признание права собственности в порядке приватизации



29 июля 2010г.

                                              Дело № 2-3661/10

                                                        г.Хабаровск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

Бирюковой И.О.

При участии в заседании:

От истца ФИО13, ФИО12, ФИО11,

представитель истца по доверенности ______ от ______г.

ФИО2

От ответчика Федерального государственного учреждения «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации,

Представитель по доверенности от ______7г. ______

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13, ФИО12, ФИО11 к Федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, 3-ему лицу не заявляющему самостоятельные требования относительно предмета спора Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае о признании права пользования жилым помещение на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, мотивируя тем, что военнослужащему ФИО13 на состав семьи 3 человека была распределена трехкомнатная квартира по адресу:  ..., ..., ..., .... Истцы зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, другого жилого помещения не имеют, правом на приватизацию не пользовались. До ______г. квартира не подлежала приватизации, так как находилась на территории закрытого военного городка. В настоящее время военный городок исключен из перечня закрытых. В связи с вышеуказанным они имеют право на приобретение указанной квартиры в собственность.

Однако реализовать свое право на приватизацию они не имеют возможности в связи с тем, что на местах отсутствует представитель, созданного во исполнение постановления Правительства РФ от ______г. ______ департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, с которым от имени РФ должен заключаться договор на передачу квартиры в собственность граждан.

Просят признать за истцами право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., ..., ..., ... на условиях социальных найма, признать права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ... в равных долях.

В судебное заседание истец ФИО13, ФИО12, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО11, не явились о дате и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется заявление и уведомление. Имеется заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

В судебном заседании представитель истцов ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные вышеизложенным.

В судебном заседании представитель ответчика Федерального государственного учреждения «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации ФИО17 действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований.

В судебное заседание ответчик Министерства обороны Российской Федерации, 3-е лицо не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления и расписки. Представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Суд не располагает сведениями об уважительности причин их неявки в судебное заседание и полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривать дело в отсутствие не явившегося участников процесса, извещенных надлежащим образом. Суд не располагает сведениями об уважительности причин их неявки в судебное заседание и полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривать дело в отсутствие не явившегося участника процесса, извещенного надлежащим образом.

Как следует из представленного Министерством обороны РФ отзыва, исковые требования не признал, указав, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью и находится на балансе ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. В целях реализации указанных полномочий создан департамент имущественных отношений Минобороны России на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сид Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и учреждений. Порядок реализации функций по отчуждению (приватизации) федерального имущества в данный момент находится на стадии разработке.

Как следует из представленного ответчиком Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае отзыва, объект недвижимости «квартира ______, расположенная в ... по ... ... в реестре федерального имущества не значится.

Суд, выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что, так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2; статья 35, часть 1; статья 71, пункт "ж"). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии со ст.15 ФЗ от 27 мая 1998 года №76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

Судом установлено, что ФИО13 проходит военную службу в должности военного прокурора гарнизона Горячие Ключи Дальневосточного военного округа и его выслуга на пенсию по состоянию на ______г. составляет (в календарном выражении) 31 год 07 мес. 10 дней, в льготном исчислении 48 лет 06 мес. 14 дней.

Из материалов дела следует, что истцу на состав семьи из 3-х человек была распределена трехкомнатная квартира по адресу: ..., ..., ..., ....

Согласно лицевого счета квартиросъемщика, поквартирной карточки в квартире 24 ... по ... зарегистрированы ФИО12, 1962 г/р. с ______ г., ФИО11, 1999 г/рождения с ______г., ФИО13, 1961 г.р. с ______ г.

Распоряжением Правительства РФ от ______ года ______р закрытый военный городок ______ исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ ______р от ______ года «О перечне имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности».

Согласно справке Министерства имущественных отношений Хабаровского края ХКГУ ПТИ и ОН подразделение по ... от ______г года, в реестре регистрации прав на недвижимое имущество по ... за ФИО11 (бывшая ФИО15 бывшая ФИО16) С.А., ФИО13, ФИО11 право собственности на дом, квартиру (в том числе приватизированную) не зарегистрировано.

Из информации Управления Росреестра по ... от ______ года за ______, ______ от ______г., от ______г. ______, от ______г. ______ следует, что в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, право собственности за ФИО13, ФИО11, ФИО12 не зарегистрировано, право собственности на ..., расположенную по адресу: ..., ..., 15 не зарегистрировано л.д.15-18).

