13.08.2010 г. Дело № 2-4589\2010 г. г. Хабаровск Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Матвеенко Е.Б., с участием истца ФИО5, представителя истца Некоммерческой организации «Коллегия адвокатов» «Вера» в Хабаровском крае ФИО1, представившей ордер ______ от ______ г., представителя ответчика муниципального образовательного учреждения Лицей «Ступени» ФИО2, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску : ФИО5 к Муниципальному образовательному учреждению Лицея «Ступени» о признании незаконным решения об отказе в приеме в 10 класс и возложении обязанностей в принятии ФИО4 в 10 класс указанного образовательного учреждения. У с т а н о в и л : ФИО5 обратился в Центральный районный суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению ФИО4 «Ступени» о признании недействительным решения об отказе в приеме в 10 класс и возложении обязанностей в принятии ФИО4 в 10 класс указанного образовательного учреждения. В обоснование иска указал, что является отцом и законным представителем ФИО4. ФИО4 является выпускником 9-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей «Ступени», находящегося по адресу : г. Хабаровск ул. Красина д.7. По окончании обучения в 9-ом классе и пройдя итоговую государственную аттестацию, ФИО4 получил Аттестат об основном общем образовании. Согласно п.1 и п. 1.1. ст. 16 ФЗ «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются ФЗ «Об образовании» и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные учреждения также Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения. В соответствии с п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 196 от 19 марта 2001г. (далее Положение) правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Как следует из п.51 Положения обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. Следовательно, ФИО4, пройдя итоговую государственную аттестацию после завершения обучения в 9-ом классе, имеет право на продолжение обучения и получения среднего (полного) общего образования. ФИО6 ФИО4 проживает по адресу: г. ФИО10 ... ... ..., то есть в Центральном районе г.Хабаровска, соответственно он имеет право на получений среднего (полного) общего образования в МОУ Лицей «Ступени», который также находится в Центральном районе г.Хабаровска. Однако, в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства РФ, директором МОУ Лицея «Ступени» был устроен скрытый отбор учеников в 10 класс на свое усмотрение. ФИО5 и ФИО7, случайно, узнав от одноклассников сына, о проведении записи на собеседование к директору по вопросу приема учеников в 10 класс, записались на собеседование на 21.06.2010г. в 12-00. На собеседовании директор отказала ФИО5 и ФИО7 в принятии заявления, пояснив, что по причине наличия удовлетворительных оценок в аттестате ФИО4 вопрос о его приеме будет решаться после 25 августа 2010г. при условии, что останутся свободные места. Директор отказал даже в регистрации заявления родителей ФИО4 о приеме в 10 класс. 22 июня 2010 года удалось настоять на регистрации заявления о приеме ФИО4 в 10 класс. После получения заявления, директор пригласила родителей ФИО4 на повторное собеседование, на котором сообщила, что отказывает в принятии ФИО4 в 10 класс по причине отсутствия мест. В подтверждение директор показала родителям тетрадь регистрации заявлений, в которой их заявление значилось под номером 27, и стояло после тех заявлений, которые были поданы фактически позже заявления ФИО5 Так, например, заявления от Демина Евгения и Вятского Михаила были поданы 22 июня 2010 г. позже заявления ФИО5, но они в тетради регистрации имеют более раннюю запись. 28 июня 2010 г. родители ФИО4 получили по почте свое же заявление от 22 июня 2010г. с резолюцией директора «отказать в связи с отсутствием свободных мест», без мотивировки принятого решения. Из устных пояснений следовало, что директор мотивировала свое решение положениями Устава МОУ Лицея «Ступени». Согласно п. 4.3. (в редакции изменении, при этом ФИО5 были предоставлены копии изменений без соответствующей отметки об их государственной регистрации) в 10-е классы лицея принимаются выпускники 9-х классов, получившие аттестат государственного образца об основном общем образовании, вне зависимости от места его получения. Прием в 10-е классы осуществляется на основании заявления о приеме. Заявление о приеме подается лично родителями (законными представителями) до 30 августа. Заявителю может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в Лицее. Из буквального толкования п. 4.3. Устава, следует, что независимо от того проживает заявитель на соответствующей территории или не проживает ему в любом случае может быть отказано в приеме в 10-й класс по причине отсутствия свободных мест. В соответствии со ст. 22 ГК РФ любые сделки и документы, направленные на ограничение правоспособности и дееспособности гражданина ничтожны. Следовательно, в соответствии со ст. 166 ГК РФ п. 4.3. Устава МУО Лицей «Ступени» не порождает никаких правовых последствий, независимо от признания его недействительным судом. Пункт 1.6. Устава и п.1 и п.1.1. ст. 16 ФЗ «Об образовании» предусматривают, что Лицей в свой деятельности обязан руководствоваться действующим законодательством РФ, в том числе и Положением. Пункт 4.3. Устава МОУ Лицей «Ступени» прямо противоречит п. 46 