о возмещении ущерба, причиненного изъятием земельного участка для государственных нужд



     Дело ______ 2010 г.

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2010 года

Центральный районный суд

г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Кустовой С.В.

при секретаре судебного заседания Захаровой А.М.,

с участием истицы ФИО5, представителя истца ФИО3, действующего на основании доверенности от ______ года, представителя ответчика Министерства финансов РФ ФИО2, действующего на основании доверенности от ______ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возмещении ущерба, причиненного изъятием земельного участка для государственных нужд

 

                                            

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась с указанным иском в суд, ссылаясь на то, что на основании постановления главы Администрации Хабаровского района от ______ года ______ ФИО5 выделен для оформления в собственность земельный участок, в этом же году земельный участок оформлен в  собственность, выдано свидетельство о праве собственности на землю, регистрационная запись от ______ года ______. В связи с демаркацией российско – китайской государственной границы согласно Дополнительному соглашению между Российской Федерацией и КНР о российско – китайской государственной границе на ее Восточной части, ратифицированному Федеральным законом от 31 мая 2005 года № 52-ФЗ, данные земельный участок, являющийся ее собственностью, отошел к Китайской Народной Республике. Компенсационные выплаты не были произведены. В досудебном порядке были предприняты все возможные меры к  урегулированию спора. Однако, неоднократные обращения в компетентные органы положительного результата не дали. В соответствии со ст. 63 п. 4 Земельного Кодекса РФ собственнику земельного участка при его изъятии для государственных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными п. 1 и 2 статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок. В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость изъятого земельного участка составляет – 363 430 рублей. Просит удовлетворить исковые требования, взыскать с ответчиков ущерб в размере 363 430 рублей.

Истица ФИО5 в ходе судебного разбирательства на удовлетворении исковых требований настаивала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.

Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности от ______ года, в ходе судебного разбирательства на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
            Представитель ответчика Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, посредством направления заказной почтовой корреспонденции. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судья полагает возможным рассматривать дело в отсутствие указанного не явившегося представителя ответчика.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судья полагает возможным рассматривать дело в отсутствие указанного лица. Ранее в ходе судебного разбирательства предоставлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что исковое заявление не подлежит удовлетворению. Изъятию земельного участка должно предшествовать решение об изъятии земельного участка, письменное уведомление собственника о принятии такого решения. Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 06 июля 2006 года № 394-р «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско-китайской границы» установлен порядок организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией государственной границы. Уполномоченным и координирующим органом по проведению необходимых действий определено Министерство имущественных отношений Хабаровского края. Функции по выплате компенсаций за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств Росимуществу не делегировались.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства был извещен своевременно и надлежащим образом. В соответствии со ст. 279 ГК РФ должен осуществляться Правительством РФ после принятия распоряжения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации.

 Представитель ответчика Министерства финансов РФ ФИО2, действующий на основании доверенности от ______ года, в ходе судебного разбирательства исковые требований не признал. Пояснил, что предметом исковых требований является возмещение стоимости земельных участков, фактически изъятых из государственных нужд. Поскольку предметом иска не является требование о возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов, привлечение в качестве соответчика Министерства финансов РФ является неправомерным. Надлежащим ответчиком по настоящему иску является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, поскольку осуществляет функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обладает необходимыми бюджетными полномочиями, наделено полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, обязано представлять интересы казны в силу ст. 158 БК РФ, участвует в процедуре исполнения судебного акта о взыскании денежных средств за счет средств казны РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно постановлению главы Администрации Хабаровского района от ______ года ______ ФИО9 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 7,74 га, в том числе пашни – 3,4 га, сенокосы – 3,5 га, пастибища – 0,84 га. Согласно Свидетельству о заключении брака 1-ДВ ______ ФИО9 ______ года зарегистрировала брак с ФИО8, актовая запись от ______ года ______, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО5.

______ года ФИО9 выдано свидетельство о праве собственности на землю   ______ Комитетом по землересурсам Хабаровского края, регистрационная запись ______. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ______ года 27-АВ ______ ФИО5 является собственником земельного участка, земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 35000 квадратных метра, расположенного по адресу: ..., ..., ...

Согласно справке Администрации Корсаковского сельского поселения ФИО5, зарегистрирована по адресу:   ...-1, ... - 1 и имела земельный участок, расположенный на Большом Уссурийском острове, который использовался для веления личного подсобного хозяйства.

14.10.2004 года Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой – как  «Договаривающимися Сторонами» в г. Пекине было подписано Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о  российско – китайской государственной границе на ее Восточной части. Согласно данному соглашению, часть территории острова Большой Уссурийский и Тарабаров перешли к Китайской Народной республике.

Согласно Федеральному Закону от 31 мая 2005 года № 52-ФЗ Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско - китайской государственной границе было ратифицировано. Таким образом, земельный участок, находившийся в собственности истца, перешел к Китайской Народной Республике и находится на ее территории.

После демаркации государственной границы истица лишена права владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком.

В соответствии с  федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ  «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границами муниципальных образований, границах населенных пунктов и так далее.

Согласно кадастровому паспорту земельный участок, принадлежавший истцице на праве собственности, в настоящее время находятся за линией российско – китайской государственной границы.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в частности, с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен федеральным земельным законодательством, которое в этой части по своему содержанию является отсылочным и в силу этого применяется в системном единстве как с другими положениями Земельного Кодекса РФ, затрагивающими вопросы принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, так и соответствующими положениями ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Земельного Кодекса РФ убытки, причиненный нарушением прав собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме.

