Дело № 2-4204/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 августа 2010 г. г.Хабаровск Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Швец В.И., с участием прокурора Олейниковой Е.А., истца ФИО5, представителя ответчика ФИО2, при секретаре ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского края в интересах ФИО5, ФИО4 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения и постановки на учет, УСТАНОВИЛ: Прокурор Хабаровского края, действуя в интересах ФИО5, ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения и постановки на учет. В обоснование заявленных требований указав, что ФИО5 обратился в прокуратуру края с заявлением о нарушении ответчиком его жилищных прав. В ходе проведенной проверки, обоснованность его заявления нашла свое подтверждение, было установлено, что участник Великой Отечественной войны ФИО5 ______ обратился с заявлением в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, на состав семьи 2 человека, в том числе его жену ФИО4 ______ года рождения, являющуюся инвалидом Великой Отечественной войны. Министерством жилищно-коммунального хозяйства края было издано распоряжение от ______ ______р, которым истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Указанное распоряжение издано в нарушение действующего законодательства, в связи с чем, нарушено конституционное право участника Великой Отечественной войны на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ, Указом Президента Российской Федерации от ______ ______ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» согласно которому, жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. ФИО5 совместно с женой - ФИО4 являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, зарегистрированы и проживают в доме системы социального обслуживания населения специализированного государственного жилищного фонда края, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ..., другого постоянного места жительства не имеют. Основанием для отказа ФИО5 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении послужили обстоятельства, расцененные министерством как намеренное ухудшение жилищных условий, а именно факт отчуждения ______ ФИО5 и ФИО4 квартиры ______ в доме ______ «б» по ... в ..., принадлежащей им на праве общей долевой собственности (по '/г доли каждому), в пользу ФИО7 Данное основание к отказу не может быть признано законным, поскольку истцы ранее за предоставленным жилищным законодательством правом на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращались, что исключает их намеренность получения жилой площади, в связи с ухудшением жилищных условий, при том, что они не могли предвидеть возможность издания Указа Президента РФ от ______ ______ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Просит признать незаконным распоряжение от ______ ______р, изданное В судебном заседании прокурор Олейникова Е.А., истец ФИО5 поддержали исковые требования ссылаясь на обстоятельства изложенные выше. Дополнительно истец ФИО5 суду пояснил, что подарив в силу жизненных обстоятельств принадлежащую квартиру внуку, он и его супруга не предполагали умышленно ухудшать свои жилищные условия. После отчуждения квартиры, они не намеревались обращаться за получением новой квартиры либо о постановке на учет как нуждающихся в жилье. Но поскольку был издан Указ президента об обеспечении жильем ветеранов не имеющих жилья, они как нуждающиеся полагают, что в настоящее время имеют право на получение жилья, поскольку действительно на момент издания Указа и на сегодняшний день, они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика ФИО2 действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения исковых требований, указывая, что ______ г. ФИО5 обратился с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Распоряжением от ______ г. ______р ФИО8 было отказано по тем основаниям, что истцы стали нуждающимися в жилом помещении, после отчуждения ими ______ г. жилого помещения – квартиры ______ в ... по ... в ..., общей площадью 39,7 кв.м. До отчуждения данной квартиры, они не нуждались в улучшении жилищных условий, поскольку были обеспечены общей площадью жилого помещения по 19,85 кв.м. на каждого члена семьи, что представляет собой выше учетной нормы, установленной решением Хабаровской городской Думы от ______ г. ______ в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения. После отчуждения ______ г. жилого помещения ФИО5 и ФИО4 стали нуждающимися в жилом помещении, совершив действия указанные в ст. 53 Жилищного Кодекса РФ и ч.5 ст. 10 Закона Хабаровского края от ______ г. ______ «О жилищных правоотношениях в ...», т.е. умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их жильем. В силу ст. 53 ЖК РФ министерство жилищно-коммунального хозяйства края вправе принять на учет участника Великой отечественной войны ФИО5 только после ______ г., т.е. по истечении пяти лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий. С заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, ФИО4 в министерство не обращалась. Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела. С учетом мнения сторон и положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца. Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд находит обоснованными исковые требования по следующим основаниям: Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому право на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации). Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определено, что жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Полномочия по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жильем на основании ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления им жилых помещений по договору социального найма устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в ...» гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма. Министерство ЖКХ края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от ______ ______пр и постановлением Губернатора края от ______ ______ «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края». Установлено, что ФИО5 являющийся участником Великой Отечественной войны и проживающий с ______ г. по настоящее время на основании договора ______ найма жилого помещения, совместно с супругой ФИО4 ______ года рождения, являющейся инвалидом Великой Отечественной войны, в доме системы социального обслуживания населения специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, которое не передается гражданам по договорам социального найма, ______ обратился с заявлением в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, на состав семьи 2 человека, в том числе его жену ФИО4 Министерством жилищно-коммунального хозяйства края было издано Распоряжение от ______ ______р, которым ФИО5 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по тем основаниям, что за ФИО5 и ФИО4 до ______ г. было зарегистрировано право общей долевой собственности в квартире ______ в ... по ... в ..., общей площадью 39,7 кв.м. и были обеспечены общей площадью жилого помещения; данное жилое помещение отчуждено ______ г., тем самым совершено действие, в результате которого ФИО5 не может быть признан нуждающимся в жилом помещении в течение пяти лет. Между тем суд не может согласиться с обоснованностью данного отказа по следующим основаниям: Так, частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися в жилых помещениях. Из представленных материалов и пояснений сторон следует, что истцы ФИО5 и ФИО4 не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, т.е. являются нуждающимися в жилых помещениях. Статьей 53 ЖК РФ действительно предусмотрены последствия для лиц намеренно ухудшивших свои жилищные условия, а именно данные лица принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. В данном случае, обязательным условием для применения указанной санкции, законодателем предусмотрено не всякое ухудшение гражданами своих жилищных прав, а именно неправомерные действия, совершенные с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основанное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий – постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении – должна быть установлена причинная связь. В данном же случае, в судебном заседании не было установлено наличие в действиях истцов осознанного ухудшения своих жилищных прав, совершенных именно с целью предоставления им другого жилого помещения. Как установлено из пояснений сторон и материалов дела, отчуждение принадлежащей истцам квартиры имело место ______ г., после которого истцы длительное время проживая в доме системы социального обслуживания населения специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, не обращались в соответствующие органы с заявлением о постановке их на учет либо предоставления другого жилого помещения по договору социального найма. И только после издания Президентом Российской Федерации Указа от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» которым предусмотрено обеспечение жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, истец ФИО5 принял решение об обращении к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, составом семьи на 2 человека. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО11, поскольку на момент обращения он и его супруга ФИО4 действительно являлись и являются по настоящее время нуждающимися в жилом помещении. Доводы представителя ответчика о том, что истцы до отчуждения квартиры, не нуждались в улучшении жилищных условий, имея обеспеченность жилым помещением по 19,85 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, не имеют правового значения, поскольку, как указано выше, в действиях истцов при отчуждении квартиры отсутствовала намеренность ухудшения жилищных условий с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данные доводы истцов, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты. Учитывая вышеизложенное, а также положения норм материального и процессуального права, исковые требования прокурора Хабаровского края, заявленные в интересах ФИО5 и ФИО4 являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Хабаровского края, предъявленный в интересах ФИО5, ФИО4 удовлетворить. Признать незаконным распоряжение от ______ ______р, изданное Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня изготовления в окончательной форме - 20 августа 2010 г. в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска. Судья Швец В.И.
министерством жилищно-коммунального хозяйства края, об отказе ФИО4
М.Е. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма. Обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства края отменить распоряжение от ______ ______р об отказе в принятии ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Принять ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 2 человека, с момента рассмотрения министерством заявления ФИО5 от ______.
министерством жилищно-коммунального хозяйства края об отказе ФИО4
М.Е. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
предоставляемом по договору социального найма. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства края отменить распоряжение от ______ ______р об отказе в принятии ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и принять ФИО5 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 2 человека, с момента рассмотрения министерством заявления ФИО5 от ______.