Положения, устанавливающего, что правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Следовательно, п.4.3. Устава является недействительным (ничтожным) и не может являться основанием для отказа в приеме ФИО4 в 10-й класс. Своими действиями директор МОУ Лицей «Ступени» нарушает конституционное право ФИО4 на получение образования, предусмотренное ст.43 Конституции РФ. В судебном заседании истец ФИО8, его представитель ФИО1 поддержали исковые требования и изложенные в нем доводы. Представитель ответчика исполняющая обязанности директора Муниципального образовательного учреждению Лицея «Ступени» ФИО2 в судебном заседании не признала исковые требования и суду пояснила, что Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицея «Ступени» признано аккредитованным с установленным Государственным статусом по типу «общеобразовательное учреждение», виду «линей» и установлением перечня аккредитованных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, согласно приказа Министерства образования Хабаровского края № 901 от 27.04.2010 г., предоставляющее услуги общего образования по программам повышенного уровня с выполнением требований государственного образовательного стандарта в очной форме. Построение учебного плана для 10-11 классов основано на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта на основе Базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования от 09.03.2004 г., приказа Министерства образования Хабаровского края от 21.04.2006г. №'316. Лицей реализует право обучающихся на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам (п.4 ел- 50 закона об образовании, и. 12.2 Устав Лицея). Администрацией Лицея был заключен договор с Хабаровским краевым институтом развития образования на проведение эксперимента по разработке, апробированию индивидуальных образовательных программ старшеклассников и их внедрению в практику профильного обучения, (договор о сотрудничестве от 26.02.2010 г.). Об этом было объявлено родителям на родительских собраниях, были проведены беседы по профильным экзаменам, о чем ей стало известно со слов директора. Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам является закон РФ «Об образовании» (в редакции от 17.07.2009 г)., Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 с изменениями от 23.12.2002г., Концепции профильного обучения, утверждённой приказом Минобразования РФ от 18.07.2002г. №2783, Письма Минобразования «О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте» от 06.05.2004г. № 14-51-123/13, Письма Минобразования «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов» от 20.04,2004г. № 14-51-102/13. Прием в 10 класс в Лицее не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16 п. 1, абз. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования потому или иному профилю. (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783). Общедоступность среднего (полного) образования в образовательных учреждениях не равнозначно праву беспрепятственной записи на обучение в конкретное образовательное учреждение. В профильные классы общеобразовательных учреждений принимаются обучающиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзамены по выбору, независимо от их места проживания. Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются: выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования; победители по соответствующим профильным предметам районных, региональных и федеральных окружных олимпиад; обладатели похвальной грамоты "За особые успехи в изучении отдельных предметов" (профильных предметов), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца. Рекомендуется использовать портфель индивидуальных учебных достижений (письмо минобразования рф от 06.05.2004 № 14-15-121-13) О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в комплектовании по профильному обучению. Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, становится упорядочение вопросов приема в профильные классы. В ряде случаев потребуется объективный учет подготовленности к профильному обучению, учет качества знаний будущего старшеклассника (особенно при наличии избытка выпускников основной ступени, желающих быть принятыми на обучение в наиболее престижные профильные школы территории). ФИО4, учитывая слабую успеваемость на протяжении года, результаты зачётной недели, промежуточного лицейского тестирования и сданными профильными предметами на «3» на собеседовании было предложено с помощью директора подыскать другую школу. В случае недобора учащихся Лицей готов обучать учеников не готовых к профильному обучению. Заявления 21.06.10 г. от ФИО4 не поступало, о чем ей известно со слов директора. В 2009-2010 учебном году в Лицее «Ступени» обучалось два девятых класса. Комплектование одного 10 класса осуществлялось на объективной и прозрачной основе и обусловлено контрольными нормативами Лицея. Предельная численность 375 учеников. (Лицензия № 310168 от 04.09.2009г.). Порядок комплектования в общеобразовательных учреждениях старшей ступени определяет учредитель. Заявление о приёме Лих В. поступило 22 июня под № 133 в журнале приема заявлений и порядковым номером за 2010 г. № 27. Учитывая наполняемость класса, определенной нормой СанПин 2.4.2.1 178-02 раздела 2 - Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях пункт 