обжалование отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности



Дело № 2-276/10                                   РЕШЕНИЕ

                                               Именем Российской Федерации                                                            

02 июля 2010г. г.Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Неяловой К.В., с участием истца Астраханцева А.Н., представителей ответчика Разноглядовой Т.А., Ким Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханцева Александра Николаевича к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю» о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности,

УСТАНОВИЛ:

Астраханцев А.Н. обратился в суд с иском к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю» о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Он работал в Федеральном государственном унитарном предприятие «Дальавиа», впоследствии преобразованное в ОАО «Дальавиа» в должности пилота самолетов Ан-24 с 1972 по 1976 год, пилотом самолетов ТУ-154 с 1976 по 1979 г, в дальнейшем пилотом и командиром самолета Ту-154 второго летного подразделения - авиационного отряда. По заключению краевой профпатологической клинико-экспертной комиссии от 16.11.2006г. ему был установлен диагноз профессионального заболевания: нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха – хроническая акутравма. Этим же заключением клинико-экспертная комиссия рекомендовала решить вопрос о профпригодности через специализированную ВЛЭК. Однако он освидетельствование во ВЛЭК проходить не стал,  

11.12.2006 г. был уволен по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию по старости (п. 3 ст.77 ТК РФ, приказ №2042 от 11.12.2006 г., после чего летной работой не занимался, был трудоустроен в отдел планирования, где проработал до 29.12.2008 г., откуда уволен в связи с сокращением штатов. Для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате профессионального заболевания, полученного им за время летной работы, он обратился в филиал-бюро № 13 ФГУ Главное бюро медко-социльной экспертизы по Хабаровскому краю, которое, проведя с 22.03.2007 по 11.04.2007 г. его освидетельствование на основании представленных медицинских документов, только 02.10.2009 года сообщило ему о том, что процент утраты профессиональной трудоспособности не установлены. С данным заключением он не согласен, поскольку ему было установлено профессиональное заболевание, при чиной которого явилось длительное воздействие на организм человека вредных производственных факторов или веществ, за время работы в гражданской авиации воздействовал шум в 84-102 дБА (ПДУ 80дБА), на что указано в акте о случае профессионального заболевания от 18.12.2006года, санитарно-гигиенической характеристике условий труда, извещении Краевой клинической больницы № 1 об установлении заключительного диагноза хронического профессионального заболевания.

В судебном заседании Астраханцев А.Н. поддержал заявленные требования, обосновав их доводами искового заявления.

Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, пояснив, что согласно п.п. 2, 12 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 и  п.п. 1; 2; 3; 4 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2001 №56 степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующему профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях. Астраханцев А.Н. обратился на филиал № 13 с заявлением определить степень утраты профессиональной трудоспособности 22.03.2007г., был направлен медико-санитарной частью ОАО «Дальавиа» с диагнозом: «Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха - хроническая акутравма. Остеохондроз шейного отдела позвоночника». Согласно представленным медико-экспертным документам истец выполнял летную работу с 1966 г. до декабря 2006г. 11.12.2006 г. уволился по собственному желанию в связи с уходом на пенсию, с 18.12.06 принят на работу начальником отдела планирования. Впервые установлен профессиональный характер заболевания: двусторонняя нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха - хроническая акутравма в ноябре 2006г. Вопрос о профпригодности было рекомендовано решить через специализированную ВЛЭК. Астраханцев А.Н. продолжал выполнять летную деятельность. Заключения специализированной ВЛЭК о том, что истец негоден к выполнению летной работе, предоставлено не было. На основании того, что имеющиеся легкие нарушения слуховых функций, обусловленные профессиональным характером заболевания, не препятствовали выполнению профессиональных обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности не установлена. На основании представленных истцом медико-экспертных документов, а также личного осмотра установлено, что у Астраханцева А.Н. имеются стойкие расстройства слуховых функций организма вследствие профессионального заболевания органа слуха, относящиеся согласно п.29 «Временных критериев» к незначительным сенсорным нарушениям, оснований для установления степени утраты профессиональной трудоспособности нет.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, стаж летной работы Астраханцева А.Н. исчисляется с  1966 года.

Истец работал в Федеральном государственном унитарном предприятие «Дальавиа», впоследствии реорганизованное в ОАО «Дальавиа» в должности пилота самолетов Ан-24 с 1972 по 1976 год, пилота самолетов ТУ-154 с 1976 по 1979 г, в дальнейшем пилотом и командиром самолета Ту-154 второго летного подразделения - авиационного отряда.

Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002г. № 50 утверждены Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, борпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданское авиации».

Согласно указанному нормативному документу медицинское освидетельствование авиационного персонала для получения или возобновления медицинского заключения проводит ВЛЭК, сертифицированная в системе сертификации гражданской авиации РФ и имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности «Экспертиза врачебно-летная». (п.9) Медицинское заключение пилота коммерческой авиации действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев (п.3). Состояние здоровья летного состава должно соответствовать Требованиям. (п.13). По результатам медицинского освидетельствования ВЛЭК ГА выносит заключение: годен к летной работе пилотом коммерческой авиации, линейным пилотом авиакомпании; нуждается в лечении (оздоровлении) с последующим медицинским освидетельствованием;  негоден к летной работе пилотом коммерческой авиации, линейным пилотом авиакомпании. (п.15).

Из материалов дела следует, что ежегодные медицинские освидетельствования у ЛОР врача ВЛЭК до 2001 года истец проходил с диагнозом «здоров». ВЛЭК 2002 года установлена «хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость в восприятием шепотной речи 5,5/6 м. справа и 5/6 м слева». Заключение ЦВЛЭК (г. Москва) 2003г. – «хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость с  восприятием шепотной речи 5,5/6 м. справа и 5/6 м слева». ВЛЭК от марта 2004г. - «хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость с  восприятием шепотной речи 5/6 м  на оба уха». ВЛЭК сентябрь 2004 г.- «хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость с  восприятием шепотной речи 5/6 м. справа и 5/5 м слева». ВЛЭК марта 2005г. «хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость с  восприятием шепотной речи 5/6 м. справа и 5/5 м слева». ВЛЭК ноябрь 2005г.  - «хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость с  восприятием шепотной речи 5/6 м. справа и 5/5 м слева».

Согласно Требованиям к состоянию здоровья, утв. вышеуказанным приказом Минтранса России от 22.04.2002г. № 50 по индивидуальной оценке могут быть признаны негодными к летной работе пилоты авиакомпаний со стойким понижением служа на оба уха при восприятии шепотной речи на расстоянии до 3 метров и выше, стойкое понижение слуха на одно ухо при восприятии шепотной речи на расстоянии 2  м на одно ухо и до 5 м на другое ухо (п.63.2).

            Из вышеуказанных заключений следует, что медицинских показаний для признания истца негодным к полетам не было.

            Медицинским заключением ВЛЭК от ноября 2005г., мая 2006г. истец был признан годным к летной работе пилотом.

По заключению краевой профпатологической клинико-экспертной комиссии от 16.11.2006г. истцу был установлен диагноз профессионального заболевания: нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха – хроническая акутравма. Этим же заключением клинико-экспертная комиссия рекомендовала решить вопрос о профпригодности через специализированную ВЛЭК.

 Истец освидетельствование во ВЛЭК проходить не стал, 11.12.2006 г. был уволен по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию по старости (п. 3 ст.77 ТК РФ, приказ №2042 от 11.12.2006 г., после чего летной работой не занимался.

  С декабря 2006 г. работал начальником отдела планирования, ОАО «Дальавиа»  откуда уволен 29.12.2009г. в связи с сокращением штатов.

По результатам поликлинического обследования в ГУЗ Поликлиника Краевой клинической больницы № 1 от 14.02.2007г. подтвержден диагноз истца «нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха – хроническая акутравма»  с восприятием шепотной речи 5/6 м. справа и 5/5 м слева.

Решением ФГУ Главное бюро МСЭ по Хабаровскому краю по результатам освидетельствования истца с 22.03.2007г. по 11.04.2007г., Астраханцеву А.Н. было отказано в установлении процентов утраты профессиональной трудоспособности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789 утверждены правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пунктом 2 настоящего Постановления определено, что степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Минтруда Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56, далее – «Временные критерии».

Согласно абзацам 17 и 18 статьи 3 Федерального закона № 125 – ФЗ под профессиональной трудоспособностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а под степенью утраты профессиональной трудоспособности – выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Под термином «квалификация» понимается уровень подготовленности, мастерства степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 «Временных критериев» степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается исходя из следствия повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве, на основе совокупного анализа характера профессиональной деятельности, клинико-функциональных критериев, в том числе – особенностей патологического процесса обусловленного профессиональным заболеванием.

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывается способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболевании, того же содержания и в том же объеме, либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемо работы и тяжести труда в обычных социально созданных или иных условиях труда.

Согласно информации председателя ВЛЭК от 16.02.2010г. на последнем полугодовом осмотре в мае 2006г истец жалоб на слух не предъявлял, осмотрен отоларингологом, отрядным врачом, к полетам допущен. На момент увольнения был годен к летной работе, без права продления нормы летного времени.

Согласно заключению ВЛЭК от 18.06.2010г. на момент прохождения последнего медицинского освидетельствования 04.05.2006г. профессиональное заболевание Астраханцева А.Н. не препятствовало выполнению профессиональной деятельности Квалификация пилота при санитарной норме летного времени (не более 80 часов в месяц) не снижается.

Из представленных документов следует, что на период вынесения оспариваемого решения у истца имелся диагноз  «нейросенсорная тугоухость с легкой степенью снижения слуха – хроническая акутравма»  с восприятием шепотной речи 5/6 м. справа и 5/5 м слева, т.е. находилось в пределах Требований  (п.63.2), предъявляемых к остроте слуха для осуществления летной работы.

  Из изложенного следует, что выводы ответчика об отсутствии основания для установления истцу степени утраты профессиональной трудоспособности являются обоснованными, основания для признании вынесенного решения незаконным отсутствуют.

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Астраханцеву Александру Николаевичу в удовлетворении исковых требований к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю» о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней.

 

Судья Мороз И.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено 08.07.2010г.