признание права собственности на жилое помещение



Дело № 2- 3552 / 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2010 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе :

Председательствующего судьи Чемякиной И.А.,

при секретаре Захаровой А.М.

с участием 

представителя истцов ФИО2                                               

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО7, ФИО6 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ Хабаровская квартирно – эксплуатационная часть Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение,                                                    

                                                                     УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района» о признании права пользования и проживания на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации на квартиру ______ в ... по ... в г. Хабаровске, указав в обоснование заявленного требования следующее.

Указанная квартира была предоставлена ФИО7 на состав семьи их трех человек (ФИО6 – жена, ФИО4 - дочь) на основании ордера ______ от ______ г., выданного Министерством обороны СССР.

В настоящее время ФИО7 является основным нанимателем, проживает со своей женой в спорном жилом помещении, другого жилья не имеют, являются нанимателями данной квартиры, которая закреплена на праве оперативного управления за Хабаровской КЭЧ.

В соответствии с п. 2  Положения о  государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Их справок ХГУП ТИ, УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО, следует, что право на спорное жилое помещение – с указанием его статуса за Хабаровской КЭЧ как служебного – не зарегистрировано.

Таким образом, истцы занимают спорное жилое помещение по договору социального найма.

Ранее истцы не имели возможности реализовать свое право на приватизацию, так как жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка.

Распоряжением правительства РФ № 1330-р от 19.09.2009 года закрытый военный городок № 13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденного Распоряжением правительства РФ № 752 –р от 01.06.2000 года.

Истцы в судебное заседание не явились, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие с участием их представителя.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, дав пояснения аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика ФГУ «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района», в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о дне и времени слушания дела. согласно представленного письменного отзыва против удовлетворения исковых требований не возражает, просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дне и времени слушания дела, о чем в материалах дела имеется соответствующее уведомление. В соответствие с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. Согласно представленного письменного отзыва, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу поскольку в соответствии с положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества. Объект недвижимости ..., расположенная по адресу: г. Хабаровск ______ в Реестре федерального имущества не значится.

Суд, выслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, квартира 29 в ... по ... в г. Хабаровске предоставлена ФИО7 на состав семьи их трех человек (ФИО6 – жена, ФИО4 - дочь) на основании ордера на обмен жилой площади ______ от ______ г.

  Из поквартирной карточки, лицевого счета следует, что в  настоящее нанимателями квартиры являются истцы, то есть проживает семья составом 2 человека.

Согласно справке – выписке из реестра федерального имущества ТУ Росимущесва по Хабаровскому краю ... ... по ... в г. Хабаровске не учтена в Реестре федерального имущества.

Суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Существенное значение при рассмотрении данной категории дел имеет установление факта законности вселения и проживания в спорном жилом помещении, правоотношения, возникшие между нанимателем и наймодателем ( на основании договора специализированного, коммерческого или социального найма).

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы – приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома – интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Следовательно, жилое помещение после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Согласно справкам КГУ БТИ, УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО, право собственности на спорное жилое помещение – с указанием статуса жилого помещения как служебного за Хабаровской КЭЧ  -  не зарегистрировано.

Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно п.1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей.

Учитывая, что закрытый военный городок – являлся поселком учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Постановлением Правительства РФ, приватизация жилых помещений в таких городках была невозможна в силу их особого статуса.

Однако, в настоящее время Распоряжением правительства РФ № 1330 –р от 19.09.2009 года закрытый военный городок № 13 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.

Таким образом, учитывая. что в гос. реестре спорное жилое помещение в качестве «служебного»  не зарегистрировано, статус «закрытого военного городка»  снят, никаких правовых оснований для отказа в приватизации находящихся в нем жилых помещений – не имеется.

Исходя из выше изложенного, следует, что с момента снятия статуса «закрытого военного городка» семья истца проживает по договору социального найма.

Также установлено, что истцы были вселены в спорное жилое помещение на законном основании с соблюдением установленного прядка, зарегистрированы по постоянному месту жительства, проживают более 10 лет, квартира была предоставлена семье ФИО7 как нуждающегося в жилом помещении до 1  марта 2005 года, в связи с чем в соответствии с действующим законодательством – ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», семья имеет право на приобретение данного жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие по передаче жилых помещений в собственность граждан регламентируются специальным законом  № 1541-1 ФЗ от 4.07.1991 года  «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно ст. 6 которого передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченным собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилой фонд.

Приватизация -  бесплатная передача квартиры в собственность граждан осуществляется по волеизъявлению лица, проживающему в квартире на основании договора социального найма, и волеизъявление собственника или предприятия, в ведении которого находится жилое помещение на основании хозяйственного ведения или оперативного управления – не требуется.

В соответствии с подпунктом «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 153 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленным законодательством РФ, следующие функции: мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Механизм осуществления указанных полномочий до настоящего времени не разработан, в связи с чем, реализовать свое право на приобретение жилья в собственность путем заключения договора приватизации  - истцы в настоящее время не могут.

П. 8 Постановления пленума Верховного Суда  № 8 от 24.08.1993 года предусмотрено, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии со ст.1, 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане имеют право приобретать занимаемые ими жилые помещения в собственность, приватизировав их.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

На основании ч. 2  ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. По смыслу данной нормы во взаимосвязи ее с положениями, содержащимися в ст. 17, 18 и 55 Конституции РФ, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Статья 40 Конституции РФ закрепила право на жилище. В целях реализации данного права в иных федеральных законах, к которым относится и Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматриваются специальные нормы.

Так, согласно ст. 11 Закон «О приватизации...» каждый гражданин имеет право на приоб­ретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государствен­ном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Такое право полно­стью соответствует ст. 7 Конституции, по которой Российская Федерация является государством социальным, а его основная функция - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Из сказанного следует, что право на бесплатную однократную приватизацию жилья, пре­доставленного всем гражданам России, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда, является - незыблемым конституционным правом, деклариро­ванным Российской Федерацией

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В судебном заседании установлено, что истцы не могут воспользоваться в досудебном порядке гарантированным им указанным федеральным законом, ст. 35 Конституции РФ правом приобрести спорную квартиру в собственность путем заключения договора приватизации в связи с отсутствием механизма по реализации указанного права.

В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Согласно справкам КГУ БТИ, Управления федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю и ЕАО истцы в собственности какие-либо объекты недвижимости не имели и не имеют, ранее в приватизации не участвовали.

Признание за истцами права собственности на спорную квартиру в судебном порядке обеспечивает возможность реализации их нарушенного права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить: признать за ФИО7, ФИО6 право собственности в равных долях (за каждым по ? доли) на жилое помещение: квартиру ______ ... по ... в г. Хабаровске.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня изготовления 26 июля 2010 года.

Судья И.А. Чемякина