РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Чаа-Холь 13 июля 2011 года Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Хандываа Р.А., с участием заявителя - помощника прокурора Чаа-Хольского района РТ Ооржак А.Х., представителя заинтересованного лица - председателя Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ Дамба А.К., представителя заинтересованного лица - исполняющего обязанности главы администрации сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ Монгуш Л.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чаа-Хольского района РТ о признании Устава сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ противоречащим федеральному законодательству в части и об обязании Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ привести Устав сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ в соответствие с требованиями федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чаа-Хольского района РТ обратился в суд с заявлением о признании Устава сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ противоречащим федеральному законодательству в части и об обязании Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ привести Устав сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ в соответствие с требованиями федерального законодательства. В судебном заседании заявитель - помощник прокурора Чаа-Хольского района РТ Ооржак А.Х. полностью поддержав заявленные требования, пояснила что прокуратурой Чаа-Хольского района была проведена проверка законности Устава органа местного самоуправления – сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района, в ходе которой были выявлены противоречия федеральному законодательству. Устав сельского поселения сумона Кызыл-Дагский в целях обеспечения разграничения полномочий Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования должен содержать исчерпывающий перечень вопросов местного значения, то есть они должны быть воспроизведены в строгом соответствии со ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ. Пунктом 2 статьи 1 Решения, дополняющего Устав сумона Кызыл-Дагский статьей 3.2, устанавливаются полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, где установлено право сумона Кызыл-Дагский на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа. Однако, в соответствии внесенными изменениями Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений в п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ слова «финансирование муниципальных учреждений» заменено словами «осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также». В связи с чем, в ч.2 ст.3.2 Устава сумона Кызыл-Дагский имеется противоречие. В пункте 5 ст.1 Решения, которым вносятся изменения в ст.26 Устава сумона Кызыл-Дагский, устанавливающим полномочия избирательной комиссии сумона Кызыл-Дагский в организации подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, установлено, что Хурал представителей сумона Кызыл-Дагский обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, на основе поступивших предложений избирательной комиссии РТ (ч.5 ст.26). Однако, в соответствии с ч.9.1 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений от избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке: а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района. Таким образом, порядок формирования избирательной комиссии сумона Кызыл-Дагский, установленный Уставом, не соответствует федеральному законодательству. Вышеуказанными нарушениями, выразившимися в противоречии Устава сельского поселения сумона Кызыл-Дагский положениям федерального законодательства, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, которые заинтересованы в решении вышеперечисленных вопросов местного значения, касающиеся осуществления местного самоуправления, тем самым, нарушается право муниципального образования на местное самоуправление, которое составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно статьям 7 и 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, наделены полномочиями, в том числе и на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно п.2 ст.1, п.3 ст.22, ст.23 и ст.28 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор, в частности, имеет право вправе оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Просит удовлетворить исковые требования полностью. В судебном заседании представители заинтересованных лиц - председатель Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ Дамба А.К. и исполняющая обязанности главы администрации сельского поселения Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ Монгуш Л.Д. с заявленными требованиями согласились и пояснили, что в целях устранения имеющихся противоречий Хуралом представителей сумона Кызыл-Дагский 24 июня 2011 года принято Решение № 81 о внесении в Устав сумона Кызыл-Дагский изменений и дополнений для приведения Устава в соответствие с федеральным законодательством. 30 июня 2011 года в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Тыва подано заявление о государственной регистрации решения о внесении изменений и дополнений в Устав сумона Кызыл-Дагский. Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тыва представил суду ходатайство о рассмотрении дела без его участия, при этом, заявленные требования поддерживает полностью и просит удовлетворить их. Изучив материалы дела, выслушав заявителя, представителей заинтересованного лица, суд установил следующее: Устава сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва зарегистрирован Отделом Управления Министерства юстиции РФ по Cибирскому федеральному округу РФ в Республике Тыва, за государственным регистрационным номером № *** oт 10 апреля 2008 года. Решениями Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский № 33 от 15 апреля 2009 года, № 42 от 19 августа 2009 года, № 56 от 20 апреля 2010 года в Устав сумона Кызыл-Дагский внесены изменения и дополнения, которые были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Тыва. Решением Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский № 62 от 22 октября 2010 года в Устав сумона Кызыл-Дагский были внесены изменения и дополнения. Однако, внесенные Решением Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский № 62 от 22 октября 2010 года изменения и дополнения в Устав сумона Кызыл-Дагский Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Тыва в государственной регистрации были отказаны в связи с имеющимися противоречиями с действующим федеральным законодательством. Пунктом 2 части 1 Решения, дополняющим Устав сумона Кызыл- Дагский статьей 3.2, которая устанавливает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, установлено право сумона Кызыл-Дагский на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений формирование и размещение муниципального заказа (п.3 ч.1 ст.3.2). Однако, в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в пункте 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ слова «финансирование муниципальных учреждений» заменено словами «осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также». Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения сумона Кызыл-Дагский отнесено полномочие по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. В пункте 5 статьи 1 Решения, которым вносятся изменения в статью 26 Устава, устанавливающим полномочия избирательной комиссии сумона Кызыл-Дагский в организации подготовки и проведения местного референдума муниципальных выборов голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица муниципального образования, преобразования муниципального образования, установлено, что Хурал представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна обязан назначить половину об общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, на основе поступивших предложений избирательной комиссии Республики Тыва (ч.2 ст.26). Однако, в соответствии частью 9.1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке: а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района. Таким образом, Хурал представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии сумона Кызыл-Дагский на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке: а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии, поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии; б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения; в) если полномочия территориальной избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района. Вторая половина избирательной комиссии поселения формируется на основе предложений политических партий и избирательных объединений, установленных частью 8 статьи 24 Федерального закон № 67-ФЗ. Таким образом, судом установлено, что Устав сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» (в редакции от 22 октября 2010 года) имеет противоречия федеральному закону в части, а именно: пункт 3 части 1 статьи 3.2 Устава сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» противоречит пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а статья 26 Устава сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» противоречит части 9.1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Доводы представителей заинтересованных лиц - председателя Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ Дамба А.К. и исполняющей обязанности главы администрации сельского поселения Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ Монгуш Л.Д. о том, что Хуралом представителей сумона Кызыл-Дагский 24 июня 2011 года принято Решение № 81 о внесении в Устав сумона Кызыл-Дагский изменений и дополнений для приведения Устава в соответствие с федеральным законодательством, которое 30 июня 2011 года сдано на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Тыва, не является свидетельством того, чтоарственную реом., № 56 от 20 апреля 2010 года Устав сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства, поскольку суду не были представлены доказательства о произведенной государственной регистрации данных изменений и дополнений. В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Суд соглашается с мнением прокурора о том, что указанные нарушения, выразившиеся в противоречии Устава сельского поселения сумона Кызыл-Дагский положениям федерального законодательства, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, которые заинтересованы в решении вышеперечисленных вопросов местного значения, касающиеся осуществления местного самоуправления, тем самым, нарушается право муниципального образования на местное самоуправление, которое составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Таким образом, требования прокурора о признании Устава сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ противоречащим федеральному законодательству в части, и об обязании Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ привести Устав сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района РТ в соответствие с требованиями федерального законодательства, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч.8 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст.333.19. НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан, или организаций уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей. При обращении в суд прокурор в силу п.14 ч.1 ст.89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с Хурала представителей сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.173, 194, 197, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить. Признать Устав сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» (в редакции от 22 октября 2010 года) противоречащим федеральному закону в части, а именно: пункт 3 части 1 статьи 3.2 Устава сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьи 26 Устава сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» части 9.1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» со дня вступления решения в законную силу. Обязать Хурал представителей сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» привести Устав сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно, привести Устав сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» в соответствие с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с частью 9.1 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Обязать Хурал представителей сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» официально опубликовать внесенные изменения и дополнения после приведения Устава сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» в соответствие с требованиями федерального законодательства. Взыскать с Хурала представителей сельского поселения «Сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва» в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня оглашения. Председательствующий Монгуш К.К.