2.3.1., наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Директором была наложена резолюция на заявление : «отказать в связи с отсутствием свободных мест». Комплектование профильных классов завершается 1 июля. В Лицее издан приказ «О зачислении в 10 класс» от 28.06.10 г. Составлены индивидуальные учебные планы пофамильно на каждого обучающегося в 10 классе, согласованные в центре развития образования г. Хабаровска от 02.07.2000 г., в Роспотребнадзоре от 09.07.2010, в управлении образования администрации г. Хабаровска от 03.08.2010 г. Заслушав стороны, свидетеля ФИО7, которая подтвердила в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Материалами дела подтверждается и судом установлено, что ФИО4 является выпускником 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей «Ступени», расположенного по адресу : г. Хабаровск ул. Красина д.7. По окончании обучения в 9 классе и пройдя итоговую государственную аттестацию 17 июня 2010 г. ФИО4 получил Аттестат об основном общем образовании, следовательно, ФИО4 имеет право на продолжение обучения и получения среднего (полного) общего образования. 22 июня 2010 г. ФИО5, действуя в интересах своего сына ФИО4, обратился к Директору МОУ Лицей «Ступени» г. Хабаровска ФИО14 с письменным заявлением о дальнейшем обучении его сына в 10-11 классах, с целью получения среднего (полного) образования. Согласно резолюции на заявлении Директором МОУ Лицей «Ступени» г. Хабаровска ФИО15 24.06.2010 г. ФИО4 было отказано в приеме в 10 класс по причине отсутствия свободных мест. Основным доводом, на который ссылается представитель ответчика в обоснование отказа в принятии ФИО4 в 10 класс, является наличие и ведение в МОУ Лицей «Ступени» г. Хабаровска тетради учета приема заявлений в 10 класс. В первую очередь в 10 класс были приняты те ученики, которые обратились раньше, чем родители ФИО4. Согласно указанной тетради ФИО4 значится 27 учеником в классе под входящим номером 133. Согласно п.1 и п. 1.1. ст. 16 ФЗ «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются ФЗ «Об образовании» и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные учреждения также Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения. В соответствии с п.46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 196 от 19 марта 2001г. (далее Положение) правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Как следует из п.51 указанного Положения обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. Согласно п.4.3. Устава муниципального общеобразовательного учреждения Лицея «Ступени» (дополнения и изменения в устав внесены без соответствующей отметки об их государственной регистрации) в 10 классы Лицея принимаются выпускники 9 классов, получившие аттестат государственного образца об основном общем образовании, вне зависимости от места его получения. Прием в 10 классы осуществляется на основании заявления о приеме. Заявление о приеме подается лично родителями (законными представителями) до 30 августа. Заявителю может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в Лицее. Из буквального толкования п.4.3. Устава, следует, что независимо от того проживает заявитель на соответствующей территории или не проживает, ему в любом случае может быть отказано в приеме в 10 класс по причине отсутствия свободных мест. Пункт 1.6. Устава и п.1 и п.1.1. ст. 16 ФЗ «Об образовании» предусматривают, что Лицей в свой деятельности обязан руководствоваться действующим законодательством РФ, в том числе и Положением. Из чего следует вывод, что Пункт 4.3. Устава МОУ Лицей «Ступени» прямо противоречит п. 46 Положения, устанавливающего, что правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Из чего следует вывод, что п.4.3. Устава не может являться основанием для отказа в приеме ФИО4 в 10 класс. Ссылаясь на то, что комплектование класса не должно превышать 25 человек, директор МОУ Лицей «Ступени» г. Хабаровска приняла указанное решение в отношении ФИО4. Однако при принятии указанного решения, ответчиком не было принято во внимание то обстоятельство, что из представленной лицензии данного образовательного учреждения, максимальное количество учащихся в данном образовательном учреждение составляет 375 человек. Из примерного плана комплектования учебных классов на 2010-2011 учебный года, который утвержден приказом Управления образования № 99 от 03.03.2010 года видно, что количество учащихся на 2010-2011 учебный год составляет 367 человек, из чего следует вывод, что 8 мест в данном учреждении свободны, и они в наличии имеются. Представленная тетрадь учета заявлений не может быть признана судом допустимым и относимым доказательством, подтверждающим отсутствие свободных мест, поскольку данная тетрадь является односторонним документом. При этом суд принимает во внимание то, что ФИО4 и его родители не были поставлены в известность о том, что прием учеников в 10 класс будет осуществляться путем подачи заявления в определенный срок и то, что зачисление учеников будет производиться по списку тетради учета заявлений в порядке очередности подачи заявлений. Представитель ответчика в судебном заседании подтвердила то обстоятельство, что заявления от родителей учеников принимались, в том числе и в выходные дни не в упорядоченном порядке, а дежурными администраторами, которые постоянно менялись. Записи в данную тетрадь вносились