обязание открыть медицинский пункт



Дело № 2-2631/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2010 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе

Председательствующего судьи Швец В.И.

С участием прокурора Баренбаум Д.Ю., представителя ответчика ФИО1

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерюнгринского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о принятии мер по открытию медицинского пункта на вокзале станции Нерюнгри-Пассажирская,

УСТАНОВИЛ:

Нерюнгринский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о принятии мер по открытию медицинского пункта на вокзале станции Нерюнгри-Пассажирская.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с п.2 Приказа главного врача негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Беркакит ОАО «Российские железные дороги» ______п от ______г., с ______г. сокращены должности заведующей медицинским здравпунктом, медицинской сестры здравпункта на станции Нерюнгри-Пассажирская, что привело к закрытию здравпункта на станции Нерюнгри-Пассажирская, вследствие чего нарушены требования федерального законодательства, предусматривающего обязательное наличие на действующих железнодорожных вокзалах, предназначенных для обслуживания пассажиров дальнего следования с расчетной вместимостью 50 пассажиров и более, медицинских пунктов. Вокзал станции Нерюнгри-Пассажирская входит в состав Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» и является вокзалом 2 класса, с расчетной вместимостью более 50 пассажиров, обслуживает пассажиров поездов в основном дальнего следования. На вокзале имеется помещение, предназначенное для работы медицинского пункта, которое не функционирует, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. Просит обязать ответчика принять меры к открытию медицинского пункта и обеспечить его функционирование в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании прокурор Баренбаум Д.Ю. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.  

Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что за год отсутствия медицинского пункта на вокзале, никаких чрезвычайных ситуаций не произошло. Ссылки на нарушение требований «Отраслевых норм проектирования» не состоятельны ввиду того, что данные нормы обязательны к исполнению при проектировании железнодорожных вокзалов, их реконструкции и модернизации. Проектирование железнодорожного вокзала на станции на ст.Нерюнгри-Пассажирская осуществлялось в 1989 ... дирекция медицинского обеспечения на Дальневосточной железной дороге не является строительной организацией, либо проектно-изыскательским учреждением и правами по проектированию, реконструкции и модернизации вокзалов не обладает. Вокзал на станции Нерюнгри-Пассажирская относится к вокзалам 2 класса, где в соответствии с Корпоративным стандартом услуг на вокзалах, наличие медицинского пункта рекомендуется, но не обязательно. При отсутствии медицинского пункта на вокзале неотложная медицинская помощь оказывается непосредственно сотрудниками вокзала, проводниками, в том числе прошедшими специальное обучение. Обязательств по открытию вокзала санитарные нормы и правила в рассматриваемом конкретном случае не устанавливают, а регламентируют в целом гигиенические нормативы. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Установлено, что вокзал ст. Нерюнгри Дальневосточной дирекции железнодорожных вокзалов по объему выполняемой работы относится к вокзалу 2 класса, сдан в эксплуатацию в 1984 г. и обслуживает в настоящее время пассажиров в дальнем и местном сообщении с расчетной вместимостью вокзала 200 пассажиров в сутки, что не оспаривается сторонами и подтверждается сообщением начальника дирекции Железнодорожных вокзалов Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов за исх. ______ от ______г.

Ранее действовавший на станции Нерюнгри-Пассажирская медицинский пункт, был закрыт вследствие сокращения с ______г. штата: заведующей медицинским здравпунктом и медицинской сестры здравпункта на основании п.2 приказа главного врача негосударственного учреждения здравоохранения (НУЗ) «Узловая поликлиника на станции Беркакит ОАО «Российские железные дороги» № 58-п от 01.04.2009г.

 В соответствии с ч.2 ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ от 10.01.2003г. (в ред. от 23.07.2008г.), вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанной деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 12 от 04.03.2003г. введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», утвержденные 03.03.2003г. Главным государственным санитарным врачом РФ и зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ за № 4348 от 01.04.2003г.

В соответствии с п.3.1.4 СП 2.5.1198-03, залы ожидания для пассажиров должны иметь удобный выход на платформы, а зал для пассажиров с детьми – дополнительно непосредственную связь с комнатой матери и ребенка, медицинским пунктом.

Согласно п.3.1.11 СП 2.5.1198-03, медицинский пункт должен располагаться на 1-м этаже и иметь выходы на перрон, привокзальную площадь и в зал ожидания пассажиров. Расположение, ширина дверей и проходов должны обеспечивать возможность движения с медицинскими носилками. Ответственность за санитарно-техническое состояние помещений медицинского пункта несет администрация вокзала.

В силу п.1.1. Отраслевых норм технологического проектирования (ОНТП) железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, введенных в действие с 01.07.1998г. указанием Министерства путей сообщения России № О-1у от 31.12.1997г., они распространяются на проектирование новых, реконструкцию и (или) техническое перевооружение (модернизацию) действующих железнодорожных вокзалов, предназначенных для обслуживания пассажиров дальнего следования с расчетной вместимостью 50 пассажиров и более. Нормы обязательны для всех организаций и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство вокзалов, сооружаемых как самостоятельно, так и в объединении с помещениями для пригородных пассажиров, электрической централизации, связи, багажных отделений, товарных контор и других железнодорожных служб.

Пунктом 6.13 Отраслевых норм технологического проектирования (ОНТП) железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования предусмотрено, что помещения медпунктов должны быть легко доступны как со стороны платформ, так и со стороны города; их планировка, расположение входов, дверей, ширина коридоров (не менее 2 м) должны обеспечивать проход с носилками. При этом, в силу обязательного приложения ______ к Отраслевым нормам технологического проектирования (ОНТП) железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, медицинский пункт на железнодорожных вокзалах средней вместимости (свыше 300 чел), должен иметь помещение 30 кв.м., а на железнодорожных вокзалах малой вместимости (до 200 чел) размер помещения не оговорен.

В соответствии с приложением, утвержденным распоряжением президента ОАО «Российские железные дороги» ______ от ______г., медицинский пункт на железнодорожном вокзале является структурным подразделением негосударственного учреждения здравоохранения ОАО «Российские железные дороги». Организационно-медицинское руководство, контроль работы медицинского пункта осуществляет руководитель Негосударственного учреждения здравоохранения и вопросы приема, увольнения работников медицинского пункта отнесены к его компетенции.

Согласно концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» до 2015г., утвержденной ОАО «Российские железные дороги» ______г. ______, указанная концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Законодательства Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.

Первым этапом, изложенным в п. 5.1 указанной концепции, предполагается обязательное размещение на железнодорожных вокзалах медицинских пунктов.

 Таким образом, исходя из системного анализа указанных выше норм материального права следует, что на железнодорожных вокзалах, предназначенных для обслуживания пассажиров дальнего следования с расчетной вместимостью 50 пассажиров и более, необходимо наличие медицинских пунктов, в том числе и на вокзале станции Нерюнгри-Пассажирская.

В связи с чем, исковые требования Нерюнгринского транспортного прокурора, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск Нерюнгринского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» открыть медицинский пункт на вокзале станции Нерюнгри-Пассажирская в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через суд постановивший решение в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 07 июня 2010 г.

Судья В.И.Швец