РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Чаа-Холь 02 августа 2011 года Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Хандываа Р.А., с участием истца - помощника прокурора Чаа-Хольского района РТ Ооржак А.Х., представителя ответчика - главного бухгалтера Муниципального учреждения здравоохранения «Чаа-Хольская центральная кожуунная больница» Чоржей-оол О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Чаа-Хольского района РТ к Муниципальному учреждению здравоохранения «Чаа-Хольская центральная кожуунная больница» о признании незаконным бездействия в сфере не установления платы за негативное воздействие на окружающую среду и непосредственно не внесения данных платежей и об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и согласовать их с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва, УСТАНОВИЛ: Исполняющий обязанности прокурора Чаа-Хольского района РТ обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Чаа-Хольская центральная кожуунная больница» (далее по тексту - МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ») о признании незаконным бездействия МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» в сфере не установления платы за негативное воздействие на окружающую среду и непосредственно не внесения данных платежей и об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и согласовать их с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва. В судебном заседании истец - помощник прокурора Чаа-Хольского района РТ Ооржак А.Х. полностью поддержала исковые требования и пояснила, что Прокуратурой Чаа-Хольского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере природопользования природопользователями Чаа-Хольского кожууна, полноты уплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года. Проверкой установлено, что юридическим лицом МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» нарушается федеральное законодательство об охране окружающей среды в части платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно, представленным сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ следует, что МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ», расположенная по адресу …, не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законом сроки. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов и в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды». Согласно п.1 ст.16 вышеуказанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, микроорганизмов, размещать отходы. Согласно ст.1 Закона РФ от 24.08.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится конкретными субъектами на основании устанавливаемых им нормативов и лимитов. Так, например, у МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются неорганическая пыль, ангидрит серный, оксид углерода, диоксид азот. Выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов является бензин, а также отходы производства такие как: мусор бытовой, мусор от уборки территории, золошлаки, пищевые отходы, медицинские отходы, масла отработанные. В соответствии с п.4.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26.01.1993 года, плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в установленные им сроки. Согласно п.1 и 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 года отчетный период платы за негативное воздействие на окружающую среду признается квартал. Срок уплаты установлен на позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Однако, МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» до настоящего времени не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и не представлены на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в РТ и соответственно не внесены непосредственно платежи. Также бездействием должностных лиц МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» в части не производства расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и не внесения данных платежей бюджету трех уровней, а именно федеральному бюджету, бюджету субъекта и местному бюджету причиняется ущерб, ущемляя при этом интересы Российской Федерации, Республики Тыва и Чаа-Хольского кожууна. Согласно ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст.12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Статья 35 Федерального законно «О прокуратуре» определяет, что участие прокурора в гражданском процессе является целью защиты государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор района вправе обратиться в суде с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Просит удовлетворить исковые требования полностью. В уточнение заявленных требований просит обязать главного врача МУЗ «ЦКБ Чаа-Хольского кожууна» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и согласовать их с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва в месячный срок со дня вынесения решения по делу. В судебном заседании представитель ответчика Чоржей-оол О.Б. полностью согласилась с исковыми требованиями а и пояснила, что работает в МУЗ «ЦКБ Чаа-Хольского кожууна» с мая 2011 года, в связи с чем, не успела произвести расчеты за 1 и 2 кварталы 2011 года. Обязуется произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и согласовать их с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва в течение трех дней. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ч.1 ст.45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований. Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Подача заявления прокурором Чаа-Хольского района РТ в суд в данном случае представляется суду в силу ст.45 ГПК, ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованной и правомерной. В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Из списка предприятий и организаций Чаа-Хольского района, предоставленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ следует, что МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ», не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2011 года по 01.05.2011 года. Из реестра подконтрольных объектов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ по Чаа-Хольскому району следует, что МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ», относится к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Согласно Устава МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» оно является некоммерческой организацией. МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» самостоятельно осуществляет определенную Уставом деятельность в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно статей 42 и 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; выбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; и иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, микроорганизмов, размещать отходы. Согласно ст.1 Закона РФ от 24.08.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится конкретными субъектами на основании устанавливаемых им нормативов и лимитов. В соответствии с п.4.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26.01.1993 года, плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в установленные им сроки. В соответствии с п.п.1 и 2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 года отчетный период платы за негативное воздействие на окружающую среду признается квартал. Срок уплаты установлен на позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Согласно Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. 41,42, 46 БК РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%. В соответствии со ст.57 неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст.41,42,46 БК РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%. В соответствии со ст.62 в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» не исполняются обязанности в области установления и платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как, за 1 квартал 2011 года не определен размер платежа за негативное воздействие на окружающую среду и не внесена данная плата в установленные законом сроки, а также не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года, не представлены на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в РТ и не внесены указанные платежи. На основании изложенного, суд соглашается с доводами и.о. прокурора Чаа-Хольского района РТ о том, что бездействие МУЗ «Чаа-Хольская ЦКБ» по не производству расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года, не внесения данных платежей бюджету трех уровней, а именно федеральному бюджету, бюджету субъекта и местному бюджету, причиняет ущерб и ущемляет интересы Российской Федерации, Республики Тыва и Чаа-Хольского кожууна, в связи с чем, исковые требования прокурора в рамках уточненных требований, суд считает подлежащим удовлетворению, поскольку оно основано на законе. В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст.333.19. НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей. При обращении в суд прокурор в силу п.14 ч.1 ст.89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 173, 194, 197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «Чаа-Хольская центральная кожуунная больница» по не установлению платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внесению данных платежей. Обязать главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «Чаа-Хольская центральная кожуунная больница» Чадамба А.К. произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и согласовать их с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва в месячный срок со дня вынесения настоящего решения. Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Чаа-Хольская центральная кожуунная больница» в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня оглашения. Председательствующий Монгуш К.К.