секретарем несвоевременно, некоторые заявления переписывались родителями учеников в другой день. Поэтому достоверных данных и сведений относительно того, что заявления от родителей Мун, Черных, Демина, Вятского или любых других родителей учеников регистрировались именно в тот день, как указано в тетради, суд не может принять во внимание. Из пояснений представителя ответчика и объяснительной директора МОУ Лицей «Ступени» г. Хабаровска, адресованной на имя Начальника Управления образования судом установлено, что основной причиной отказа в принятии ФИО4 в 10 класс явилось не отсутствие свободных мест, а неуспеваемость ФИО4. В своей объяснительной директор МОУ Лицей «Ступени» г. Хабаровска, указывает на то, что «в период с 18.06.2010 г. по 21.06.2010 г. прошли собеседование 34 семьи по отбору учеников в 10 класс. В ходе собеседования, девятерым ученикам, в том числе и ФИО4, учитывая слабую успеваемость на протяжении года, результаты зачетной недели, промежуточного лицейского тестирования и сданные предметы с оценкой на «3» 21.06.2010 г. было предложено с ее помощью подыскать другие школы, учитывая особенности этих детей. В случае наличия в Лицее свободных мест либо недобора учеников родителям ФИО4 было сообщено о том, что ФИО4 В. не готовый к профильному обучению будет принят в Лицей для дальнейшего обучения». Из чего следует вывод, что 21.06.2010 г. ФИО4 по указанным основаниям уже было отказано в принятии в 10 класс. Таким образом, регистрация заявления по настоянию истца 22.06.2010 г. о принятии ФИО4 в 10 класс носит лишь формальный характер. Приказом Директора МОУ Лицей «Ступени» г. Хабаровска № 153 от 28.06.2010 г. на основании заявлений родителей и аттестатов об окончании 9 класса зачислено в 10 класс 25 учеников, в том числе ФИО12, ФИО11 Из пояснений представителя ответчика судом установлено, что указанные ученики были приняты в Лицей из других школ, а их заявления зарегистрированы в тетради 21.06.2010 г. под № № 122, 126. Таким образом, сама объяснительная директора, прием заявлений от родителей учеников из других школ свидетельствует о том, что причина об отсутствии свободных мест не является достоверной, а факт отсутствия свободных мест в Лицее «Ступени» на момент обращения ФИО5 не подтверждается. Доводы представителя ответчика в той части, что с 2011 года обучение ребенка в МОУ Лицея «Ступени» будет строиться на индивидуальных планах и профильности обучения, учебная программа создана так, что основная учебная программа проходится по минимуму, основное обучение построено на профильности ученика, по которому не может обучаться ФИО4, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку внедрение профильного обучения согласно резолюции директора в заявлении ФИО5 не явилось отказом в принятии ФИО4 в 10 класс. Вместе с тем, согласно п. «е» ст. 1 раздела 1 Типового положения об образовательном учреждении, которое утверждено Правительством Российской Федерации, Лицей – это образовательное учреждение, реализующее образовательные программы основного общего и среднего общего образования и дополнительную углубленную подготовку по предметам технического, естественнонаучного профиля и обязано реализовать общеобразовательные программы начального общего образования. Следовательно, основной задачей МОУ Лицея «Ступени» является реализация общеобразовательных, стандартных базисных программ, которое вправе участвовать в экспериментах, составлять индивидуальные планы и обучение, но на базе общего образования, на базе общих стандартов. Таким образом, в данном случае, участие в эксперименте или какая-либо профильность обучения, не может являться причиной отказа и может быть признана незаконной в случае отказа в переводе ученика в 10 класс. В соответствии с Законом об образовании, учащимся не может быть отказано в приеме в 10 класс по причине отсутствия свободных мест, если данный учащийся проживает на соответствующей территории. МОУ Лицея «Ступени» находится в Центральном районе, ФИО4 проживает в Центральном районе г. Хабаровска, ул. ..., обучался в данном образовательном учреждении с 6 класса, в связи с чем, законных оснований для отказа ФИО4 в приеме в 10 класс не имеется. Учитывая вышеуказанные судом обстоятельства, исковые требования истца подлежат удовлетворению. Принимая во внимание обстоятельства дела, то, что с 01.09.2010 г. начинается учебный год, суд в соответствии со ст. 212 ГПК РФ считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, так как вследствие особых обстоятельств замедления исполнения решении суда его исполнение может оказаться невозможным. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы, в размере 200 рублей, которые истец понес при подаче искового заявления, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования ФИО5 – удовлетворить. Признать незаконным отказ Муниципального образовательного учреждения Лицея «Ступени» в приеме ФИО4 в 10 класс. Обязать Муниципальное образовательное учреждение Лицей «Ступени» принять ФИО4 в 10 класс МОУ Лицея «Ступени». Обратить решение суда к немедленному исполнению. Взыскать с Муниципального образовательного учреждения Лицея «Ступени» в пользу ФИО5 судебные расходы в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда 17.08.2010 г. Мотивированное решение суда изготовлено 17.08.2010 г. Судья : ... ... Матвеенко Е.Б.