Дело ______ КОПИЯ Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: Председательствующего судьи Королевой И.А. При секретаре Саенко Т.С., С участием истца ФИО6, Представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, обязании включения периодов работы в специальный педагогический стаж, УСТАНОВИЛ: ФИО6 обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения, обязании включения периодов работы в специальный педагогический стаж, указав в обоснование заявленного требования следующее. ______ года она обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в ... за назначением трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. ______ г. решением Пенсионного отдела ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа, необходимого для назначения пенсии, поскольку в специальный стаж не могут быть зачтены периоды ее трудовой деятельности в должности воспитателя в Государственной Краевой школе–интернате для глухих детей и центре СУВАГ (с ______ г. по ______ г.), и с ______ г. по ______г. в должности учителя ОБЖ в Государственной Краевой школе–интернате для глухих детей и центре СУВАГ. Было отказано, поскольку данное учреждение не поименовано Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет. Считает данный отказ незаконным, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд. В судебном заседании ФИО6 уточнила свои исковые требования, просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с ______ года, с момента обращения, ссылаясь на обстоятельства изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что основания возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогических работников закреплено в подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. При определении права на досрочное пенсионное обеспечение применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Вместе с тем, согласно конституционно – правовому смыслу Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию, исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Закона № 173, может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. правового регулирования. Списками предусмотрено, что при определении права на досрочное назначение пенсии необходимо одновременное выполнение двух условий обеспечивающих включение периодов работы гражданина в специальный стаж: 1) наименование учреждения; 2) наименование должности. Перечень данных учреждений и должностей содержится в Списках должностей и учреждений. Более того, перечень учреждений и должностей, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Из представленных истцом документов, следует, что в период с ______ г. по ______ г. она осуществляла деятельность в учреждении – Государственная краевая школа – интернат для глухих детей и центр СУВАГ, которое не поименовано в Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. В связи с этим, данный период не подлежит включению в специальный трудовой стаж, необходимый для реализации права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что ФИО6 в период с ______ г. по ______ г. работала в должности воспитателя в Государственная краевая школа – интернат для глухих детей и центр СУВАГ, что подтверждается копией трудовой книжки. ______ г. она обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в ... за назначением трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. 05.03.2009 г. Решением от ______ года ______ ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа – имеется стаж ______ год ______ месяцев ______ дней. Период работы в должности воспитателя, а в Государственной краевой Хабаровской школе–интернате для глухих детей и центре СУВАГ с ______ года по ______ года, в специальный стаж не засчитан. С ______ года «Школа – интернат для глухих детей» переименована в государственную краевую школу – интернат для глухих детей и центр СУВАГ (приказ ______ а от ______ года). В соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия устанавливается для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. Как следует из Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а так же творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь ввиду, что ранее действовавший закон Российской Федерации от 29.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общественных школах и других учреждениях для детей, на сценах в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (ч.2), 19 (ч.1 и 2), 35 (ч.1), 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч.1 и 2) и 55 (ч.3) Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работавшим, в частности, в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Решение данного вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (ч.1), 39 (ч.1 и 2) и 55 (ч. 2 и 3) Конституции Российской федерации. Отказывая ФИО6 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Отдел руководствовался тем, что в разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 отсутствует наименование учреждения - Государственная краевая Хабаровская школа – интернат для глухих детей и центр СУВАГ. Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что право на досрочное назначение пенсии педагоги имеют лишь в том случае, если они осуществляют свою педагогическую деятельность в учреждениях, указанных в разделе «Наименование учреждений» Списка. Работа в этих учреждениях осуществляется по обязательной программе, отличается большой интенсивностью и педагоги несут ответственность за результаты своей деятельности в отличие от работы истицы, в том числе указывая на то, что при выполнении данной работы работник должен подвергаться неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда. Суд считает, что данные доводы не основаны на требованиях закона и нарушают конституционные права истца на получение досрочной пенсии в связи с ее длительной педагогической деятельностью. Именно характер работы, а не название должности, структурного подразделения, учреждения и его ведомственная, муниципальная или государственная принадлежность определяют право на досрочное получение пенсии. Изложенные ответчиком доводы опровергаются материалами дела. Согласно Уставу Краевой Хабаровской школы интерната для глухих детей и краевого центра СУВАГ, зарегистрированного ______ года Государственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения «Школа – интернат для неслышащих детей», зарегистрированного ______ года, дополнения и изменения в Устав от 2003 года и Устав Государственного специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната I вида. Данные уставы являются подтверждением того, что со сменой названия Учреждения его задачи, функции и назначение не изменились. Право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного возраста связано с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности, осуществляемой на протяжении длительного периода). Указанные обстоятельства судом установлены и подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела. Учитывая, что статьи 6(ч.2), 15 (ч. 4), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Подлежит возврату уплаченная истцом при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО6 удовлетворить. Признать за ФИО6 право на получение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с ______ года, обязать Управление пенсионного фонда РФ в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края включить в специальный стаж работы периоды работы в должности воспитателя в Государственной краевой Хабаровской школе – интернате для глухих детей и центре СУВАГ с ______ года по ______ года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) в пользу ФИО6 возврат государственной пошлины в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения, через Центральный районный суд г. Хабаровска. Судья (подпись) Копия верна: Судья И.А. КоролеваРЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Хабаровск ______ года