Дело № 2-2235\2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12.07 2010 года г. Хабаровск Центральный районный суд города Хабаровска в состав председательствующего судьи Е.Б. Матвеенко, при секретаре ФИО6, с участием прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО11 ФИО10, истца ФИО1, представителя ответчика КГУ «Центр социальной поддержки населения по г. ФИО5» ФИО4, по доверенности, представителя ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО3, по доверенности от ______ г. ______, представителя третьего лица ФИО0 социальной защиты населения Хабаровского края ФИО2, по доверенности от ______г. ______, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах ФИО1 ФИО13 к КГУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску», Министерству Финансов Хабаровского края о возложении обязанности по перерасчету региональной социальной доплаты к пенсии, взыскании невыплаченных сумм, УСТАНОВИЛ : Прокурор Кировского района г. Хабаровска обратился в суд в интересах ФИО1 Аллы Васильевны с иском к КГУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску», Министерству Финансов Хабаровского края о возложении обязанности по перерасчету региональной социальной доплаты к пенсии, взыскании невыплаченных сумм, ссылаясь на то, что ФИО1 состоит на учете в Краевом государственном учреждении «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску. По данным, представленным КГУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску», пенсия ФИО1 составила за январь 2010 г. 4 985,10 рублей, пенсия за февраль – 4 985,10 рублей, пенсия за март 4 985,10 рублей. ФИО1 имеет право на региональную социальную доплату к пенсии, поскольку сумма ее материального обеспечения меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Хабаровском крае. Статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «о государственной социальной помощи» предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ. При этом, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства, пенсионеру устанавливается региональная социальная доплата к пенсии. Величина прожиточного минимума пенсионера в Хабаровском крае в целях установления в крае региональной социальной доплаты к пенсии на 2010 г. установлена в размере 6 442 рубля. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации : пенсий, дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг), иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). Согласно информации, представляемой КГУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску», при подсчете общей суммы материального обеспечения ФИО1 учитываются суммы следующих денежных выплат: пенсия- 4 085, 10 рублей, ежемесячная денежная выплата на проезд – 100 рублей, денежный эквивалент по оплате проезда на муниципальном автомобильном пассажирском транспорте городского, пригородного сообщения – 330 рублей. Прокуратурой района по результатам проверки установлено, что КГУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» при подсчете общей суммы материального обеспечения ФИО1 неправомерно учитывается размер денежного эквивалента по оплате проезда на муниципальном автомобильном пассажирском транспорте городского, пригородного сообщения в размере 330 рублей, в результате чего региональная социальная доплата к пенсии ФИО1 необоснованно уменьшается на данную сумму. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005г. № 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» предусмотрено, что определенным категориям граждан, указанным Перечне категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, предоставляется право приобретения единого социального проездного билета по его стоимости, установленной в размере 100 рублей в месяц. Пунктом 3 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, утв. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005г. № 122, предусмотрено, что единый социальный проездной билет приобретается льготником за счет ежемесячных денежных выплат на проезд. При этом не вправе использовать полученную сумму ЕДВ по своему усмотрению: на приобретение единого социального проездного билета или на оплату проезда самостоятельно по установленному на данной территории края тарифу. Указанным постановлением ежемесячная денежная выплата на проезд установлена в размере 100 рублей. ФИО1 за период с января по март 2010г. единый проездной билет не приобретала. Из разъяснения министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009г. «По вопросам определения общей сумы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат» определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если как таковая мера социальной поддержки (в натуральном виде или в стоимостном выражении) установлена действующим законодательством. Если гражданам из числа «региональных» льготных категорий мера социальной поддержки по проезду на городском транспорте заменена денежной компенсацией (к примеру, в размере 110 рублей), то именно эта сумма и должна быть учтена при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера. Однако если гражданину предоставлено гражданину право только на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене, то в этом случае предоставление ему меры социальной поддержки не происходит, а лишь определяется его преимущественное право в приобретении такого проездного документа по сниженной цене. Финансовые средства, направляемые в предприятия транспорта как возмещение сумм выпадающих доходов. Не являются мерой социальной поддержки конкретного пенсионера и не подлежат учету в составе его материального обеспечения. Таким образом, ФИО1 предоставлено право приобретения единого социального проездного билета по фиксированной цене, предоставление