15.06.2010 г. г. Хабаровск Суд Центрального района г. Хабаровска В составе председательствующего судьи Иском Е.П. при секретаре Захаровой А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биробиджанского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о возложении обязанности по принятию мер по устранению выявленных нарушений УСТАНОВИЛ: Биробиджанский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о вышеизложенном, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки ПЧ-2 выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2009г. № 74. В соответствии с п. 2.1 раздела «Общие положения» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Кроме того, пунктом 3.1. раздела «Проектирование санитарно-защитных зон» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств, а размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Однако, в нарушение вышеуказанных требований, в ПЧ-2 отсутствует проект санитарно-защитной зоны данного предприятия. Вместе с тем, в ходе проверки ПЧ-2 выявлены нарушения санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001г. Согласно п. 1.5 раздела «Общие положения» СП 1.1.1058-01, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В нарушение данной нормы, ПЧ-2 не осуществляется производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний (отсутствуют протоколы производственного контроля за 2006, 2007, 2008 годы, лабораторные исследования по программе производственного контроля не проводились). В судебном заседании старший помощник Дальневосточного транспортного прокурора Каплунова Е.И. исковые требования поддержала, суду пояснила о вышеизложенном. Представитель ответчика Колтунова А.С. суду пояснила, что требование Биробиджанского транспортного прокурора о разработке проекта санитарно-защитной зоны ПЧ-2 является незаконным и необоснованным в связи со следующим. Биробиджанская дистанция пути не является объектом, для которого в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» должен разрабатываться проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Согласно п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п. 1.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1.1200-03). Замеры на границах производственных участков по фактическому источнику воздействия на среду обитания и здоровье человека ни специалистами Биробиджанской транспортной прокуратуры, ни специалистом ДВТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту не проводились. В связи с чем вывод о том, что участки Биробиджанской дистанции пути являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека является бездоказательным. Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В нарушение указанной нормы в исковом заявлении Биробиджанского транспортного прокурора отсутствует какое-либо обоснование необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны ПЧ-2. Кроме того, на федеральном и региональном уровне в настоящее время отсутствуют нормативные документы, необходимые для разработки проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия. Согласно п. 3.10 СанПин 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Согласно п.3.12 размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным ив установленном порядке методикам с оценкой расчета риска здоровью для промышленных объектов и производств 1 и 2 классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона). Отсутствует утвержденная уполномоченным государственным органом методика расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) для установления размеров санитарно-защитных зон. Просила истцу в иске отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает следующее. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2009г. № 74 установлены санитарно-эпидемиологических правила и нормативы. В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и ( производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам фасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.). Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, (п.1.5). Как установлено пунктом 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Согласно пункта 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пункта 2.1 раздела «Общие положения» СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, 3.1. раздела «Проектирование санитарно - защитных зон» СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, в ПЧ-2 отсутствует проект санитарно - защитной зоны данного предприятия. В судебном заседании заявитель не представил доказательств невозможности разработки проекта санитарно-защитной зоны, а также отсутствия необходимости её разработки. Согласно пункта 1.5 раздела «Общие положения СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001г., юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В ходе проверки установлен факт нарушения требований СП 1.1.1058-01, выразившийся в том, что ПЧ-2 не осуществляется производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований. При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что прокурором не представлены доказательства либо обоснование необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны ПЧ-2, суд находит необоснованными. На основании вышеизложенного суд полагает, что требования Биробиджанского транспортного прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны ПЧ-2 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Биробиджанского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать ОАО «РЖД» разработать проект санитарно-защитной зоны ПЧ-2 в срок до 1.06.2011г. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме. Судья Иском Е.П.