16 августа 2010 г. Дело № 2-3934/10 г.Хабаровск Именем Российской Федерации Центральный районный суд г.Хабаровска в составе: Судьи Савченко Е.А. При секретаре судебного заседания Бирюковой И.О. При участии в заседании: От истца ФИО5, представитель по доверенности от ______г. ______ ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, 3-им лицам не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО4, ФИО3, ФИО17 о признании права собственности на жилое помещение, Истец обратился с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, мотивируя тем, что военнослужащему ФИО5 на состав семьи 4 человека: была распределена двухкомнатная квартира ______ ... по ... в г.Хабаровске. Истец зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении, другого жилого помещения не имеет, правом на приватизацию не пользовался. Однако реализовать свое право на приватизацию он не имеет возможности в связи с тем, что на местах отсутствует представитель, созданного во исполнение постановления Правительства РФ от ______г. ______ департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, с которым от имени РФ должен заключаться договор на передачу квартиры в собственность граждан. Просит суд признать за ФИО15 право собственности на квартиру ______ ... по ... ... В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, дал суду аналогичные пояснения, содержащимся в исковом заявлении. В судебное заседание истец ФИО15, ответчик Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, 3-и лица не заявляющие самостоятельные требования ФИО9, ФИО4, ФИО4 не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления и расписки. Представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Как следует из представленного Министерством обороны РФ отзыва, исковые требования не признал, указав, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью и находится на балансе ФГУ «Хабаровская КЭЧ района» Минобороны России. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. В целях реализации указанных полномочий создан департамент имущественных отношений Минобороны России на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сид Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и учреждений. Порядок реализации функций по отчуждению (приватизации) федерального имущества в данный момент находится на стадии разработке. Суд не располагает сведениями об уважительности причин их неявки в судебное заседание и полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривать дело в отсутствие не явившегося участников процесса, извещенных надлежащим образом. Суд не располагает сведениями об уважительности причин их неявки в судебное заседание и полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривать дело в отсутствие не явившегося участника процесса, извещенного надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2; статья 35, часть 1; статья 71, пункт "ж"). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В соответствии со ст.15 ФЗ от 27 мая 1998 года №76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. Судом установлено, что ФИО15 проходил военную службу в ВС РФ по состоянию на ______г. имеет выслугу лет (в календарном выражении) 26 лет 11 мес., в льготном исчислении 35 лет 8 мес. Как следует из материалов дела, вселение семьи ФИО5 в квартиру ______ ... по ... г.Хабаровска произведено на основании ордера ______ сер. ______ Истцом представлена справка ХКГУП технической инвентаризации и оценки недвижимости от ______ года ______, содержащая информацию о том, что в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории г. Хабаровска и зарегистрированное до ______г. право собственности на кВ.77 ... а по ... г.Хабаровска не зарегистрировано, от ______г. право собственности за ФИО15 на приватизированную квартиру до ______г. не зарегистрировано. Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого от ______ года из Управления Росреестра по ... ______, в Едином государственном реестре прав права на ФИО5 не зарегистрированы. Согласно материалам дела, ... г.Хабаровска принадлежит на праве оперативного управления Федеральному государственному учреждению « Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ. Как было указано выше, истец зарегистрирован в спорной квартире в качестве нанимателя – согласно поквартирной карточке. Сам факт прописки или регистрации лица на жилую площадь с согласия проживающих на ней является административным актом и не означает наличия права на жилую площадь, а является одним из доказательств, которое должно оцениваться в совокупности со всеми обстоятельствами. Как видно из материалов дела, семья ФИО5 вселилась в спорную комнату на законном основании, поскольку обратного ответчик не доказал, проживает с 1998 г. и по настоящее время на спорной жилплощади, несет все расходы по содержанию жилого помещения. Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы – приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома – интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Следовательно, жилое помещение после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Документов, которые свидетельствуют о том, что жилой ... в г.Хабаровске зарегистрирован в качестве специализированного суду не представлено. При этом доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу специализированных и регистрации в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости в материалах дела не усматривается. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 92 нового ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами главы 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ЖК РФ. Как сказано в п. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом. Из анализа данных правовых норм следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. При этом доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных и регистрации в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости в материалах дела не усматривается. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» документы для учета объекта недвижимости в реестре федерального имущества должен предоставлять правообладатель. В соответствии с п.2 подпункта и) Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. В соответствии со ст.1,2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541 - 1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 20.05.2002 г.) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Согласно ст.6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Истец не мог воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Как установлено в судебном заседании, в настоящее время порядок передачи МО РФ жилых помещений в собственность бесплатно гражданам (приватизации) не разработан и не утвержден. Отсутствие установленного порядка передачи жилых помещений находящихся в ведении Министерства Обороны РФ в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, порождает неравенство прав граждан в жилищной сфере и противоречит положениям ст. 40 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти создают условия для осуществления гражданами их права на жилище. В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом. Само по себе отсутствие порядка приватизации не может повлечь ущемление права граждан иметь в собственности жилое помещение. Поскольку это противоречило бы цели создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, изложенной в преамбуле Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», правам, гарантированным статьями 18, 35 Конституции РФ. Согласно ст. 4, 28 Федерального Закона от 12 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда. До настоящего времени истец продолжает проживать в спорном помещении, ответчик его право на пользование, владения, проживание – не оспаривает. Спорное жилое помещение являлось и является для истца единственным постоянным местом жительства, по данному адресу истец зарегистрирован и проживает длительное время. В настоящее время истец не может быть выселен из занимаемого ими жилого помещения. Указанные обстоятельства дают суду основания считать, что спорное жилое помещение является постоянным местом жительства истца, и он не может быть лишен возможности реализации Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и получения его в собственность в порядке приватизации. Таким образом, квартира ... г.Хабаровска подлежит приватизации истцом, что также соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 г. №6-п, в соответствии с которой, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение исключает возможность передачи этого помещения в частную собственность. На основании вышеизложенного суд полагает, что требования истца о признании за ним права собственности являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Исковые требования ФИО5 к Федеральному государственному учреждению «Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, 3-им лицам не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО4, ФИО3, ФИО18 о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить. Признать за ФИО15 право собственности на жилое помещение - квартиру ... в г. Хабаровске. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течении 10 дней со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Е.А. Савченко
РЕШЕНИЕ