постановлении по делу об административном правонарушении были выявлены в ходе внеплановой проверки учреждения, которая проводилась ДД.ММ.ГГГГ. Все нарушения, которые указаны в акте проверки и в постановлении были выявлены при непосредственном исследовании помещений МБУЗ «Чайковская городская поликлиника ». Часть помещений здания, занятого МБУЗ «Чайковская городская поликлиника », не передана в оперативное управление учреждения в виде споров об их принадлежности, однако, фактически занята и эксплуатируется МБУЗ «Чайковская городская поликлиника », в связи с чем, руководитель учреждения ответственен за соблюдение правил пожарной безопасности в указанных помещениях. Доводы жалобы о недопустимости применения к помещениям МБУЗ «Чайковская городская поликлиника » требований СНиП, указанных в постановлении, основаны на неверном толковании указанных требований. Не являются обоснованными доводы жалобы о необходимости производства экспертиз для определения пожарной опасности лакокрасочных покрытий и предела огнестойкости дверей, установленных в МБУЗ «Чайковская городская поликлиника », поскольку их несоответствие требованиям пожарной безопасности были установлены при проведении проверки. Указанные двери и лакокрасочные покрытия подлежат обязательной сертификации, должна быть проставлена соответствующая маркировка.

Исследовав материалы административного дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 указанной статьи нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 указанной статьи нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителей организаций возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в данных организациях, а также ответственность за их несоблюдение (ст.ст. 37, 38 данного Федерального закона).

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения главного государственного инспектора Чайковского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МБУЗ «Чайковская городская поликлиника », расположенного по адресу: <адрес>.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). Проведение данной проверки является правомерным.

При проведении данной проверки не было допущено нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Доводы жалобы о несоблюдении порядка уведомления о проведении внеплановой проверки, являются необоснованными.

В соответствии с ч. 16 ст. 10 указанного Федерального закона о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

О проведении данной внеплановой проверки МБУЗ «Чайковская городская поликлиника » в лице Клабукова М.Л. было извещено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью в акте проверки, то есть с соблюдением сроков, установленных ч. 16 ст. 10 указанного Федерального закона.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ у МБУЗ «Чайковская городская поликлиника » выявлено 23 факта нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), строительными нормами и правилами СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89*, СНиП 21-01-97*, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85, а именно:

1. В гладильной установлена дверь с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (п.З ППБ 01-03, п.1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*);

2. Дверь кладовой для хранения горючих материалов имеет предел огнестойкости менее 0,6 часа (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*);

3. В электрощитовой не заделано строительным раствором или другими негорючими материалами отверстие в месте пересечения противопожарной стены с различными инженерными и технологическими коммуникациями (п.37 ППБ 01-03);

4. Дверь склада сестры-хозяйки для хранения горючих материалов имеет предел огнестойкости менее 0,6 часа (п.3 ППБ 01-03, п.1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*);

5. В гладильной склада сестры-хозяйки установлена дверь с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (п. 3 ППБ 01-03, п.1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*);

6. Дверь склада на II этаже для хранения горючих материалов имеет предел огнестойкости менее 0,6 часа (п.3 ППБ 01-03, п.1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*);

7. Люк на кровлю из лестничной клетки выполнен с ненормируемым пределом огнестойкости (п.3 ППБ 01-03, п.8.4* СНиП 21-01-97*);

8. Металлические косоуры лестничного марша правого крыла не соответствуют нормируемому пределу огнестойкости, не менее R60 (п.3 ППБ 01-03, п.5.18* СНиП 21-01-97*);

9. На лестничных клетках правого крыла размещены батареи водяного отопления на высоте менее 2,2 м., выступающие из плоскости стен (п.3 ППБ 01-03. п.6.32* СНиП 21-01-97*);

за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

10. На обводной линии водомерного узла не установлена задвижка с электроприводом (п.3 ППБ 01 -03, п. 11.7 СНиП ДД.ММ.ГГГГ -85);

11. В подвале не укомплектован пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода (п.91 ППБ 01-03);

12. Электропроводка в кабинете плотника на 1 этаже проложена по сгораемому основанию вплотную (п.57 ППБ 01-03, п.ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ (6 издание));

13. Электропроводка в кабинете плотника на 1 этаже проложена по временной схеме (п.57 ППБ 01-03);

14. В складе красок на 1 этаже светильники не соответствуют пожароопасной зоне и степени защиты по ПУЭ (п.57 ППБ 01-03, п.ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ (6 издание));

15. Электропроводка в складе красок на 1 этаже проложена но временной схеме (п.57 ППБ 01-03);

16. Соединения жил проводов выполнены методом скруток без опрессовки, сварки, пайки и т.д. (п.57 ППБ 01-03, п.ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ (6 издание)).

за что предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ.

