признание права на назаначение досрочной пенсии



Дело № 2-3520/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

Бирюковой И.О.

От Истца ФИО4, представитель по доверенности от ______г. ______

ФИО2

От ответчика:

УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий), представитель по доверенности ______ от ______г.

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО19 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. В обоснование иска указал, что ______ года обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии ранее достижения пенсионного возраста в связи с начислением 25 летнего стажа лечебной деятельности Решением от ______ года ______ в назначении пенсии истцу было отказано, т.к в стаж работы не засчитан период работы с ______ года по ______ года в должности Медицинской сестры 1-го глазного отделения ММУ «Клиническая больница ______ - Центр специализированной медицинской помощи», период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет с ______ года по ______ года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.06 1986 года по ______ года, с ______ года по ______ года, с ______ года по ______ года, с ______ года по ______ года. Одновременно с этим периода работы с ______ г. по ______ г., с ______ г. по ______ г., с ______ года по ______ года в должности медицинской сестры 1-го глазного отделения засчитаны в календарном порядке. Считает решение об отказе в назначении пенсии незаконным. Просит суд засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период работы в должности медицинской сестры 1-го глазного (офтальмологического) отделения с ______ г. по ______ г., с ______ г. по ______ г., как 1 год и шесть месяцев. Засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период работы в должности медицинской сестры 1-го глазного (офтальмологического) отделения ММУ «Клиническая больница ______ — Центр специализированной медицинской помощи» с ______ года по ______ года один год работы, как 1 год и шесть месяцев. Засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период работы с ______ года по ______ года в ММУ «Клиническая больница ______ - Центр специализированной медицинской помощи». Засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет с ______ года по ______ года. Засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ______ года по ______ года, с ______ года по ______ года, -с ______ года по ______ года, с 02.04,2007 года по ______ года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края  (без выполнения функций выплаты пенсий) назначить ей трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста с момента обращения по ее назначению, т.е с 08.07.2009 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Хабаровске и  Хабаровском районе Хабаровского края  (без выполнения функций выплаты пенсий)   в ее пользу судебные расходы.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ______ года производство в части исковых требований о включении периода работы в должности медицинской сестры 1-го глазного (офтальмологического) отделения с ______ г. по ______ г., как 1 год и шесть месяцев прекращено в связи с отказом истца от данного искового требования. 

В ходе судебного разбирательства, истец исковые требования уточнил. Просит суд засчитать в стаж работы необходимый для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста период работы с ______ года по ______ года в ММУ «Клиническая больница ______ - Центр специализированной медицинской помощи». В остальной части иска требования оставила без изменения.

В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. Суд не располагает сведениями об уважительности причин ее неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в ее отсутствие.

Как следует из пояснений истца данных в ходе судебного разбирательства, измененные и уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, измененные и уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) ФИО3, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения процесса, о чем в материалах дела имеется судебная расписка, в суд явился, исковые требования не признал в полном объеме. Суду пояснила, что в силу ст.28 п.1 п.п.11 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Период обучения на курсах повышения квалификации не засчитан в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено постановлением N 516 от ______г. Необоснованны требования истицы о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до от 1.5 до 3-х лет с ______ по ______ и на курсах повышения квалификации с ______ по ______, с ______ по ______, с ______ по ______ и с ______ по ______. Данные периоды не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, так как в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утвержден постановлением Правительства РФ от ______ ______), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Вместе с тем пункт 5 Правил предусматривает включение в страховой стаж периодов получения пособия по государственному социальному страхованию и периодов временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Пункт 5 Правил содержит исчерпывающий перечень периодов работы, подлежащих включению в стаж, и расширенному толкованию не подлежит.

Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет и на курсах повышения квалификации, не относятся ни к периодам работы в течение полного рабочего дня, ни к ежегодным оплачиваемым отпускам и таким образом, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не засчитываются.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 и Разъяснениями от 29.11.1989 № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/23-11 и в силу КЗоТ РСФСР, до 06.10.1992 в стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях засчитывалось время отпуска по уходу за ребенком только до достижения им возраста полутора лет.