ФИО9 меры социальной поддержки не происходит, в связи, с чем денежный эквивалент в сумме 330 рублей не подлежит учету в составе материального обеспечения ФИО1 Предоставление меры социальной поддержки ФИО1 в данном случае также не происходит в связи с не использованием ФИО1 права на приобретение проездного билета по сниженной цене, в связи, с чем в отношении ФИО1 фактического возмещения сумм выпадающих доходов бюджета в данной части не требуется. Несмотря на то, что ФИО1 какие-либо иные меры социальной поддержки по оплате проезда на пассажирском транспорте, за исключением ежемесячной денежной выплаты на проезд в размере 100 рублей, не предоставляются, ежемесячная региональная социальная доплата к пенсии ФИО1 необоснованно выплачивается с вычетом 330 рублей. В связи с указанным, прокурор просит суд признать незаконными действия по включению в общую сумму материального обеспечения ФИО1 суммы установленной Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 18.11.2009 г. № 175-П денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте в размере 330 рублей и соответственно действия по уменьшению региональной социальной доплаты к пенсии ФИО1 на установленный приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 18.11.2009г. № 175-п денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте в размере 330 рублей. Возложить обязанность на КГУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено решение по данному иску, произвести перерасчет региональной социальной доплаты к пенсии ФИО1 без учета в общей сумме материального обеспечения ФИО1 денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, установленного Приказом ФИО0 социальной защиты населения Хабаровского края от 18.11. 2009г. № 175 \- П на территории г. Хабаровска в размере 330 рублей. Взыскать из бюджета Хабаровского края в пользу ФИО1 невыплаченные суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период январь-март 2010г. в общем размере 990 рублей. Представитель прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО10 поддержала заявленные требования и изложенные в нем доводы. Лицо, в интересах которого заявлен иск, ФИО1, с требованием прокурора согласилась, просила исковые требования удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика КГУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» ФИО4 исковые требования не признал и суду пояснил, что в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте по г. Хабаровску утвержден в размере 330 рублей приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от ______ г. ______П. действующим законодательством не предусмотрено исключение при подсчете из общей суммы материального обеспечения пенсионера денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, в том числе и в случае, если указанный пенсионер не использует свое право на приобретение проездного билета. Действия КГУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» по учету денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте при подсчете общей суммы материального обеспечения ФИО1 являются правомерными и соответствуют требованиям действующего законодательства. В удовлетворении исковых требований истцу просил отказать. В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО3 не признала исковые требования и суду пояснила, что исковые требования прокурора являются необоснованными, предъявлены в отсутствие правовых оснований. В Хабаровском крае меры социальной поддержки по проезду на городском (пригородном) транспорте не заменены денежной компенсацией, так как граждане льготной категории имеют право на бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте, то есть льгота по оплате проезда предоставляется в натуральной форме, которая финансируется исключительно за счет средств краевого бюджета, а граждане не несут каких-либо расходов по проезду за свой счет. Разъяснение Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009г., на которое ссылается прокурор в обоснование своих требований, не является нормативным актом и не может применяться при разрешении данного спора. Министерства финансов Хабаровского края не может являться надлежащим ответчиком по делу. В удовлетворении исковых требований истцу просила отказать. Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Хабаровского края ФИО2 в судебном заседании поддержала мнение представителей ответчиков. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. ФИО1 Алла Васильевна, 1941 г.р., состоит на учете в Краевом государственном учреждении «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску», имеет право на региональную социальную доплату к пенсии. По данным, представленным КГУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» пенсия ФИО1 составляет : за январь 2010 г. составляет 4 985,10 рублей, за февраль 4985,10 рублей, за март 4 985,10 рублей. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - это предоставление пенсионеру денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, до величины прожиточного минимума пенсионера. В соответствии с ч.5 ст. 12.1 указанного Закона предусмотрено установление региональной социальной доплаты к пенсии в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации : 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п.4 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставленных единовременно). В соответствии с ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О государственной Из приведенного выше определения социальной доплаты к пенсии следует, что при расчете общей суммы материального обеспечения пенсионера должны учитываться все меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме. Вместе с тем, в ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и в п. 1.6 Порядка сказано, что к расчету принимаются не все меры социальной поддержки, предоставляемые пенсионеру в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в натуральной форме. Согласно ч. 9 ст. 12.1 названного закона денежные эквиваленты мер социальной поддержки, перечисленных в ч. 3 настоящей статьи, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ. При этом правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме и перечисленных в части 3 указанной статьи, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития (ч. 9 ст. 12.1 закона). Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 18.11.2009 № 175-П утвержден денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, который для г. Хабаровска составляет 330 рублей в месяц, что соответствует приказу Миздравсоцразвития РФ от 29.09.2009 г. № 804н, утвердившему Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме, в денежный эквивалент. Таким образом, органы государственной власти Хабаровского края, реализуя нормы частей 2, 3, 9 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определили и утвердили денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте (приказ МСЗН края от 18.11.2009 № 175-П), при этом закрепили учитывать при расчете общей суммы материального обеспечения пенсионера денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте (п. 1.6 Порядка), что не противоречит закону. Согласно ст. 56 ГПК РФ – каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Суд не принимает во внимание ссылку прокурора на п. 3 разъяснения Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009, в котором рассматриваются только два возможных варианта проезда граждан на транспорте : - «Если гражданам из числа «региональных» льготных категорий мера социальной поддержки по проезду на городском транспорте заменена денежной компенсацией (к примеру, в размер 110 рублей), то именно эта сумма и должна быть учтена при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера». - «Однако если гражданину предоставлено право только на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене (к примеру, по 100 рублей), то в этом случае предоставление ему меры социальной поддержки не происходит, а лишь определяется его преимущественное право в приобретении такого проездного документа по сниженной цене». Указанное разъяснение Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года не является нормативным правовым актом, следовательно, не может быть принято судом во внимание при разрешении указанного спора. Вместе с тем, следует принять во внимание, что в Хабаровском крае не предусмотрен ни один из указанных вариантов проезда граждан льготных категорий на пассажирском транспорте, следовательно, данные разъяснения Минздравсоцразвития РФ не применимы при разрешении настоящего спора, соответственно, позиция прокурора в этой части является необоснованной. Так, в Хабаровском крае меры социальной поддержки по проезду на городском (пригородном) транспорте не заменены денежной компенсацией, напротив, граждане льготных категорий (пенсионеры в том числе) имеют право на бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте, то есть льгота по оплате проезда предоставляется в натуральной форме, чем вправе воспользоваться ФИО1, то есть воспользоваться предоставленным ей по закону правом, на получение единого социального проездного билета с фиксированной ценой. Таким образом, в Хабаровском крае меры социальной поддержки по проезду на пассажирском транспорте предоставляются гражданам в натуральной форме, поскольку финансируются исключительно за счет средств краевого бюджета, при этом граждане не несут каких-либо расходов по проезду за свой счет. Наряду с этим утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 23.11.2009 № 352-пр Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии, пересмотра ее размера и выплаты, а также приказ министерства социальной защиты населения края от 18.11.2009 № 175-П «Об утверждении денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте» не признаны противоречащими закону, являются действующими нормативными правовыми актами. Суд принимает во внимание, что действующим законодательством не предусмотрено исключение при подсчете из общей суммы материального обеспечения пенсионера денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, в том числе и в случае, если указанный пенсионер не использует свое право на приобретение проездного билета. Таким образом, учет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте при подсчете общей суммы материального обеспечения ФИО1 является правомерным и соответствует требованиям действующего законодательства. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : В удовлетворении исковых требований Прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах ФИО1 ФИО12 к КГУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску», Министерству Финансов Хабаровского края о возложении обязанностей по перерасчету региональной социальной доплаты к пенсии и взыскании невыплаченных сумм– отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение десяти со дня составления мотивированного решения суда 15.07.2010 г. Мотивированного решение по делу составлено 15.07.2010 г. Судья : Е.Б. Матвеенко
социальной помощи» и п.п. 1.3 - 1.6 Порядка установления региональной
социальной доплаты к пенсии, пересмотра ее размера и выплаты, утвержденного
постановлением Правительства Хабаровского края от 23.11.2009 № 352-пр в расчете социальной доплаты к пенсии участвуют две величины : размер прожиточного минимума и общая сумма материального обеспечения пенсионера, которая включает пенсию, а также ряд других выплат и доходов.