Решение от 13.09.2010 г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чаа-Холь 13 сентября 2010 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Баутдинова М.Т., при секретаре Хандываа Р.А., с участием представителя истца – помощника прокурора Чаа-Хольского района РТ Ооржак А.Х., представителя ответчика - главы администрации Чаа-Хольского района РТ Балбан-оола Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Чаа-Хольского района РТ к администрации Чаа-Хольского района РТ в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва в срок до 31 декабря 2010 года принять меры по созданию единой дежурно-диспетчерской службы,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Чаа-Хольского района РТ обратился в суд с иском к администрации Чаа-Хольского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации Чаа-Хольского района в срок до 31 декабря 2010 года принять меры по созданию единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Чаа-Хольского района РТ Ооржак А.Х. полностью поддержала исковые требования и пояснила, что прокуратурой Чаа-Хольского района РТ в 2009 году была проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки 25 ноября 2009 года прокуратурой района в связи с отсутствием ЕДДС в администрации Чаа-Хольского района было внесено представление необходимости его создания. При повторной проверке в августе 2010 года установлено, что администрацией района ЕДДС не создана. Главным государственным инспектором Чаа-Хольского района Отделения государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ Кара-Салом В.Ч. при проведении плановой проверки соблюдения администрацией района требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены нарушения закона, по которым составлен акт, протокол, предписание. В предписании указано на необходимость принятия нормативно-правового акта, регулирующего создание ЕДДС, а также на необходимость создания ЕДДС.

Несмотря на издание администрацией района приказа № 151 от 08.07.2010 года «О создании единой дежурной диспетчерской службы», фактически ЕДДС на территории района не создан и не функционирует. Отсутствие ЕДДС в муниципальном образовании приводит к нарушениям прав и законных интересов граждан на эффективную защиту от чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 42-43 Устава Чаа-Хольского района РТ, администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, одним из основных направлений деятельности которого является защита населения от чрезвычайных ситуаций. Таким образом, указанная деятельность относится к компетенции администрации Чаа-Хольского района. Просит удовлетворить требования полностью.

В судебном заседании глава администрации Чаа-Хольского района РТ Балбан-оол Д.К. полностью согласился с требованиями прокурора и пояснил, что в настоящее время создание ЕДДС представляется невозможным в связи с финансовыми затруднениями. Бюджет на текущий год был принят Хуралом представителей в прошлом году с дефицитом, что не позволяет прилечь дополнительные деньги на создание Службы. В настоящее время в Пожарной части № 18 функционирует диспетчерская служба, которая занимается сбором информации о чрезвычайных ситуациях как природного, так и техногенного характера. Ее вполне на сегодняшний день хватает для обеспечения безопасности. Между тем администрацией района 08 июля 2010 года издано постановление № 151 о создании Единой дежурно-диспетчерской службы. Помимо прочего проблема создания Службы озвучена при встречах с руководством МЧС РТ, на заседаниях Совета безопасности республики. К моменту рассмотрения дела в суде, в Хурал представителей направлено представление о рассмотрении вопроса о включении в бюджет на 2011 год расходов на создание штатной единицы ЕДДС. В настоящее время изменения в структуру администрации и в штатное расписание администрации района не внесены, положение о ЕДДС не разработано. Помимо прочего идет поиск помещения для Службы. В районе имеется дефицит помещений, в связи с чем распоряжение о его выделении еще не издано. Обсуждается вопрос о выделении телефона, вопрос о финансировании согласуется с Минфином республики. Просит суд представить время для выполнения изложенных мероприятий. Полагает, что к концу декабря 2010 года они будут выполнены, а с 01 января 2011 года Служба будет фактически функционировать.

Согласно Акта № 23 от 08 июля 2010 года следует, что в ходе проведения проверки был выявлен факт неисполнения Федерального закона № 68 от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» пунктов 10 и 11, а именно: не создан орган повседневного управления ЕДДС при администрации Чаа-Хольского района РТ.

Согласно ответа на требование прокурора администрации Чаа-Хольского района РТ от 24.08.2010 года, по состоянию на 12 августа 2010 года ЕДДС на территории района не имеется в связи с отсутствием финансовых средств.

