демонтаж рекламной конструкции



01 июля 2010 года

                             Дело ______ ______

                                                г.Хабаровск

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

ФИО1

При участии в судебном заседании

Пом.прокурора Кировского района г.Хабаровска

ФИО2

От ответчика Администрации г. Хабаровска,

3-его лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска

представитель по доверенности ____________-______ от ______г., от ______г. ______

ФИО3

От ответчика ООО РА « ФИО13» представитель по доверенности б/н 

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц г.Хабаровска к Администрации города Хабаровска, Обществу с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «ФИО14», 3-ему лицу не заявляющему самостоятельные требования на стороне ответчика Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о возложении обязанности по устранению рекламных конструкций, 

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Хабаровска обратился в интересах неопределенного круга лиц г.Хабаровска с иском к  Администрации г. Хабаровска, ООО РА «ФИО32» о возложении обязанности по устранению рекламных конструкций. В обоснование иска указал, что Прокуратурой Кировского района г.Хабаровска ______ г. проведена проверка исполнения антимонопольного и рекламного законодательства на территории Кировского района, в ходе которой выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 г. № 124-ст. Так, на проезжей части по ул. Серышева г. Хабаровска, расположена рекламная конструкция (перетяжка) «ФИО5», разрешение ______, владельцем которой является ООО РА «ФИО15», что подтверждается актом, составленным помощником прокурора Кировского района г.Хабаровска ФИО8 в присутствии сотрудника ГИБДД УВД по г.Хабаровску капитана милиции ФИО7 от ______ г. Просит суд возложить на Администрацию г.Хабаровска и ООО РА «ФИО16» обязанности по устранению стендовой рекламной конструкции на проезжей части по ул.Серышева поселения «город Хабаровск» в соответствии с ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно рекламная конструкция «ФИО5».

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 01.07.2010г. приняты измененные и дополненные исковые требования прокурора Кировского района г.Хабаровска. В окончательной редакции просит суд признать действия Администрации города Хабаровска по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории городского округа «город Хабаровск» ______ незаконными; обязать администрацию города Хабаровска выдать собственнику рекламной конструкции (перетяжки), расположенной на ул.Серышева в г.Хабаровске - ООО РА «ФИО17», предписание о её демонтаже; обязать ООО РА «ФИО18» демонтировать принадлежащую ему рекламную конструкцию (перетяжку), расположенную на ул. Серышева в г. Хабаровске в месячный срок.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО2 измененные и уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на изложенные выше обстоятельства. Уточнив место расположения рекламной конструкции (перетяжка)- на ул.Серышева-ул.Знаменщикова г.Хабаровска, площадью 43,2 кв.м.

Представитель ответчика Администрации г.Хабаровска ФИО3 по доверенности, действующая также в интересах 3-его лица не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска исковые требования не признала в полном объеме, указав, что установка рекламной конструкции ООО «РА «ФИО19» была осуществлена в мае 2007 года, пройдя в установленном законом порядке все необходимые согласования и получив разрешение на распространение наружной рекламы на территории г.Хабаровска ______ от ______г. В мае 2007 года место установки рекламной конструкции было согласованно с органами ГИБДД УВД по Хабаровскому краю, в результате чего было выдано разрешение на установку рекламной конструкции на территории городского округа «Город Хабаровск» ______ от ______ и заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции сроком на 5 лет. В результате реконструкции дорожного полотна, размещение рекламной конструкции было пересогласовано с отделом наружной рекламы, с органами ГИБДД ______, в результате чего было выдано новое разрешение на размещение рекламной конструкции ______. Кроме того, данная конструкция расположена над автомобильной дорогой и не ограничивает видимость технических средств, на что имеется согласование органов ГИБДД. Требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» в соответствии с разъяснением Минюста РФ не является обязательным к исполнению. Доказательств, что данная конструкция может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий на данном участке дороги не имеется и не представлены органами ГИБДД и прокуратуры. В настоящий момент технический регламент не принят.

Представитель ответчика ООО РА «ФИО20» ФИО4 исковое требование не признала в полном объеме, указав, что установка рекламной конструкции на территории городского округа «Город Хабаровск» по адресу: ул.Серышева-Знаменщикова осуществлялась согласно разрешения на распространение наружной рекламы на территории г.Хабаровска ______ от ______, после согласования места установки с ГИБДД УВД по Хабаровскому краю. После чего был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции сроком на 5 лет. В результате реконструкции дорожного полотна, размещение рекламной конструкции было пересогласовано с отделом наружной рекламы, с органами ГИБДД ______, в результате чего было выдано новое разрешение на размещение рекламной конструкции ______. Кроме того, данная конструкция расположена над автомобильной дорогой и не ограничивает видимость технических средств, на что имеется согласование органов ГИБДД.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что, так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно положениям п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека обязанность государства. Социальная политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе и охрану его здоровья. Здоровье - это высшее неотчуждаемое благо каждого человека. Никто не имеет право ставить другого человека в ситуацию, опасную для его здоровья.

В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании ст. 41 Устава городского округа «Город Хабаровск»  администрация города Хабаровска является исполнительно - распорядительным органом городского округа, к полномочиям которой относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии п. 26-1 Устава городского округа «Город Хабаровск» к вопросам местного значения г. Хабаровска относятся, в том числе, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Хабаровска, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Хабаровска, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

На основании п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Об обеспечении безопасности дорожного движения при осуществлении содержания автомобильных дорог на территории России говориться в п. 1 ст. 12 Закона «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с п. 2 указанной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными правилами, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно переходному положению, предусмотренному ч. 8 ст. 62 Закона № 257-ФЗ, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Закону № 257-ФЗ.

