взыскание задолженности по опекунским пособиям



Дело ______

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м    Р о с с и й с к о й   Ф е д е р а ц и и

24 июня 2010 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Председательствующего судьи Швец В.И.

При секретаре ФИО0

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании задолженности по выплате средств на ребенка, находящегося под опекой,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании задолженности по денежным выплатам не опекаемого ребенка.

В обоснование исковых требований ссылаясь на то, что распоряжением ... ... Хабаровского края ______р от ______г. над ним была установлена опека и опекуном была назначена ФИО2 Семёновна, с назначением на его содержание опекунского пособия. В период с января 2002 г. по декабрь 2002 г. ежемесячно на его содержание выплачивалась сумма в размере 1450 рублей. Всего за год было выплачено 17 400 рублей. Между тем, согласно предусмотренным нормам, размер опекунского пособия должен был выплачиваться в размере 40 865 руб. 48 коп. О том, что на его содержание в спорный период полагалась иная денежная сумма, ему стало известно только в 2009 г. В связи с чем, просит взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную сумму опекунского пособия с учетом индексации в размере 56 670 руб., а также судебные расходы в размере 2 000 руб.

В судебном заседании стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения гражданского дела в соответствии с законом, не явились. Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исходя из представленного суду отзыва, Министерство финансов Хабаровского края возражает против удовлетворения исковых требований по тем основаниями, что ни правовыми актами, ни Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам, предусмотренных законом, ежемесячных пособий на содержание детей. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходы на обеспечение социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам Правительством Российской Федерации утвержден не был. Часть 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписывает утверждение соответствующими законами о бюджетах распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, в том числе и по социальной защите населения, к которым относятся пособия, выплачиваемые опекунам (попечителям). Возложение обязанности по финансированию льгот, означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 ст. 130, статей 133 136 БК РФ, раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 г. № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования» (пункт 18 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23). Федеральный закон о федеральном бюджете на 2002 год, не содержит указаний, за счет каких средств должны финансироваться расходы органов местного самоуправления на выплату опекунских пособий. Поскольку, указанные требования федеральным законодателем в спорный период не были выполнены до надлежащего урегулирования правоотношений, возникающих при распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, компенсация федеральных льгот должна производиться за счет средств федерального бюджета. Согласно Методикам распределения средств Федерального фонда, финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации в составе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ в Федеральном бюджете на 2002 год, были учтены расходы на выплату опекунских пособий, объем которых был ниже необходимого. Однако финансирование данного вида расходов отнесено не только к полномочиям субъектов РФ и не должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств. Дотации из ФФПР не являются дополнительными финансовыми средствами на реализацию мероприятий по выплате опекунский пособий, такие дотации направлены на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Федерации с целью гарантирования минимальных государственных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на государственные органы субъектов РФ. Назначение ФФПР как финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ закреплено в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах. В период 1998-2001 г. в структуре ФФПР дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ были утверждены только в 2001 году Федеральным законом № 150-ФЗ от 27.12.2000г. «О федеральном бюджете на 2001 год». В случае, если бы за субъектами Российской Федерации были бы закреплены расходные обязательства по выплатам денежных средств на детей, находящихся под опекой, и средства передавались из федерального бюджета за счет трансфертов ФФПР, то данный вид расходов учитывался при расчете сумм финансовой помощи. Поскольку меры социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по выплате пособий были установлены федеральным законом, то соответственно надлежащим ответчиком по данной категории дел выступает Российская Федерация, к расходным обязательствам которой было отнесено финансирование установленных ею мер социальной помощи. Министерство финансов не согласно как с суммой исковых требований, так и с взысканием судебных расходов, поскольку доказательства, что истец понес данные расходы, истцом не предоставлены. С министерства не может быть взыскана сумма государственной пошлины, поскольку на основании п.19 ст. 333.36 НК РФ, органы государственной власти, выступающие ответчиками в суде, от уплаты государственной пошлины освобождены. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 200 ГК РФ, поскольку уже в 2008г. ФИО2 и ФИО1 было известно о наличии задолженности по выплате пособия на опекаемого. Просит отказать в удовлетворении иска.

Изучив материалы дела, суд находит заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела распоряжением Главы администрации ... ... ______р от ______г., ФИО2 Семёновна была назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1, ______ года рождения.

Согласно сообщения Отдела по защите прав несовершеннолетних ... администрации ... ______ от ______г., выплата денежных средств на содержание подопечных в 2002 году производилась в размере 1450 рублей в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края № 224 от 05.06.2010г. «Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 20 июля 2000 г. № 103-ФЗ) предусмотрены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

Согласно ст. 8 Закона государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг и определяется с учетом региональных различий в условиях их проживания.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются также Федеральным Законом от 21.12.96 г. « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой является государственным полномочием.

