Решение по делу № 2-266/2011 от 14 сентября 2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   14 сентября 2011 года с. Чаа-Холь

            Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Баутдинова М.Т., при секретаре Олчамай А.Д., с участием заместителя прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва Сояна А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чаа-Хольского района РТ

о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского района Республики Тыва в части невыполнения обязательств в сфере установления размера выплаты за негативное воздействие на окружающую среду и об обязании администрации сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского района Республики Тыва произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,

                                                               У с т а н о в и л :

              Прокурор Чаа-Хольского района РТ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского района Республики Тыва (далее по тексту (администрация с. Шанчы) в части невыполнения обязательств в сфере установления размера выплаты за негативное воздействие на окружающую среду, об обязании администрации сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского района Республики Тыва произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и пояснил, что в ходе проведенной прокуратурой Чаа-Хольского района установлено, что юридическим лицом –администрацией с. Шанчы нарушается федеральное законодательство об охране окружающей среды в части оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно сведениям Енисейского управления Ростехнадзора в Республике Тыва следует, что администрация с. Шанчы включена в перечень объектов, подлежащих региональному экологическому контролю. Однако в 1 квартале 2011 года она не определила размер платежа за негативное воздействие на окружающую среду и не вносит данную плату в установленные законом сроки. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов и в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Администрация с. Шанчы осуществляет деятельность, которая загрязняет окружающую среду, что в соответствии с федеральным законом должно компенсироваться путем внесения денежных средств в бюджеты района, республики, Российской Федерации.

Администрация с. Шанчы до настоящего времени не произвела расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года, не представила на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в Республике Тыва и соответственно не внесены непосредственно платежи.

Таким образом, бездействием должностных лиц администрации с. Шанчы в части не осуществления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и не внесения данных платежей бюджету трех уровней, а именно федеральному бюджету, бюджету субъекта и местному бюджету причиняется ущерб, ущемляя при этом интересы Российской Федерации, Республики Тыва и Чаа-Хольского района. Просит обязать исполнить расчет в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.   

Представитель администрации с. Шанчы в суд не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о дате и месте судебного разбирательства. Суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия на основании ст. 167, 246 ГПК РФ.

Согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. 41, 42, 46 БК РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%.

В соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст. 41, 42, 46 БК РФ, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%.

В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%.

В соответствии с п. 4.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26.01.1993 плановый годовой размер платежей за загрязнение  (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в установленные им сроки.

П.п. 1 и 2 приказа № 557 от 08.06.2006 руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отчетный период платы за негативное воздействие на окружающую среду признается квартал. Срок уплаты установлен на позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

  Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 14 этого же закона определяет, что к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

В соответствии со ст. 16 этого же закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. 2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, микроорганизмов, размещать отходы.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится конкретными субъектами на основании устанавливаемых им нормативов и лимитов.

Суд констатирует исходя из поступившего в адрес прокуратуры Чаа-Хольского района РТ ответа Роспироднадзора по Республике Тыва, что администрацией сельского поселения с. Шанчы не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года, не представлены на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в РТ и соответственно не внесены непосредственно платежи.

Суд полагает, что бездействием должностных лиц администрации сельского поселения с. Шанчы в части не производства расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года и не внесения данных платежей бюджету трех уровней, а именно федеральному бюджету, бюджету субъекта и местному бюджету причиняется ущерб, ущемляя при этом интересы Российской Федерации, Республики Тыва и Чаа-Хольского района.   

Исходя из этого из-за нехватки денежных средств не могут реализовываться своевременно программы по декомпенсации негативных воздействий на окружающую среду.

Согласно ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Суд полагает, что трехмесячный срок для устранений нарушений для администрации с. Шанчы будет достаточным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд.

РЕШИЛ

            Заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить полностью.

            Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского района Республики Тыва в части невыполнения обязательств по установлению размера выплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года.

Обязать администрацию сельского поселения с. Шанчы Чаа-Хольского района Республики Тыва в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Тыва.

Судья Баутдинов М.Т.