Соответственно, до принятия технических регламентов действует ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 г. № 124-ст, согласно которому, средства наружной рекламы не должны снижать безопасность дорожного движения, ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.

В соответствии с пунктом 17 Закона о рекламе разрешение на размещение рекламы выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно пункту 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно части 9 статьи 19 Закона Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности автомобильного.

В силу пункта 3 части 15 статьи 19 Закона нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований, по которым выносятся решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения установлены в ГОСТе Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Разрешение N 10192 на размещение рекламной конструкции (перетяжка), площадью 43,2 по адресу: ул.Серышева-ул.Знаменщикова г.Хабаровска выдано ООО РА «ФИО33» на основании заключенного договора от 29.05.2007г. №10192, т. е. в период действия ГОСТа Р 52044-2003, введенного в действие с 01.09.2005 в качестве национального стандарта приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005 N 170-ст и содержащего общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения.

Между тем, ГОСТ Р 52044-2003 в соответствии с пунктом 1 статьи 6 действовавшего в тот период Закона Российской Федерации от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации" относится к нормативно-правовым актам по безопасности движения транспорта. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N4 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 13.02.2004 за N 5546) признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, а следовательно, и ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования их обязательного применения, аналогичные тем, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Установленные ГОСТом Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, следовательно, являются обязательными для исполнения и подлежат обязательному применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

В соответствии с подпунктом 6.1 названного ГОСТа средства наружной рекламы, в частности, не должны быть размещены - над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах; на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 метров от них вне населенных пунктов и 50 метров - в населенных пунктах.

В судебном заседании установлено, прокуратурой Кировского района г.Хабаровска ______ г. проведена проверка исполнения антимонопольного и рекламного законодательства на территории Кировского района, в ходе которой выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденные Постановлением Госстандарта России от ______ г. ______ст. Так, над проезжей части по ул.Серышева-ул.Знаменщикова г. Хабаровска, расположена рекламная конструкция (перетяжка) «ФИО5», площадью 43,2 кв.м., разрешение ______, владельцем которой является ООО РА «ФИО21», что подтверждается актом, составленным помощником прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО8 в присутствии сотрудника ГИБДД УВД по г. Хабаровску капитана милиции ФИО7 от ______ г., а также не оспаривается ответчиками по делу.

Таким образом, размещение рекламной конструкции (перетяжки) на проезжей части по ул.Серышева ограничивает видимость, что в свою очередь, может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий на данном участке дороги.

Администрация и ответчик ООО «РА «ФИО22» в порядке статьи 59 ГПК РФ не доказала: соответствие рекламных конструкций ООО «РА «ФИО23», места их размещения требованиям ГОСТа Р 52044-2003.

Кроме того, как следует из представленных материалов, установлено судом, ______г. между ООО «РА «ФИО24» и городским округом «Город Хабаровск» в лице Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска оформлен договор N ______ на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе г.Хабаровска и земельных участка, по условиям которого рекламное место по ул.Серышева-Знаменщикова (перетяжка на жесткой основе, площадью 43,2 кв.м.) предоставлено ответчику с с ______г. по ______г. для установки вышеописанной рекламной конструкции.

Пунктом ______ договора установлено, что демонтаж рекламной конструкции должен быть осуществлен ответчиком ООО «РА «ФИО25» своими силами и за свой счет в срок, не превышающий 10-ти дней по окончании срока действия данного договора.

По истечении срока действия договора на предоставление рекламного места договорные отношения не пролонгировались.

Судом установлено несоответствие установки ООО "РА «ФИО26» рекламной конструкции и разрешения департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска ______, на основании которого осуществлена установка рекламной конструкции, требованиям ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельский поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Суд также учитывает тот факт, что на момент рассмотрения спора срок договора от ______г. ______ на предоставление рекламного места истек, доказательств продления срока действия договора, заключения договора на новый срок и демонтажа рекламной конструкции ответчиком суду не представлено, то суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты который истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с федеральным законом № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, …, с 01.01.2005г. порядок исчисления государственной пошлины регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

Согласно п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина с физических лиц установлена 200 руб.

Принимая во внимание, что прокурор в силу ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, при удовлетворении его исковых требований неимущественного характера с ответчика ООО «рекламное агентство «ФИО27» в пользу государства должна быть взыскана государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп. в доход местного бюджета, поскольку согласно ст.ст.61. и 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), зачисляется в доход местных бюджетов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц г.Хабаровска к Администрации г. Хабаровска, Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО28», 3-ему лицу не заявляющему самостоятельные требования на стороне ответчика Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о возложении обязанности по устранению рекламных конструкций удовлетворить.

Признать действия Администрации города Хабаровска по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории городского округа «город Хабаровск» ______ незаконными.

Обязать Администрацию города Хабаровска выдать собственнику рекламной конструкции (перетяжки), расположенной на ул.Серышева-ул.Знаменщикова в г.Хабаровске - Обществу с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «ФИО29» предписание о её демонтаже.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «ФИО30» демонтировать принадлежащую ему рекламную конструкцию (перетяжку), расположенную на ул.Серышева-ул.Знаменщикова в г. Хабаровске в месячный срок.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «ФИО31» в доход бюджета городского округа "Город Хабаровск"  государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение 10 дней со дня составления 05.07.2010г. мотивированного решения, через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Центрального районного суда

г. Хабаровска Е.А. Савченко