Период же нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывался лишь в общий и непрерывный стаж.

Кроме того, в периоды с ______ по ______ и с ______ по ______ в  должности медицинской сестры 1-го глазного отделения ММУ «Клиническая больница ______ - Центр специализированной медицинской помощи» истица осуществляла медицинскую деятельность в спорный период осуществляла деятельность в   учреждении ММУ   «Клиническая больница   ______   10 Центр специализированной медицинской помощи», которое не поименовано в Списке учреждений, занятость в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В связи с чем, периоды занятости истицы с ______ по ______ и ______ по ______ не подлежат включению в специальный трудовой стаж, необходимый для реализации права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона ______.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии в соответствии со ст.39 ч.2 Конституции РФ устанавливаются законом.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Согласно ст. 3 указанного закона право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В силу статьи 10 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно ст.28 п.1 п.п.11 Закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст.28 Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальности и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 п.1 ст.28 закона, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

Аналогичные правовые нормы содержались и в статьях 81 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона от 17.12.2001г.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1  ноября 1999 года - в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.

Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в  разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и  нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п.11), по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам федерального закона № 183-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно трудовой книжке ______ от ______ г., ФИО4 с ______ г. принята в   10-ю Горбольницу г.Хабаровска на должность медицинской сестры гематологического отделения ______ г. уволена в связи с переводом гематологического отделения в Краевую больницу (приказ ______ от ______). ______г. принята медсестрой гематологического отделения (пр. ______ от ______г.) ГУЗ «Краевая клиническая больница ______ им.ФИО9».______г. принята в 10-ую горбольницу г.Хабаровска на должность клинического лаборанта (пр. ______ от ______г.), ______г. переведена на должность медсестры 1-го глазного отделения служебным переводом (пр. ______ от ______г.). 10-ая горбольница переименована в Муниципальное медицинское учреждение – «Городская клиническая больница ______» с ______г. (пр. ______ от ______г.).

С ______г. ММУ- Городская клиническая больница ______ реорганизована в Муниципальное медицинское учреждение – клиническая больница ______ – Центр специализированной медицинской помощи (пр. ______ от ______г.), с ______г. ММУ- клиническая больница ______ – Центр специализированной медицинской помощи переименовано в  МУЗ «Городская больница ______» отдела здравоохранения г.Хабаровска (пр. ______ от ______г.). с ______г. МУЗ «Городская больница ______» отдела здравоохранения г.Хабаровска переименована в МУЗ «Городская больница ______» управления здравоохранения г.Хабаровска (пр. ______ от ______г.). с ______г. МУЗ «Городская больница ______» управления здравоохранения г.Хабаровска переименована в МУЗ «Городская клиническая больница ______» управления здравоохранения г.Хабаровска (пр. ______ от ______г.).

______г. переведена на должность медицинской сестры процедурной офтальмологического отделения ______ (пр. ______ от ______г.) по настоящее время.

В специальный стаж не включены периоды с ______ года по ______ года в должности Медицинской сестры 1-го глазного отделения ММУ «Клиническая больница ______ - Центр специализированной медицинской помощи», период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет с ______ года по ______ года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ______ года по ______ года, с ______ года по ______ года, с ______ года по ______ года, с ______ года по ______ года. Одновременно с этим периода работы с ______ г. по ______ г., с ______ г. по ______ г., с ______ года по ______ года в должности медицинской сестры 1-го глазного отделения засчитаны в календарном порядке. Итого не зачтено 5 лет 0 месяцев 14 дней.

На основании решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... и ... Хабаровского края от ______ года ______ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

Требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода с ______г. по ______г., с ______г. по ______г. в должности медицинской сестры 1-го глазного (офтальмологического) отделения ММУ «Клиническая больница ______ – Центр специализированной медицинской помощи» в льготном исчислении, с ______г. по ______г. в отделении ММУ «Клиническая больница ______ – Центр специализированной медицинской помощи» в льготном исчислении подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решён судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативных правовых актах.

