РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Чаа-Холь 21 ноября 2011 года Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Хандываа Р.А., с участием истца - помощника прокурора Хертек С.Ч., представителя заинтересованного лица Хунай-оола Ч.О., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по иску и.о. прокурора Чаа-Хольского района РТ к Хуралу представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ о признании Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ противоречащим федеральному законодательству в части, обязать Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ опубликовать в средствах массовой информациик-Дуругльского поселения сумоная сумон Ак-Дуругский проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ, принять меры по его регистрации в органах юстиции, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Чаа-Хольского района РТ обратился в суд с иском к Хуралу представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ о признании Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ противоречащим федеральному законодательству в части, обязать Хурала представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ опубликовать в средствах массовой информациик-Дуругльского поселения сумоная сумон Ак-Дуругский проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ, принять меры по его регистрации в органах юстиции. В судебном заседании истец - помощник прокурора Хертек С.Ч. полностью поддержала исковые требования и пояснила, что прокуратурой Чаа-Хольского района была проведена проверка на предмет соответствия требованиям федерального законодательства Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района, принятого решением Хурала представителей сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района № 15 от 21 марта 2008 года. В результате проверки установлено, что некоторые положения Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский противоречат действующему федеральному законодательству, что является нарушением требований федерального законодательства о местном самоуправлении, а также прав и интересов граждан, проживающих в данном муниципальном образовании, так как не внесение изменений в Устав сумона свидетельствует об отсутствии контроля по тем вопросам местного значения, которые внесены в качестве изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ. В связи с проводимой реформой органов местного самоуправления в Российской Федерации Федеральными законами от 03.06.2006 года № 73-ФЗ, от 25.07.2006 года № 128-ФЗ от 27.07.2006 года № 153-ФЗ, от 01.12.2006 года № 198-ФЗ, от 04.12.2006 года № 201-ФЗ, от 29.12.2006 года № 258-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) внесен ряд существенных изменений, в связи с чем некоторые положения Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва вступили в противоречие федеральному законодательству. В соответствии с частью 5 статьи 16 Устава финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления сумона Ак-Дуругский осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сумона Ак-Дуругский. В части 9 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающей финансирование органов местного самоуправления исключительно за счет собственных доходов местных бюджетов, в результате внесения изменений Федеральным законом № 83-ФЗ слова «Финансирование расходов на содержание» заменены словами «Финансовое обеспечение деятельности». Таким образом, должно осуществляться финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления исключительно за счет собственных доходов бюджета сумона Ак-Дуругский. В связи с изложенным, часть 5 статьи 16 Устава вступил в противоречие с федеральным законодательством. Пунктом 18 части 1 статьи 23 Устава установлено, что к компетенции Администрации сумона относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. В соответствии с п. 21 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения поселения муниципальные образования наделяются не только полномочиями по организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов, но и полномочиями по присвоению наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов. Таким образом, пункт 21 части 1 статьи 14 настоящего федерального законодательства конкретизирует полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселения. Устав муниципального образования должен содержать исчерпывающий перечень вопросов местного значения в строгом соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующий вопросы местного значения поселения. Таким образом, пункт 18 части 1 статьи 23 Устава о наделении Администрации сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна подлежит дополнению полномочиями: по присвоению наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов. Вышеуказанными нарушениями, выраженное в противоречии Устава сельского поселения Ак-Дуруг положениям федерального законодательства, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, которые заинтересованы в решении вышеперечисленных вопросов местного значения, касающиеся осуществления местного самоуправления, тем самым нарушается право муниципального образования на местное самоуправление, которое составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. 10 августа 2011 года прокуратурой района был принесен протест на Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна, однако поступил ответ о рассмотрении протеста, из содержания текста которого следует, что меры по устранению нарушений фактически не приняты. Пунктом 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В уточнение заявленных требований просит признать Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ противоречащим федеральному законодательству в части, обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ внести изменения и дополнения в Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ, принять меры по его регистрации в органах юстиции, после чего опубликовать в средствах массовой информациик-Дуругльского поселения сумоная сумон Ак-Дуругский внесенные изменения и дополнения в Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ в срок до к-Дуругльского поселения сумоная сумон Ак-Дуругский конца первого квартала 2012 года. В судебном заседании представитель заинтересованного лица – председатель Хурала представителей сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ Хунай-оол Ч.Р. с заявленными требованиями согласился полностью. Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тыва представил суду ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Изучив материалы дела, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему: Государственная регистрация Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва произведена Отделом Управления Министерства юстиции РФ по Cибирскому федеральному округу РФ в Республике Тыва. Решениями Хурала представителей сумона Ак-Дуругский № 26 от 27 августа 2008 года, № 50 от 16 сентября 2009 года, № 71 от 11 мая 2011 года и № 74 от 21 июля 2011 года в Устав сумона Ак-Дуругский были внесены изменения и дополнения, которые были зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва. В соответствии с ч.5 ст.16 Устава сумона Ак-Дуругский, финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления сумона Ак-Дуругский осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сумона Ак-Дуругский. Однако, в соответствии Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» внесены изменения в часть 9 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова «финансирование расходов на содержание» заменено словами «финансовое обеспечение деятельности». Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения сумона Ак-Дуругский отнесено полномочие по осуществлению финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п.18 ч.1 ст.23 Устава сумона Ак-Дуругский к компетенции Администрации сумона относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Однако, в соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Таким образом, к вопросам местного значения поселения сумон Ак-Дуругский законом отнесены присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Судом установлено, что Устав сельского поселения «Сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва» (в редакции от 21 июля 2011 года) имеет противоречия федеральному законодательству в части, а именно: часть 5 статьи 16 Устава сельского поселения «Сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва» противоречит части 9 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а пункт 18 части 1 статьи 23 Устава сельского поселения «Сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского района Республики Тыва» противоречит пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Суд соглашается с мнением прокурора о том, что указанные нарушения, выразившиеся в противоречии Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский положениям федерального законодательства, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, которые заинтересованы в решении вышеперечисленных вопросов местного значения, касающиеся осуществления местного самоуправления, тем самым, нарушается право муниципального образования на местное самоуправление, которое составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Таким образом, требования прокурора о признании Устава сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ противоречащим федеральному законодательству в части и об обязании Хурала представителей сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района РТ привести Устав сельского поселения сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского района РТ в соответствие с требованиями федерального законодательства, в рамках уточненных требований, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч.8 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст.333.19. НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей. При обращении в суд прокурор в силу п.14 ч.1 ст.89 ГПК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с Администрации сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.173, 194, 197, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования и.о прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить. Признать Устав сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва» (в редакции от 21 июля 2011 года) противоречащим федеральному закону в части, а именно: часть 5 статьи 16 Устава сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва» противоречащим части 9 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а пункт 18 части 1 статьи 23 Устава сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва» противоречащим пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со дня вступления решения в законную силу. Обязать Хурал представителей сумона Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна РТ в срок до конца первого квартала 2012 года привести Устав сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно, привести Устав сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва» в соответствие с пунктом 21 части 1 статьи 14 и части 9 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обязать Хурал представителей сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в срок до конца первого квартала 2012 года зарегистрировать решение о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Тыва. Обязать Хурал представителей сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва» в срок до конца первого квартала 2012 года опубликовать в средствах массовой информации внесенные изменения и дополнения в Устав сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва после регистрации в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Тыва. Взыскать с Хурала представителей сельского поселения сумон Ак-Дуругский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня оглашения. Председательствующий Монгуш К.К.