Согласно выписки из бюджета на 2010 год и на плановые периоды 2011-2012 года в администрации Чаа-Хольского района расходы на создание ЕДДС не предусмотрены.

Кроме того, из объяснений заместителя главы администрации Чаа-Хольского района Ондара С.С. следует, что в настоящее время разрабатываются положение о службе, штатное расписание. В связи с созданием ЕДДС будут внесены изменения в структуру администрации района, смета расходов на содержание, т.е. в бюджет района, которые утверждаются Хуралом представителей района. На 2010 год бюджет принят с дефицитом, в связи с чем ЕДДС будет финансироваться с 2011 года. В настоящее время ЕДДС не создана.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют комплекс полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, помимо прочих, относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 43 Устава Чаа-Хольского района следует, что одним из основных направлением деятельности администрации района является защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Чаа-Хольского района РТ в полной мере не исполняются обязанности в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а именно: не принимаются меры по созданию органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – ЕДДС муниципального образования.

Доводы главы администрации Чаа-Хольского района в обоснование своей позиции о том, что на базе ПЧ-18 имеется диспетчерская служба, которой достаточно для обеспечения безопасности жителей района, суд полагает в полной мере необоснованными, т.к. она не входит в структуру администрации района, а значит для целей координации деятельности спасательных служб, сбора информации о чрезвычайных ситуациях в рамках федерального закона № 68-ФЗ, недостаточной.

Согласно распределения расходов муниципального бюджета на 2010 год по ведомственной структуре на цели защиты населения от чрезвычайных ситуаций предусмотрено 30 000 рублей, на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий от них – 30 000 рублей.

Статья 56 ГПК РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суду главой Чаа-Хольского района РТ представлен проект внесения изменений в штатное расписание администрации района, согласно которого годовой фонд оплаты труда 1 единицы специалиста Единой диспетчерской службы равен 103 968 руб.

На запрос суда Хурал представителей Чаа-Хольского района РТ сообщил, что по состоянию на 09 сентября 2010 года в Хурал Представителей предложений о внесении в бюджет района на 2011 год о выделении средств на финансирование создания единой дежурно-диспетчерской службы администрацией Чаа-Хольского района не вносилось. Представленное суду главой Чаа-Хольского района РТ письмо в адрес председателя Хурала Представителей Чаа-Хольского района с просьбой рассмотреть вопрос о создании штатной единицы ЕДДС датирован 10 сентябрем 2010 года и свидетельствует для суда о том, что фактические мероприятия по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы администрацией района начинают осуществляться лишь ко дню рассмотрения дела в суде. Доказательством этим выводам суд находит в том, что в настоящее время изменения в структуру администрации и в штатное расписание администрации района не внесены, положение о ЕДДС не разработано, помещения для Службы не подысканы и не закреплены за ней; технические средства обеспечения деятельности не закуплены, в ведение ЕДДС не переданы.

Суд полагает, что отсутствие Единой дежурно-диспетчерской службы в структуре администрации Чаа-Хольского района РТ негативно сказывается на оперативности получения, обработки информации о чрезвычайных ситуациях в районе, на скорости и эффективности принятия решений об их ликвидации, а также их предупреждения. В совокупности данный фактор влечет снижение уровня безопасности проживающего на территории Чаа-Хольского района населения, а обеспечение уровня гарантий, предусмотренных ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» осуществляется не на должном уровне.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Подача заявления прокурором Чаа-Хольского района РТ в суд представляется суду в силу ст. 45 ГПК, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованной и правомерной.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Категория лиц, жителей Чаа-Хольского района, в защиту прав и интересов которых прокурором было подано заявление, количественно не постоянна и персонально изменчива, в связи с чем, их круг точно определить невозможно.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.

При обращении в суд прокурор в силу п. 14 ч. 1 ст. 89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Срок до 31 декабря 2010 года для устранения ответчиком нарушений федерального законодательства суду представляется разумным и позволяющим в полной мере выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для создания ЕДДС.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 173, 194, 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования и.о. прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва к администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва в срок до 31 декабря 2010 года принять фактические меры по созданию единой дежурно-диспетчерской службы в Чаа-Хольском районе Республики Тыва.

Взыскать с администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение 10 суток со дня оглашения через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва.

Судья Баутдинов М.Т.