21 июля 2010г. Дело № 2-3708/10 г.Хабаровск Именем Российской Федерации Центральный районный суд г.Хабаровска в составе: Судьи Савченко Е.А. При секретаре судебного заседания Бирюковой И.О. При участии в заседании: Ст.помощника прокурора Центрального района г.Хабаровска Демидовой А.В. Истца ФИО5 От ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий), представитель по доверенности от 01.03.2010г. №13 ФИО14 О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Николаевск-на-Амуре в интересах ФИО5, третье лицо: ФИО4 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, УСТАНОВИЛ: Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО5 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В обоснование иска указал, что Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО4 и ФИО5 в ходе которой установлено, что между ФИО4 и ФИО5 заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком от ______ года. Согласно договору уплата за жилой дом и земельный участок в сумме 330000 руб. должна быть произведена безналичным путем оплаты жилья до ______ года, после государственной регистрации договора за счет средств материнского капитала, выделяемого по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал (серия ______,выданного ______ года на основании решения Управления ПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе в Хабаровском крае. ФИО5 в выдаче материнского (семейного) капитала Управлением ПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе в Хабаровском крае было отказано. Просят суд признать решение (действие) Управления пенсионного фонда РФ по хабаровскому краю об отказе в удовлетворении заявления ФИО5 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала незаконным и обоснованным. Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю выдать материнский (семейный) капитал. В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные вышеизложенным. Помощник прокурора Центрального района г.Хабаровска Демидова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные пояснениям истца. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) ФИО3 действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, указав, ФИО5 было отказано в выдаче сертификата в связи с тем, что ФИО5 не предоставила при обращении в ПФР свидетельство о государственной регистрации права собственности физического лица, осуществляемого отчуждение жилого помещения, т.е. свидетельство о регистрации права собственности, оформленное на имя ФИО4 на жилое помещение. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле. В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.1 Федерального закона РФ от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Из преамбулы Закона №256 следует, что данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Согласно п.1 ст.2 указанного закона дополнительные меры государственной поддержи семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом. При этом согласно преамбуле Федерального закона №256-ФЗ его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации. В соответствии с пп.1 п.1 ст.3 ФЗ от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах по государственной поддержке семей, имеющих детей» право дополнительной меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01.01.2007года. Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей (п.7 ст.3 Федерального закона №256-ФЗ). В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и реализации указанного права, согласно требованиям ст.4 указанного выше закона, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Государственный регистр должен содержать информацию о лице, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, а также сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство). Статьей 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закреплено за лицом, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки в виде получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, право обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Таким образом, как следует из названия закона, его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные к уже установленным в законодательстве РФ меры государственной поддержки семей, предоставляется семьям, имеющих детей. Статьей 7 ФЗ от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - закон) установлено, что распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитал в соответствии с законом № 256. Пункт 3 ст. 7 закона № 256 предусматривает что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материального (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 1 статьи 3 Закона № 256. В соответствии с ч.1 ст. 10 закона № 256 средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляемому отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации в том числе кредитной представившей по кредитному договору денежные средства на указанные цели. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского капитала (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением правительства РФ от 04.12.2009 № 944 утверждены правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. В соответствии с п. 4 Правил № 862 лица, получившие сертификат, вправе обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с заявлением о распоряжении материнского (семейного) капитала. Согласно п.8 Правил в случаен направления средств МСК на оплату приобретаемого жилого помещения лицо, получившее сертификат обязано предоставить копию договора купли-продажи жилого помещения, прошедшую государственную регистрацию в установленном порядке, копию свидетельства о праве собственности физического лица (юридического лица) осуществляемого отчуждение жилого помещения, на жилое помещение приобретаемого лицом, получившим сертификат. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. №122-ФЗ, государственная регистрация возникшего до введения в действие закона права на объект недвижимого имущества требуются при государственной регистрации возникших после введения в действие закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного закона сделки с объектом недвижимого имущества. Из смысла данных норм следует, что лицо, ставшее собственником недвижимого имущества до введения в действие закона, вправе реализовывать свои правомочия независимо от государственной регистрации его прав в порядке, установленном законом. Отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права на недвижимое имущество не свидетельствует о незаконности сделки по отчуждению этого имущества, соответственно, такая сделка порождает правовые последствия, на которые была направлена, независимо от наличия государственной регистрации такого права. В соответствии со ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора, если иное не установлено федеральным законом. Государственная регистрация возникшего до введения в действие названного Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. Согласно договору дарения от ______г. ФИО8 подарила ФИО4 жилой бревенчатый дом, общеполезной площадью 52,2 кв. метров, в том числе жилой34,8 кв. метров служебных строений и сооружений, расположенного на участке земли размером 600 кв. м. в г. Николаевск-на-Амуре, ... под. ______. Согласно свидетельству права собственности на землю от ______ года ФИО9 приобретает право частной собственности на землю по адресу: ... -на-Амуре, ..., .... Согласно справке ______ от ______ года у ФИО4 зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ..., .... Таким образом, вышеуказанные документы, подтверждают, что ФИО4 имела права собственника отчуждаемого объекта, т.к. до образования Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, все сделки по регистрации недвижимости в соответствии с инструкцией «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от ______ года; 83, осуществлялись в КГУП «Хабаровскрайинвентаризация». В судебном заседании установлено, ______ года между ФИО4 (продавец) и ФИО5 (покупатель) заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком по адресу: г. Николаевск – на - Амуре, ..., .... Указанный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО ______ года, номер регистрации ______. Как видно из материалов дела, договор купли - продажи от ______г. фактически исполнен сторонами, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права от ______г. ______ Из содержания приведенных выше положений Федерального закона №256-ФЗ в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержи, предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 01.01.2007г. Согласно свидетельству о рождении ______ ФИО11,. ______ г/рождения, является несовершеннолетним, мать ФИО5, отец ФИО10. Согласно свидетельству о рождении ______ ФИО12, ______ г/рождения, является несовершеннолетним, мать ФИО5, отец ФИО10. Согласно п.п.1 п.6 ст. 5 Закона №256 основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом. Судом установлено, что ФИО5 имеет право на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал и требования должны быть удовлетворены. При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Прокурора г. Николаевск-на-Амуре в интересах ФИО5 обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора г.Николаевск-на-Амуре в интересах ФИО5, третье лицо: ФИО4 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – удовлетворить. Признать незаконным решение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью) средств материнского (семейного) капитала и направления средств на улучшение жилищных условий на оплату приобретаемого жилья. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) выдать ФИО5 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течении 10 дней со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Е.А. Савченко
РЕШЕНИЕ