О признании незаконным бездействия администрации сельского поселения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 19 октября 2010 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Ховалыг С.М., с участием истца – помощника прокурора Чаа-Хольского района РТ Ооржак А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаа-Хольского района РТ к администрации сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского района РТ о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского района в части невыполнения обязательств в сфере установления размера выплаты за негативное воздействие на окружающую среду и непосредственного внесения данных платежей, об обязании администрации сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского района РТ произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2010 года, а также согласовать их с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаа-Хольского района РТ обратился в суд с иском к администрации сумона Шанчы Чаа-Хольского района о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского района (далее по тексту – администрация сумона Шанчы) в части невыполнения обязательств в сфере установления размера выплаты за негативное воздействие на окружающую среду и непосредственного внесения данных платежей, об обязании администрации сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского района РТ произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2010 года, а также согласовать их с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва.

В судебном заседании помощник прокурора Чаа-Хольского района Ооржак А.Х. полностью поддержал исковые требования и пояснил, что прокуратурой Чаа-Хольского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере природопользования Чаа-Хольского кожууна, полноты уплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2010 года, в ходе которого было установлено, что администрация сумона Шанчы нарушается данное законодательство в части оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно, представленным сведениям Ростехнадзора в Республике Тыва, администрация сумона Шанчы, включена в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Однако за 1 и 2 квартал 2010 года администрация сумона Шанчы не определила размер платежа за негативное воздействие на окружающую среду и не вносит данную плату в установленные законом сроки. Согласно Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. В этом же законе указаны виды негативного воздействия на окружающую среду. Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, микроорганизмов, размещать отходы. В Законе РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано определение отходов производства. В соответствии с п.4.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26.01.1993 года, плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в установленные им сроки. Согласно п.п 1 и 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 года отчетный период платы за негативное воздействие на окружающую среду признается квартал. Срок уплаты установлен на позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Администрацией сумона Шанчы до настоящего времени не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 квартал 2010 года, не представлены на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в РТ и соответственно не внесены непосредственно платежи. Согласно Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии со ст.ст.41,42, 46 БК РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%. В соответствии со ст.57 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии со ст.ст.41,42,46 БК РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%. В соответствии со ст.62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%. Таким образом, бездействием должностных лиц администрации сумона Шанчы в части не производства расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 квартал 2010 года и не внесения данных платежей, бюджету трех уровней, а именно федеральному бюджету, бюджету субъекта и местному бюджету причиняется ущерб, ущемляя при этом интересы Российской Федерации, Республики Тыва и Чаа-Хольского кожууна.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, представитель ответчика - глава администрации сумона Шанчы Чаа-Хольского района РТ Шойзат В.И. не явился. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Причины неявки суду неизвестны.

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Подача заявления прокурором Чаа-Хольского района РТ в суд в данном случае представляется суду в силу ст.45 ГПК, ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованной и правомерной.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ответа главы сумона Шанчы от 19 апреля 2010 года следует, что бухгалтер сумона 22 марта 2010 года составила расчет планового годового размера платежей за загрязнение в сумме 16000 рублей. Данная сумма платежей в бюджете сумона не предусмотрена.

Согласно ст.ст.42, 58 Конституции РФ: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Согласно, представленным сведениям Ростехнадзора в Республике Тыва, администрация сумона Шанчы, включена в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; высбросы загрязняющих веществ,иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, микроорганизмов, размещать отходы.

Согласно ст.1 Закона РФ от 24.08.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится конкретными субъектами на основании устанавливаемых им нормативов и лимитов.

В соответствии с п.4.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26.01.1993 года, плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в установленные им сроки.

В соответствии с п.п.1 и 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 года отчетный период платы за негативное воздействие на окружающую среду признается квартал. Срок уплаты установлен на позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. 41,42, 46 БК РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%. В соответствии со ст.57 неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. 41,42,46 БК РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%. В соответствии со ст.62 в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией сумона Шанчы не исполняются обязанности в области установления и взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как, за 1 и 2 квартал 2010 года не определен размер платежа за негативное воздействие на окружающую среду и не внесена данная плата в установленные законом сроки, а также не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 квартал 2010 года, не представлены на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в РТ и не внесены указанные платежи.

На основании изложенного, суд соглашается с доводами прокурора Чаа-Хольского района РТ о том, что бездействие администрации сумона Шанчы по не производству расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 квартал 2010 года, не внесения данных платежей бюджету трех уровней, а именно федеральному бюджету, бюджету субъекта и местному бюджету, причиняет ущерб и ущемляет интересы Российской Федерации, Республики Тыва и Чаа-Хольского кожууна, в связи с чем, исковые требования прокурора суд считает подлежащим удовлетворению, поскольку оно основано на законе.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.

При обращении в суд прокурор в силу п.14 ч.1 ст.89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 173, 194, 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского района в части невыполнения обязательств, в сфере установления размера выплаты за негативное воздействие на окружающую среду и непосредственного внесения данных платежей.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского района произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, и согласовать их с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва за первый и второй кварталы 2010 года.

Взыскать с администрации сельского поселения сумона Шанчы Чаа-Хольского района Республики Тыва в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Тыва через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва.

Председательствующий Монгуш К.К.