 В соответствии со ст. 72 Конституции РФ – социальная защита граждан – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Статьей 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите таких детей производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

На основании ч.2 ст. 5 названного Федерального Закона порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. Данные нормы распространены на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

В силу п. 3 данного постановления порядок выплаты денежных средств на опекаемых детей регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199, зарегистрированным в Минюсте России 17.02.2000 г.№ 2120, согласно которому органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Таким образом, на основании содержания двух вышеназванных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что Правительством РФ выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты опекунских пособий.

Так, Правительством РФ были установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия. Установление на всей территории РФ единого размера таких выплат в денежном выражении не смогло бы обеспечить надлежащую защиту опекаемых детей, поскольку суммы, необходимые на их содержание, могут достаточно сильно варьироваться в зависимости от цен, сложившихся в том или ином населенном пункте.

Порядок же выплаты пособий на содержание опекаемых детей разработан по поручению Правительства РФ Министерством образования РФ, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Хабаровского края.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ, согласно которой социальная защита граждан, защита их прав и обязанностей является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование рассматриваемых вопросов.

В соответствии с названным положением Конституции РФ, Главой администрации Хабаровского края и было принято постановление от 05 июня 2001 года № 224 «Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой», которое установив размер пособия в 1300 рублей в месяц на ребенка тем не менее, не обеспечило надлежащим образом реализацию норм действующего законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Хабаровского края.

Установлено, что Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» фактически была обеспечена передача на уровень субъектов РФ дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий.

Статьей 48 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (далее - ФФПР). Приложением 11 к указанному федеральному закону установлено распределение средств ФФПР по субъектам РФ, в том числе, ....

При этом в составе средств ФФПР, переданных в 2002-2003 годы из федерального бюджета в ..., были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Хабаровского края на выплату опекунских пособий.

Учет данных расходов производится на основании Методик распределения расходов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.

Фактически учет производился путем включения в состав Методик соответствующих данных и формул, в конечном счете определяющих количество денежных средств, которые необходимо передать субъектам Федерации в качестве финансовой помощи.

В состав ФФПР на 2002 год были включены дополнительные денежные средства, представляющие собой финансовую помощь, предоставленную субъектам РФ из федерального бюджета в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий.

Таким образом, установлено, что в целях оказания финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий.

При этом, доказательств тому, что Министерство финансов Хабаровского края обращалось в спорный период с заявками о необходимости предоставления из федерального бюджета финансовой помощи для реализации мер по выплате пособия, в чем ему было отказано либо оставлено без ответа   – суду не представлено.

 С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что взыскание задолженности по опекунским пособиям подлежит взысканию за счет бюджета Хабаровского края.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна представить доказательства подтверждающие обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

 Как следует из представленного истцом расчета задолженности за период с ______ г. по ______ г., составленного в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409, стоимость питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря на опекаемого ребенка, исходя из установленных норм за указанный выше период, составила 40 865 руб. 48 коп., фактически же было выплачено на содержание опекаемого ребенка - 17 400 руб. Поскольку причитающиеся истцу, суммы, не были своевременно выплачены в указанный период, соответственно суд находит обоснованным применение индекса потребительских цен, к размеру задолженности, составляющей разность между суммами которые должны были быть выплачены и фактически выплаченными, поскольку покупательская способность названных сумм понизилась в связи с происходящим процессом инфляции. Таким образом, общая сумма задолженности за период с ______г. по ______г. составила на опекаемого ФИО1 - 56 670 рублей. Данный расчет задолженности, проверен судом, признан правильным и не оспаривается ответчиком.

С учетом положений ст. 148 Семейного Кодекса РФ, согласно которым право на алименты, пособия и социальные выплаты – это право детей, находящихся под опекой, суд полагает необходимым взыскать не выплаченную задолженность за счет бюджета Хабаровского края в пользу ФИО1 достигшего 18 лет и настаивающего на удовлетворении исковых требований.

При этом, доводы представителя Министерства финансов Хабаровского края о пропуске срока исковой давности, не основаны на законе.

В соответствии со ст. 9 СК РФ на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен Семейным Кодексом РФ. Поскольку Семейным Кодексом РФ не предусмотрено применение исковой давности к требованиям как опекуна (попечителя) о взыскании не выплаченных по вине государственных органов денежных сумм на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительство), так и к требованиям самого опекаемого достигшего возраста с которого он вправе обратиться в судебные органы за защитой нарушенного права, соответственно в данном случае исковая давность не применима. 

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы, понесенные им на услуги представителя, связанные с составлением искового заявления в размере 2 000 руб., согласно представленной квитанции об уплате. 

 На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края денежные средства в пользу ФИО1 в размере 56 670 руб., а также судебные расходы в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней, со дня изготовления решения в окончательной форме – 29 июня 2010 г. через суд постановивший решение. 

Судья В.И. Швец.