Судом установлено, что согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии ______ от ______г. ФИО13 для постоянного проживания распределена служебная 3-х комнатная квартира ______ по ..., 15 ....

Согласно материалов дела, объект недвижимости, квартира ______, расположенная по адресу: ..., ... в Реестре федерального имущества не значится.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. В соответствии с п.2 подпункта и) Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы – приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома – интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Следовательно, жилое помещение после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

Документов, которые свидетельствуют о том, что жилой ... по ... в ... зарегистрирован в качестве специализированного суду не представлено. При этом доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу специализированных и регистрации в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости в материалах дела не усматривается.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 92 нового ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами главы 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ЖК РФ. Как сказано в п. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из анализа данных правовых норм следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.

При этом доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных и регистрации в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости в материалах дела не усматривается.

Как было указано выше, истцы зарегистрированы в спорной квартире с ______ года в качестве нанимателя – согласно выписке из лицевого счета, поквартирной карточке. Из изложенного следует, что истцы осуществляют пользование спорной квартирой на условиях социального найма как наниматель жилого помещения.

Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждении, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

ФГУ Хабаровская КЭЧ МО России не предоставила документы на закрепление в Реестре федерального имущества данного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 447 от 16.07.2007 г.

Таким образом, учитывая, что в государственном реестре спорное жилое помещение в качестве «служебного»  не зарегистрировано, статус «закрытого военного городка»  снят, никаких правовых оснований для отказа в приватизации находящихся в нем жилых помещений – не имеется.

Исходя из выше изложенного, следует, что с момента вселения, снятия статуса «закрытого военного городка» семья истцов проживает по договору социального найма.

В соответствии со ст.1,2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541 - 1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 20.05.2002 г.) приватизация жилых помещений -  бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Частью второй данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Согласно ст.6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Также установлено, что истец и члены ее семьи были вселены в спорное жилое помещение на законном основании с соблюдением установленного прядка, зарегистрированы по постоянному месту жительства, квартира была предоставлена семье ФИО11 как нуждающейся в жилом помещении до 1  марта 2005 года, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством – ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», семья имеет право на приобретение данного жилого помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Как установлено в судебном заседании, в настоящее время порядок передачи МО РФ жилых помещений в собственность бесплатно гражданам (приватизации) не разработан и не утвержден. Отсутствие установленного порядка передачи жилых помещений находящихся в ведении Министерства Обороны РФ в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, порождает неравенство прав граждан в жилищной сфере и противоречит положениям ст. 40 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти создают условия для осуществления гражданами их права на жилище.   

В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом.

Само по себе отсутствие порядка приватизации не может повлечь ущемление права граждан иметь в собственности жилое помещение. Поскольку это противоречило бы цели создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, изложенной в преамбуле Закона РФ  «О приватизации жилищного фонда в РФ», правам, гарантированным статьями 18, 35 Конституции РФ.

Согласно ст. 4, 28 Федерального Закона от 12 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.

До настоящего времени истцы продолжают проживать в спорном помещении, ответчик его право на пользование, владения, проживание – не оспаривает.

Спорное жилое помещение являлось и является для истцов единственным постоянным местом жительства, по данному адресу истцы зарегистрированы и проживают длительное время. В настоящее время истцы не могут быть выселен из занимаемого ими жилого помещения. Указанные обстоятельства дают суду основания считать, что спорное жилое помещение является постоянным местом жительства истца, и он не может быть лишен возможности реализации Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и получения его в собственность в порядке приватизации.

Таким образом, квартира ______ ... по ... в ... подлежит приватизации истцами, что также соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 г. №6-п, в соответствии с которой, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение исключает возможность передачи этого помещения в частную собственность.

На основании вышеизложенного суд полагает, что требования истцов о признании за ними права собственности в равных долях являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. 

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО13, ФИО12, ФИО11 к Федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, 3-ему лицу не заявляющему самостоятельные требования относительно предмета спора Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае о признании права пользования жилым помещение на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.

Признать за ФИО13, ФИО12, ФИО11 право пользования жилым помещением – квартирой ... по ... ... на условиях договора социального найма.

Признать за ФИО13, ФИО12, ФИО11 право собственности на жилое помещение – квартиру ... по ... ... в равных долях.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в ...вой суд через ... суд ... в течении 10 дней со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Савченко