Доводы ответчика о том, что работа в глазном отделении не является работой в офтальмологическом отделении суд находит несостоятельной, поскольку в данном случае имеется тождество наименования отделения.

В соответствии с п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991г., предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Исходя из Списка, в период до 01.11.1999г. в специальный стаж засчитывались все виды деятельности в учреждениях и должностях, в нем предусмотренных, в том числе работа в должности медицинской сестры офтальмологического отделения.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г., действовавший в период с 01.11.1999г. по 14.11.2002г., распространялся на лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В разделе должностей, указанный Список содержал должность медицинской сестры, а в разделе «Наименование учреждений» - наименование больница офтальмологическая.

Более того, тождество наименования структурного подразделения «глазное отделение» наименованию структурного подразделения «офтальмологическое отделение» государственных и муниципальных учреждений здравоохранения установлена постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 01.12.2003г. №79.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п.11), по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам федерального закона № 183-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.99 N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения..." Министерству труда и социального развития РФ предоставлено право по представлению Министерства здравоохранения РФ и по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождественность наименований должностей и учреждений, предусмотренных списками, с аналогичными должностями, учреждениями и структурными подразделениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования.

Постановлением администрации г.Хабаровска от ______г. ______, произведена государственная регистрация Муниципального медицинского учреждения городская клиническая больница ______, предметом деятельности которого являлось оказание квалифицированной медицинской помощи, специализированно госпитальной, амбулаторно-поликлинической, консультативной помощи.

На основании постановления Мэра города Хабаровска от ______г. ______ вышеуказанное учреждение учреждено Муниципальное медицинское учреждение «Клиническая больница ______ – Центр специализированной медицинской помощи», которое является правопреемником муниципального медицинского учреждения городская клиническая больница ______ в связи со сменой наименования, что подтверждается уставом соответствующего учреждения.

Уставом Муниципального медицинского учреждения «Клиническая больница ______ – Центр специализированной медицинской помощи»установлено, что учредителем учреждения является Администрация г.Хабаровска в лице отдела здравоохранения, основным видом деятельности является оказание специализированной, квалифицированной госпитальной и лечебно-консультативной, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи л.д.11-18).

На основании постановления Мэра г.Хабаровска от 21.01.1997г,№191, согласно акта передачи Муниципального медицинского учреждения поликлиники ______ от ______г., Муниципальн6ое учреждение здравоохранения «Городская больница ______» отдела здравоохранения администрации г.Хабаровска является правопреемником прав и обязанностей муниципального медицинского учреждения клинической больницы ______ – Центра специализированной медицинской помощи в связи с реорганизацией путем присоединения к ней Муниципального медицинского учреждения городской поликлиники ______, что подтверждается соответствующим уставом.

Вышеуказанное учреждение является муниципальным медицинским учреждением, оказывающим медицинскую помощь населению  л.д.19-27). Основной целью является оказание квалифицированной безопасной медицинской помощи населению, оказание специализированной медицинской помощи (п.2.1-2.12.).

Учреждение является некоммерческой организацией, юридическое лицо, находящееся в ведении отдела здравоохранения администрации г.Хабаровска. Учредителем является отдел здравоохранения администрации г.Хабаровска.

Как видно из материалов дела, МУЗ «Городская больница ______» за время осуществления лечебной деятельности несколько раз изменяло наименование, однако цели и направления деятельности больницы не изменились, что полностью подтверждается представленными документами.

Согласно устава, учреждение является юридическим лицом, находится в ведении Управления здравоохранения администрации г.Хабаровска, имеет смету, лицевые счета в отделе казначейства финансового департамента г.Хабаровска.

Главной целью учреждения является организация оказания квалифицированной, специализированной госпитальной и лечебно-консультативной помощи населению, оказания амбулаторно-поликлинической помощи и помощи на дому, экстренной лечебно-консультативной медицинской помощи и т.д., т.е. назначением предприятия явилось осуществление лечебной деятельности.

