включение в пенсионный стаж трудовой деятельности



Дело № 2-3663/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2010 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

Бирюковой И.О.

При участии в заседании:

От истца

ФИО3

От ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края без функций по выплате пенсий),

представитель по доверенности от ______г. ______

ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

                ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью, мотивируя свои требования тем, что ______ года обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в Южном округе г.Хабаровска для реализации пенсионных прав с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии. Решением ответчика от ______г. ______ ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при этом из специального стажа были исключены периоды работы истца с ______г. по ______г. (01-06-12 дня) в должности учителя-дефектолога центра «СУВАГ» реабилитации слуха и речи, с ______ г. по ______ г. (03-10-03) в должности учителя-дефектолога центра «Верботон» реабилитации слуха и речи, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком от ______г. ______. С данным выводом комиссии ФИО3 не согласна, считает отказ ответчика неправомерным, т.к. комиссия, отказывая ей в назначении пенсии, делает ссылку на несуществующие нормативные акты, что не может явиться основанием к отказу в назначении пенсии. Просит суд засчитать вышеуказанные периоды в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, дав пояснения аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, указав, что основания возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогических работников закреплено в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При определении права на досрочное пенсионное обеспечение применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Вместе с тем согласно конституционно-правовому смыслу Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2-П при определении права на трудовую пенсию, исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Закона № 173, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования. В этой связи при определении права на досрочное пенсионное обеспечение истца к спорному периоду работы с 13.11.1995г. по 05.08.1998г. применялся Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Перечень учреждений и должностей, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Учреждение – Государственная школа интернат для глухих детей и центр СУВАГ, центр «Верботон» реабилитации слуха и речи не поименовано в Списке учреждений и должностей занятость в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии в соответствии со ст.39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Согласно ст. 3 указанного закона право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В силу статьи 10 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно ст.27 п.1 п.п.19 Закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона от 17.12.2001г.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после 1  ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.

Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

                Согласно сведениям трудовой книжки ФИО3 приказом ______ от ______г., ФИО3 принята в центр «СУВАГ» реабилитации слуха и речи учителем-дефектологом. На основании пр. ______ гороно от ______г. с ______г. вышеуказанный центр переименован в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр Верботон» реабилитации слуха и речи». ______г. решением УО г.Хабаровска ______ от ______г. переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида «Верботон».

                Как следует из материалов дела, установлено в судебном заседании, ______г. ФИО3 обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ в Южном округе г.Хабаровска с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственный и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

                Решением Отдела Пенсионного фонда РФ в Южном округе г.Хабаровска от ______г. ______ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей ей было отказано в связи с тем, что не засчитаны в специальный стаж следующие периоды работы: с ______г. по ______г. (01-06-12 дня) в должности учителя-дефектолога Муниципального городского центра «Суваг» реабилитации слуха и речи», с ______ г. по ______ г. (03-10-03) в должности учителя-дефектолога центра «Верботон» реабилитации слуха и речи, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком от 06.09.1991г. №463.

На основании вышеуказанного решения ФИО3 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы и указано, что вместо 25 лет, предусмотренных законодательством, у истицы имеется специальный стаж 19 лет 8 мес. 12 дней.

Отказывая истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости пенсионный фонд руководствовался тем, что наименование учреждения – центр «СУВАГ» реабилитации слуха и речи, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр Верботон» реабилитации слуха и речи»  не предусмотрено Списком от ______г. ______.

Суд не может принять во внимание указанные доводы ответчика, поскольку они не основаны на требованиях закона и нарушают конституционные права истца на получение досрочной пенсии в связи с ее длительной педагогической деятельностью. Именно характер работы, а не название должности, структурного подразделения, учреждения и его ведомственная, муниципальная или государственная принадлежность определяют право на досрочное получение пенсии.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п.11), по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам федерального закона № 183-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Как следует из Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а так же творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь ввиду, что ранее действовавший закон Российской Федерации от 29.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общественных школах и других учреждениях для детей, на сценах в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (ч.2), 19 (ч.1и2), 35 (ч.1), 37 (ч.1 и3), 39 (ч.1 и2) и 55 (ч.3) Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работавшим, в частности, в учреждениях для детей в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Именно характер работы, а не название учреждения и его ведомственная принадлежность определяют право на досрочное получение гражданином пенсии. Решение данного вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписание статей 19 (ч.1), 39 (ч.1и2) и 55 (ч.2и3) Конституции Российской Федерации.

Наименование учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии как Муниципальный городской центр «Суваг» реабилитации слуха и речи», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр Верботон» реабилитации слуха и речи»  в указанных Списках действительно отсутствует.

Однако, как усматривается из материалов дела, в частности справки б/н от ______г., на основании постановления главы администрации г.Хабаровска от 05.08.1992г. №739 реорганизован детский сад ______ отдела образования администрации Индустриального района в Городской реабилитационный центр для глухих и слабослышащих детей с 12.10.1992г. На основании постановления главы администрации г.Хабаровска от ______г ______, были зарегистрированы изменения и дополнения к учредительным документам, в том числе в части его наименования «Муниципальный городской центр «Суваг» реабилитации слуха и речи». Приказом ______ гороно от ______г. с ______г. вышеуказанный центр переименован в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр «Верботон» реабилитации слуха и речи».

______г. решением УО г.Хабаровска ______ от ______г. переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида «Верботон».

При этом, обязанности ФИО3 как учителя-дефектолога в период работы с ______г. по ______ года в зависимости от наименования учреждения не изменялись, оставался прежним и контингент детей, образовательное учреждение в это время было муниципальным.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Помимо этого в соответствии с пунктом 1, 5 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Из материалов дела усматривается, что, несмотря на изменение названия Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр «Верботон» реабилитации слуха и речи», Муниципальный городской центр «Суваг» реабилитации слуха и речи» продолжает осуществлять те же цели, задачи и функции, что и Хабаровская краевая школа-интернат глухих детей, являясь общеобразовательным учреждением для детей.

Отсутствие в Списках, утвержденных постановлением Совета Министров от 06.09.1991 г. №463 и постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года N 1067г. наименования «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр «Верботон» реабилитации слуха и речи», Муниципальный городской центр «Суваг» реабилитации слуха и речи» не может само по себе быть самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку как было установлено, истица в спорный период времени осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя. Обратное бы, противоречило конституционному принципу, установленному ст. 39 Конституции РФ о праве каждого на социальное обеспечение. 

Таким образом, работа ФИО3 с ______г. по ______г. (01-06-12 дня) в должности учителя-дефектолога Муниципального городского центра «Суваг» реабилитации слуха и речи», с ______ г. по ______ г. (03-10-03) в должности учителя-дефектолога Муниципального общеобразовательного учреждения «Центр «Верботон» реабилитации слуха и речи» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с федеральным законом № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, …, с 01.01.2005г. порядок исчисления государственной пошлины регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

Согласно п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина с физических лиц установлена 200 руб.

Принимая во внимание, что ФИО3 была оплачена государственная пошлина в размере 200,00 руб., при удовлетворении ее исковых требований неимущественного характера, с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере 200 руб. исходя из требований неимущественного характера, оплата которых подтверждается квитанцией.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.

Включить ФИО3 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей следующие периоды работы:

- с ______г. по ______г. (01-06-12 дня) в должности учителя-дефектолога Муниципального городского центра «Суваг» реабилитации слуха и речи»,

- ______ г. по ______ г. (03-10-03) в должности учителя-дефектолога Муниципального общеобразовательного учреждения «Центр «Верботон» реабилитации слуха и речи».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) в пользу ФИО3 в счет возмещения судебных расходов 200 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течении 10 дней со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А.Савченко