предоставление жилого помещения вне очереди детям сиротам



Дело № 2-3912\2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13.07 2010 года г. Хабаровск

             Центральный районный суд города Хабаровска в состав председательствующего судьи Е.Б. Матвеенко, при секретаре ФИО6, с участием ФИО3, прокурора Индустриального района г. Хабаровска ФИО5., представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО4 по доверенности ______ от ______ г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах ФИО3 и   ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, ФИО0 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах ФИО3 и  ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, ФИО0 в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что ФИО3, ______ г.р. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за ней не закреплялось. Согласно распоряжению Министерства ЖКХ Хабаровского края от ______ г. ______р ФИО3 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края, номер учетного дела ______. После окончания учебного заведения и до настоящего времени ФИО3 не обеспечена в установленном порядке, жилым помещением. За период с выпуска из государственного учреждения по настоящее время ФИО3 родила троих детей ФИО2 ______ г.р., ФИО1, ______ г.р., ФИО0, ______г.р.

 Прокурор просит суд обязать Министерство ЖКХ Хабаровского края предоставить ФИО3, а так же ее несовершеннолетним детям благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в виде отдельной квартиры в г. Хабаровске.

Представитель прокурора старший помощник прокурора ФИО5 и ФИО3 в судебном заседании поддержали исковые требования и изложенные в нем доводы.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по доверенности ФИО4 исковые требования не признала и суду пояснила, что права ФИО3 не нарушены, поскольку ______ г. она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края, поэтому меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на ФИО3 распространяются. Однако законом не предусмотрено обеспечение жильем членов семьи лиц названной категории. Дети истца не относятся к детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. Жилое помещение будет предоставлено ФИО3, согласно очереди. Поскольку в настоящее время в краевом государственном жилищном фонде свободных жилых помещений в г. Хабаровске нет, и наличие на иждивении малолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

            Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

   Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

  Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

  Материалами дела подтверждается и судом установлено, что ФИО3, ______ г. рождения, относится к лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители ФИО3 - отец ФИО10 и мать ФИО9 ______ г. решением Индустриального районного суда г. Хабаровска лишены родительских прав в отношении дочери, ФИО3

            Согласно решению ... совета народных депутатов ______ от ______ г. ФИО3, ______г.р., определена в дом ребенка. Далее воспитывалась в детском доме. В 2000 г. ФИО3 выпущена из муниципального специального (коррекционного) учреждения ______ вида «Школа-интернат ______ для детей –сирот» г. Хабаровска и в указанное время находилась на полном государственном обеспечении. После окончания учреждения регистрации не имеет. В настоящее время ФИО3 без регистрации, временно проживает в г. Хабаровск, ... ..., в собственности жилого помещения ни она ни ее малолетние дети не имеют, в браке не состоит.

            Согласно свидетельству о рождении серии 1-ДВ ______, выданного ______ ... ЗАГС ... ... ФИО3 является матерью ФИО2- ______ г. рождения.

            Согласно свидетельству о рождении серии 1-ДВ ______, выданного ______ ... ЗАГС ... ... ФИО3 является матерью ФИО1- ______ г. рождения.

            Согласно свидетельству о рождении серии 1-ДВ ______, выданного ______ ... ЗАГС ... ... ФИО3 является матерью ФИО0- ______ г. рождения.

Согласно распоряжению министерства ЖКХ Хабаровского края от ______ г. ______р, ФИО3 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края, как относящаяся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, номер учетного дела – 694.

 В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанной категории граждан.

Согласно ст. ст. 5, 8 вышеназванного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Исходя из ст. 2 Федерального закона № 159-ФЗ обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью вне очереди является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.

   Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

   Из чего следует вывод, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения государственного жилищного фонда, в том числе субъекта Российской Федерации. Жилые помещения государственного жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ или федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилом помещении. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма на территории Хабаровского края установлен Законом Хабаровского края от 13.10.2005 г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», согласно которому (ст. 2 п. 1, п.п. 3.1) иным категориям граждан, устанавливаемым федеральными и краевыми законами предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма.  

Из изложенного следует вывод, что истец должна быть обеспечена вне очереди жилым помещением за счет государственного жилищного фонда Хабаровского края.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. № 95 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений.

Доводы ответчика о недостаточном финансировании, отсутствии жилого фонда, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не влияют на право истца на внеочередное получение жилья.

            В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. Эта норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список. Нет в  ней и нормы о предоставлении жилья в порядке очередности лиц равной категории.

             Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье этой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст. 50 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть предоставлено истцу по норме жилой площади.

Статьей 5 Закона Хабаровского края № 304 от 13.10.2005г. «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» установлено, что жилое помещение государственного жилищного фонда предоставляется по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров – одиноко проживающему гражданину, 15 квадратных метров на каждого человека  - семье из двух и более человек. Общая площадь предоставляемого жилого помещения государственного жилищного фонда края по договору социального найма не может более чем в 2 раза превышать норму, установленную частью 1 настоящей статьи.

Как выше установлено судом, ФИО3 имеет на иждивении несовершеннолетних детей: ФИО2 ______г.р., ФИО1, ______г.р., ФИО0, ______г.р.

Истцом предоставлены доказательства постоянного проживания с семьей в ..., что ответчиком в судебном заседании опровергнуто не было.

В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ место жительства несовершеннолетних детей является место жительства их родителей.

Жилая площадь лицу, имеющему право на ее получение, в том числе и во внеочередном порядке, предоставляется с учетом членов его семьи. В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно с ним его дети.

Ссылка ответчика на специальные нормы права, на то, что наличие на иждивении малолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, судом не принимаются во внимание.   

В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (част 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (часть 1 статьи 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права и достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии со ст. ст. 38, 72 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства;  в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства и социальная защита, включая социальное обеспечение.

В целом, толкуя статьи Конституции РФ как о праве на жилище, как и о других социальных правах, положение граждан не должно ухудшаться.

В части размера площади подлежащей предоставлению ФИО3, на состав семьи из четырех человек, суд полагает, что применению подлежит Закон Хабаровского края от 13.10.2005г. № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», поскольку правоотношения по предоставлению истцу жилого помещения возникли с момента постановки её на учет в министерстве ЖКХ в качестве нуждающейся в жилой площади, то есть с ______.01.2010г.

В то же время нормами международного права в частности ст.23 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966г. предусмотрено, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

В соответствии с ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители.

Из изложенного следует вывод, что истец имеет право на внеочередное предоставление жилья, в том числе и на ее детей, при этом предоставление жилья на четырех человек по норме его предоставления на одного человека нарушает права и истца и ее троих детей.

Таким образом, подлежат применению нормы предоставления жилья, действующие на момент вынесения решения, т.е. 15 квадратных метров на каждого члена семьи.

На основании изложенного, ФИО3, за которой не было закреплено жилое помещение, должна быть обеспечена вне очереди жилым помещением за счет жилищного фонда Хабаровского края.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            Исковые требования Прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах ФИО3 и   ее несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, ФИО0 - удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить ФИО3 на состав семьи из четырех человек: ФИО3 и ее несовершеннолетних детей ФИО2, ______ г.р., ФИО1, ______ г.р., ФИО0, ______ г.р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах города Хабаровска, размером не менее 60 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края.

Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда 16.07.2010 г.

Мотивированное решение суда составлено 16.07.2010 г.

Судья :                                                                                                Е.Б. Матвеенко