Таким образом, оно сохранило все цели и задачи, ранее определенные в более ранней редакции Устава лечебного учреждения.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено, что лечебное учреждение в названные периоды времени являлось муниципальным некоммерческим учреждением с такими основными направлениями деятельности, как оказание квалифицированной, специализированной госпитальной и лечебно-консультативной помощи населению, оказания амбулаторно-поликлинической помощи и помощи на дому, экстренной лечебно-консультативной медицинской помощи населению. Цели и задачи учреждения, а также форма собственности не менялась. 

 Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностям и по тем же профессиям.

Именно характер работы, а не название учреждения и его ведомственная принадлежность определяют право на досрочное получение гражданином пенсии. Решение данного вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, чем будут нарушены положения ч. 1 ст. 19,, чч. 1, 2 ст. 39, чч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что трудовая деятельность ФИО12 в спорный период времени (с ______г. по ______г., с ______г. по ______г., ______г. по ______г.) была связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, осуществляемая в государственном учреждении здравоохранения, что и не оспаривалось ответчиком.

Требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода нахождения на курсах повышения квалификации с ______ по ______ ( 2 месяца 20 дней), с ______ по ______ (29 дней), с ______ по ______ (27 дней) в календарном исчислении подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.112 КЗоТ РСФСР при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в  Пенсионный Фонд РФ.

Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием работы.

Истец проходил специализацию на курсах повышения квалификации, поэтому указанный период подлежит включению в специальный стаж.

Однако вышеуказанный период обучения на курсах повышения квалификации включается в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку возможность зачета указанного периода в льготном исчислении законодательством не предусмотрена.

Положение п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 за № 516 не может распространяться на периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 01.10.1993г. по 30.10.1993 г., т.е. до принятия Правительством РФ Правил. Данный нормативный акт не содержит в себе указание на придание ему обратной силы.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и  свобод человека и гражданина.

Требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с ______ по ______ г. в льготном исчислении подлежат удовлетворению.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в городе.

В силу п. 2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения ФИО4 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ______г. по ______г. также подлежали включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

ФИО4 находилась в отпуске по уходу за ребенком в период действия данной нормы закона  с  ______г. по ______г., а потому с учетом положений ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период нахождения ФИО4 в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и  нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Истица перед отпуском по уходу за ребенком до достижения им полутора лет (с 01.04.1988г. по 12.02.1989г.)  работала в должности медицинской сестры 1-го глазного отделения, и указанный период подлежит зачету ответчиком в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-0 и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 г., придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, является таким ограничением конституционного права, которое не может быть оправдано указанными в ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, указанный период нахождения ФИО4 на курсах повышения квалификации, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Судебные расходы не входят в цену иска. В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с федеральным законом № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, …, с 01.01.2005г. порядок исчисления государственной пошлины регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

Согласно п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина с физических лиц установлена 200 руб.

Принимая во внимание, что ФИО4 была оплачена государственная пошлина в размере 200,00 руб., при удовлетворении его исковых требований неимущественного характера, с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере 200 руб. исходя из требований неимущественного характера, оплата которых подтверждается квитанциями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО18 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью удовлетворить.

Включить ФИО17 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды работы:

- с ______г. по ______г., с ______г. по ______г. – период работы в должности медицинской сестры 1-го глазного (офтальмологического) отделения ММУ «Клиническая больница ______ – Центр специализированной медицинской помощи» в льготном исчислении,

- с ______г. по ______г. – период работы в отделении ММУ «Клиническая больница ______ – Центр специализированной медицинской помощи».

- с ______ г. по ______ г. (2 месяца 20 дней), с ______ г. по ______ г. (29 дней), с ______ г. по ______ г. (27 дней), за исключением периода с ______г. по ______г. - период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении;

- с ______ г. по ______ г. – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) назначить ФИО16 трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста с момента первоначального обращения, т.е. с ______ г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) в пользу ФИО15 в счет возмещения судебных расходов 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня составления 02.08.2010 г. мотивированного решения через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Е.А.Савченко