17. Эвакуационные пути (стены коридоров) III этажа окрашены горючим материалом с неизвестными показателями пожарной опасности (п.53 абзац 4 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*);

18. Эвакуационные пути (стены коридоров) II этажа окрашены горючим материалом с неизвестными показателями пожарной опасности (п.53 абзац 4 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*);

19. Эвакуационные пути (стены коридоров) I этажа окрашены горючим материалом с неизвестными показателями пожарной опасности (п.53 абзац 4 ППБ 01-03. п.6.25* СНиП 21-01-97*);

20. Эвакуационные пути (полы) III этажа окрашены горючим материалом с неизвестными показателями пожарной опасности (п.53 абзац 4 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*);

21. Эвакуационные пути (полы) II этажа окрашены горючим материалом с неизвестными показателями пожарной опасности (п.53 абзац 4 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*);

22. Эвакуационные пути (полы) I этажа окрашены горючим материалом с неизвестными показателями пожарной опасности (п.53 абзац 4 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 2 1 -01-97*);

23. Двери эвакуационных выходов III этажа, ведущих в лестничную клетку, не оборудованы уплотнениями в притворах (п. 3 ППБ 01-03, п.6.18* СНиП 21-01-97*);

за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Наличие указанных в постановлении по делу нарушений подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе постановлением главы муниципального района – главы администрации Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об изменении типа муниципальных лечебно-профилактических учреждений и муниципальных учреждений здравоохранения в целях создания муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения, распоряжением -л от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжением (приказом) главного государственного инспектора Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в отношении МЛПУ «Чайковская городская поликлиника »; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении.

Доводы жалобы о том, что часть помещений здания, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не передано МБУЗ «Чайковская городская поликлиника », в связи с чем, Клабуков М.Л. не несет ответственности за данные нарушения, не являются обоснованными, поскольку, как установлено в ходе проверки и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу, указанные помещения фактически эксплуатируются МБУЗ «Чайковская городская поликлиника » для осуществления своей деятельности и, в силу Пункта 10 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, ответственность за обеспечение пожарной безопасности в указанных помещениях лежит на Клабукове М.Л., как главном враче МБУЗ «Чайковская городская поликлиника ».

Не являются обоснованными доводы жалобы о необходимости проведения экспертизы для установления огнестойкости объектов и материалов, поскольку несоответствие указанных объектов и материалов установленным требованиям пожарной безопасности было установлено в ходе непосредственного осмотра государственным инспектором по пожарному надзору на основании отсутствия сертификатов соответствия указанных объектов и материалов и маркировки.

Доводы жалобы об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных соответствующими Строительными нормами и правилами (СНиП) основаны на неверном толковании указанных норм.

Так, вопреки доводам жалобы, в соответствии с п. 1.82 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 предел огнестойкости не менее 0,6 ч. должны иметь двери не только помещений гладильных в детских дошкольных учреждениях, но и других пожароопасных технических помещений, к которым по результатам проверки были отнесены гладильные МБУЗ «Чайковская городская поликлиника ».

Пожароопасность конкретных помещений МБУЗ «Чайковская городская поликлиника » была установлена в ходе проверки исходя из фактических целей их использования и вида осуществляемой в них деятельности.

Оснований не доверять результатам проверки, в ходе которой было установлено несоответствие помещений и оборудования МБУЗ «Чайковская городская поликлиника » требованиям пожарной безопасности, нет. При проведении проверки присутствовали представители МБУЗ «Чайковская городская поликлиника », в том числе Клабуков М.Л.

Так, нет оснований сомневаться, что некоторые помещения МБУЗ «Чайковская городская поликлиника » функционировали и фактически использовались в качестве склада для хранения горючих материалов.

Указанным нарушениям была дана верная юридическая квалификация.

Вместе с тем, из постановления по делу должна быть исключена ссылка на нарушение МБУЗ «Чайковская городская поликлиника » п. 57 ППБ 01-03, п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ (пункт 16), выраженное в выполнении соединений жил проводов методом скруток без опрессовки, сварки, пайки, поскольку в постановлении не определено конкретное место, в котором допущено данное нарушение.

Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В отношении нарушений, составивших объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, вина Клабукова М.Л. установлена, поскольку он, являясь ответственным за обеспечение пожарной безопасности МБУЗ «Чайковская городская поликлиника », допустил указанные нарушения, имея возможность по их устранению.

Доказательств невозможности устранения данных нарушений, а также принятия всеобъемлющих мер Клабуковым М.Л., направленных на их устранение, материалы дела не содержат.

Размер штрафа назначенного Клабукову М.Л. составляет нижнюю границу санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Чайковского муниципального района по пожарному надзору Кокорина К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Клабукова Михаила Леонидовича и решение главного государственного инспектора Чайковского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ изменить, исключить ссылку на нарушение п. 57 ППБ 01-03, п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ (пункт 16 постановления). В остальной части оставить данные постановление и решение без изменения, жалобу Клабукова М.Л. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья: