Решение по делу № 2-166/2011 от 20 июня 2011 года



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чаа-Холь 20 июня 2011 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Баутдинова М.Т., с участием истца Кара-Сал Ч В, при секретаре Олчамай А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заедании материалы гражданского дела по заявлению Кара-Сал Ч В о признании права собственности на баржу,

УСТАНОВИЛ:

Кара-Сал Ч В обратился в суд с заявлением о признании права собственности на баржу, указав, что приобрел ее, работая в совхозе «Дружба», ранее существовавшем на территории Чаа-Хольского района Республики Тыва.

В судебном заседании истец Кара-Сал Ч.О. полностью поддержал заявленные требования, утонив их. В связи с тем, что старшим экспертом Енисейского филиала Российского Речного Регистра Обуховым Д.В. в ходе проведенного исследования баржа Б-25 классифицирована как несамоходный понтон, просил признать право собственности на несамоходный понтон, имеющий технические характеристики: наибольшая длина корпуса – 14,8м, наибольшая ширина корпуса – 5,5м, высота борта – 0,82м, валовая вместимость  - 60,2 кубических метров (21,3 регистровых тонн) и пояснил, что с 05 июля 1990 года по 1998 год работал механиком гаража совхоза «Дружба», при этом входил в состав Совета трудового коллектива данного совхоза. На балансе совхоза «Дружба» числился катер-буксир БМК-130 М, баржа. В начале 90-х годов в совхозе зарплату практически не выдавали, поэтому с 1993 года стал предпринимать попытки получить в счет задолженности по зарплате какое-либо имущество совхоза. Решением Совета трудового коллектива совхоза «Дружба» без номера от 27 марта 1996 года было решено продать катер-буксир БМК-130 М и баржу ему, как лицу много лет проработавшему в совхозе «Дружба». В этот же год, то есть в 1996 году им была произведена полная оплата на приобретение катера-буксира БМК-130 М, баржи № 396 в размере 23 575 000 неденоминированных рублей от совхоза «Дружба», о чем имеется квитанция совхоза «Дружба» к приходному кассовому ордеру. Т.е., оформив продажу катера и баржи, совхоз погасил перед ним задолженность по зарплате. 08 апреля 1996 года совхоз «Дружба» Чаа-Хольского района Республики Тыва передал ему, а он в свою очередь принял картер-буксир БМК-130 М (двигатель № ЯАЗ-204 В-СР, мощностью 100 л/с, регистрационный номер № 216167, 1985 года выпуска) и баржу № 396, 1984 года выпуска, на основании договора купли-продажи от 08 апреля 1996 года. С того времени по настоящее время буксировочный катер и баржа принадлежат ему. Совхоз «Дружба» перестал существовать сам собой, никаких документов о его существовании не нашел. Потом образовался совхоз «Найырал», в собственности которого баржи и катера уже не было, т.к. их передали истцу в счет погашения задолженности по зарплате. При приобретении катера и баржи никаких свидетельств на право владения не выдавали, что в настоящее время затрудняет оформить право собственности на приобретенное имущество. Просит удовлетворить заявленные требования и признать за ним право собственности на баржу. Установление права собственности необходимо для регистрации катера и использования для собственных нужд в работе, т.к. имеет чабанскую стоянку, куда удобно добираться и доставлять грузы по реке Енисей.

Надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания представители заинтересованных лиц: Енисейского филиала Российского Речного Регистра, Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва не явились в судебное заседание, однако представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд рассматривает дело по правилам ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Представитель Енисейского филиала Российского Речного Регистра в отзыве на исковое заявление указал, что законных оснований постановки баржи Б-25 на классификационный учет в Речном Регистре нет, т.к. в соответствии со ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов РФ подлежат самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн.

Представитель Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС по РТ в отзыве на исковое заявление указал, что в ГИМС МЧС России подлежат регистрации несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

Выслушав заявителя Кара-Сал Ч В, исследовав материалы дела, а также учитывая мнение заинтересованных лиц, суд приходит к следующему:

Из решения Совета трудового коллектива совхоза «Дружба» без номера от 27 марта 1996 года следует, что Советом было решено продать катер-буксир БМК-130 М и баржу Б-25 ***, Кара-Сал Ч В, как лицу много лет проработавшему в механизации совхоза «Дружба».

Согласно приказу по совхозу «Дружба» *** б от *** года была создана комиссия для выявления остаточной стоимости катера-буксира БМК-130 М и баржи Б-25 ***. Членами комиссии назначены бухгалтер – ТТТ-оол; председатель СТК – ТТТ и заведующий гаражом – Кара-Сал Ч В.

Из приказа по совхозу «Дружба» № 25 от 07 апреля 1996 года следует, что в связи с производственной необходимостью было решено реализовать катер-буксир БМК-130 (двигатель № ***, мощностью 100 л/с, регистрационный номер ***), 1985 года выпуска и баржу Б-25 ***, 1984 года выпуска механику автопарка совхоза «Дружба»  Кара-Сал Ч В, при этом главному инженеру и главному бухгалтеру совхоза предписано произвести расчет остаточной стоимости катера-буксира БМК-130, баржи Б-25 и снять с баланса совхоза «Дружба» после полной оплаты Кара-Сал Ч В

Из договора купли-продажи от 08 апреля 1996 года следует, что овцеводческий совхоз «Дружба» выступает в качестве продавца, а Кара-Сал Ч В - в качестве покупателя объекта купли-продажи: баржи Б-25 с бортовым номером 396 1984 года выпуска.

Квитанция к приходному кассовому ордеру № 18, не имеющая указания на день и месяц выдачи, от 1996 года подтверждает, что совхоз «Дружба» принял от Кара-Сал Ч В 23 575 000 неденоминированных рублей за реализацию катера-буксира БМК-130 М и баржи Б-25 ***.

Постановлением администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва *** от 20 октября 2009 года было решено организовать ежегодно с июня по сентябрь переправу сельскохозяйственных животных на летние пастбища через Саяно-Шушенское водохранилище, для чего заключить договор переправы сельскохозяйственных животных с индивидуальным предпринимателем Кара-Сал Ч В.

В соответствии с архивной справкой администрации Чаа-Хольского района РТ следует, что в архивном фонде совхоза «Дружба» в документах договор о купле-продаже катера БМК-130 и баржи ****** год не сохранился (не сданы в госархив). Основанием представления такого ответа стало - неполный архив совхоза «Дружба» за 1996 год.

Администрация Чаа-Хольского района Республики Тыва в своей справке от 22 декабря 2010 года подтверждает, что в связи с банкротством совхоз «Дружба», располагавшийся на территории Чаа-Хольского района Республики Тыва расформировался в 1998 году. Основные средства совхоза «Дружба» были распределены между кредиторами. Правопреемника совхоза не имеется.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Тыва сообщила, что не располагает информацией о совхозе «Дружба», как о состоящей на учете инспекции организации, также отсутствуют сведения о процедурах банкротства в соотношении данного совхоза.

Согласно сведений, имеющихся в трудовой книжке истца, с 05 июля 1990 года по 01 января 1997 года Кара-Сал Ч В работал механиком автопарка в совхозе «Дружба». В собственности совхоза «Дружба» в указанный период имелся буксировочный катер проекта ***БМК-130М, класса Р1,2, 1985 года постройки, строительный номер 5107, а также баржа Б- 25.

27 марта 1996 года решением Совета трудового коллектива совхоза «Дружба» было решено продать данный баржу Б-25 Кара-Салу Ч.О. В 1996 году заявителем была произведена полная оплата в счет приобретения буксировочного катера и баржи в размере 23 575 000 неденоминированных рублей. 08 апреля 1996 года совхоз «Дружба» Чаа-Хольского района Республики Тыва передал Кара-Сал Ч В, а последний в свою очередь принял буксировочный картер БМК-130 М и баржу Б-25 *** на основании договора купли-продажи от *** года.

Согласно ст. 3 кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

По поручению суда старшим экспертом Абаканского участка Енисейского филиала Российского Речного Регистра Обуховым Д.В. было проведено техническое обследование плавательного объекта, заявленного истцом, как баржа. По результатам исследования установлено, что объектом, о праве собственности на которое заявляет Кара-Сал Ч.О., является несамоходный понтон, имеющий следующие параметры: наибольшая длина корпуса – 14,8м, наибольшая ширина корпуса – 5,5м, высота борта – 0,82м, валовая вместимость  - 60,2 кубических метров (21,3 регистровых тонн). На борту имеется ***, однако на классификационном учете Енисейского филиала Российского Речного Регистра понтон не состоит.

Суд приходит к выводу, что баржа Б-25 с регистрационным номером на борту 396 и несамоходный понтон с номером на борту 396 являются одним и тем же объектом. С 1996 года и по настоящее время понтон находятся в собственности Кара-Сал Ч В. Он использует его по прямому предназначению, переправляя грузы по реке Енисей в пределах Чаа-Хольского района Республики Тыва.

При рассмотрении дела суд исходит из того, что вопрос о допуске данного водного объекта к эксплуатации в рамках рассматриваемого дела перед судом не ставился и он в компетенцию суда не входит.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам подлежащие государственной регистрации суда внутреннего плавания.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации суда могут находиться в любой собственности. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Статья 18 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяет, что основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются: вступившее в законную силу решение суда.

Пункт 17 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 N 144 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.11.2001 за N 3029) закрепляет в качестве основания государственной регистрации судна и прав на него вступившее в законную силу решение суда.

В соответствии со ст. 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов.

   Пункт 40 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 N 144определяет, что для государственной регистрации судна и прав на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации к заявлению (приложение N 1) должны быть приложены следующие документы: правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие); свидетельство о годности к плаванию; классификационное свидетельство.

В соответствии со ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Технический надзор за судами, не указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется иными государственными организациями, уполномоченными на то Правительством РФ.

Суд констатирует, что в отношении несамоходного понтона с валовой вместимостью 21,3 тонн отсутствуют основания для постановки на классификационный учет Енисейского филиала Российского Речного Регистра и что данными действиями при наличии технического соответствия правилам допуска к эксплуатации должна заниматься Государственная инспекция по маломерным судам.

С учетом требований ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным требованиям и полагает, что препятствий для принятия решения по существу иска нет.

Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" определяло, что все работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имели право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Размер имущественного пая устанавливался в зависимости от трудового вклада. Допускалось объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.

В дополнение к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" постановление Правительства РФ от 06.03.1992 N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" ) установило, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации).

Исследованные в суде доказательства суд определяет достаточными и указывающими с достоверностью, что плавательный объект - несамоходный понтон со следующими техническими характеристиками: наибольшая длина корпуса – 14,8м, наибольшая ширина корпуса – 5,5м, высота борта – 0,82м, валовая вместимость  - 60,2 кубических метров (21,3 тонн) был приобретен Кара-Сал Ч В в установленном законом порядке и принадлежат Кара-Сал Ч В на основании договора купли-продажи от 08 апреля 1996 года, в связи с чем заявление Кара-Сал Ч В подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 218 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Кара-Сал Ч В, удовлетворить.

Признать право собственности Кара-Сал Ч В *** года рождения, уроженца пос. ... на несамоходный понтон со следующими техническими характеристиками: наибольшая длина корпуса – 14,8м, наибольшая ширина корпуса – 5,5м, высота борта – 0,82м, валовая вместимость  - 60,2 кубических метров (21,3 тонн).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня оглашения.

Судья Баутдинов М.Т.