В соответствии со ст. 63 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются в том числе выкупаются земельные участки, равноценных земельных участков, возмещения в полном объеме убытков.

Согласно пункту 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год по предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса предусмотрено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Таким образом, изъятию земельного участка должно предшествовать принятие решения об изъятии земельного участка, письменное уведомление собственника не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, государственная регистрация решения об изъятии и уведомление об этом собственника земельного участка. При этом выкупная цена за земельный участок, сроки и другие условия определяются соглашением сторон.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, каких-либо документов, подтверждающих выполнение указанной выше процедуры изъятия земельного участка, в том числе, соглашения с собственником о  выкупной цене, со стороны ответчиков представлено не было.

Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края  № 394 –р от 06.07.2006 года «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско – китайской государственной границы»    и согласно письму от 03.10.2008 года № 1 -11 /7365 Министерства имущественных отношений Хабаровского края, земельные участки, расположенные на территории острова Большой Уссурийский изымаются для государственных нужд Российской Федерации. Доступ собственникам и арендаторам на территорию земельных участков закрыт.

В соответствии со ст. 35 ч. 3 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного возмещения.

Согласно ст. 1 Протокола № 1 Конвенции  «О защите прав человека и  основных свобод»  от 20.03.1952 года (с изменениями на 1.11. 1998 года)  - каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Учитывая, что изъятие земельного участка произошло без согласия собственника, без достижения соглашения о выкупной цене, и до настоящего времени компенсация за изъятие земельного участка, находившегося в собственности, не выплачена, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

             Согласно ГК РФ (главе 17) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

             В настоящее время в федеральном земельном законодательстве не определен федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление процедуры выкупа земельного участка для государственных нужд (в случае демаркации государственной границы).

           По изложенным доводам, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство имущественных отношений Хабаровского края не могут являться надлежащими ответчиками по делу.

В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 года, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом: в отношении ФГУП, ФГУ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. Росимущество не наделено полномочиями по распоряжению имуществом, имеющего иного собственника. Кроме того, функции по выплате компенсации в связи с изъятием земельных участков   - не делегировались, распоряжение правительством РФ о выплате с установлением конкретной выкупной цены, источника финансирования – не принималось.

Изъятие земельных участков проводилось для нужд Российской Федерации, в связи с чем Министерство имущественных отношений, которому не делегировались полномочия и не предоставлялись соответствующие денежные средства из федерального бюджета  - также не может отвечать по обязательствам возмещения убытков, связанным с  изъятием земельных участков.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:  п. «б» -  федеративное устройство и территория РФ, п. «д» - федеральная государственная собственность и управление ею, п. «з»- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, п. «к» - внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации, вопросы войны и мира.

В соответствии с  ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации: п. «а» - разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, п. «г» - осуществляет управление федеральной собственностью, п. «д» - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» не предусмотрены расходы на выплату компенсации за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств.

Правительством РФ не выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты компенсации в связи с изъятием земельных участков в ходе демаркации российско – китайской границы.

При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ.

Согласно Положению о  Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 329 ( с измен и дополнениями), Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства и так далее.

Учитывая, что выполнение международных обязательств, связанных с демаркацией российско – китайской границы находится в ведении Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации, возмещение убытков, которые понесла истца в связи с изъятием земельного участка, должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Учитывая, что на федеральном уровне путем принятия соответствующего нормативно – правового акта вопрос о компенсации убытков – не разрешен, суд полагает обоснованными требования истца о взыскании рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.

Подпункт 1 пункта 1 подпункт 1 пункта 2 статьи 57 Земельного Кодекса РФ, конкретизирует взаимосвязанные предписания ст. 13, 15, 16 п. 1 ст. 281 и ст. 417 ГК РФ о порядке определения выкупной цены и учитывая сложносоставный характер выкупной цены, устанавливают порядок ее возмещения в части, касающейся убытков.

Согласно взаимосвязанным статьям 13, 15, 16, 281 и 417 ГК РФ в состав убытков включается реальный ущерб и упущенная выгода.

Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности» (ст. 9).

Отчет об оценке размера убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием земельных участков, расположенных по адресу:   ..., ..., ... составлен оценщиком Общества с  ограниченной ответственностью «Российское общество оценщиков»  ФИО11, имеющей специальное высшее образование, прошедшей профессиональную переподготовку, свидетельство о членстве и включении в реестр членов РОО.

Отчет об оценке составлен в соответствии с требованиями Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ, в соответствии с Федеральными Стандартами Оценки ( ФСО № 1 - № 3), утвержденными Приказами Минэкономразвития и торговли РФ от 20.07.2007 года, № 254 - № 256, Сводом оценки стандартов Оценки РОО, также программами национальных организаций оценщиков, мотивированы, обоснованы.

Оснований сомневаться в выводах специалиста – оценщика о рыночной стоимости земельных участков – у суда не имеется.

Согласно отчету от ______ года ______ рыночная стоимость земельного участка, находившегося в собственности ФИО5 составляет 363 430 рублей.

При изъятии земельного участка возникают не отношения по договору мены, основанные на свободе договора ( ст. 421 ГК РФ), а отношения основанные на обязанности органов и организаций, осуществляющих его изъятие, предоставить собственникам земельных участков другое равноценное возмещение ( компенсацию).

Какого-либо злоупотребления правом ( ст. 10 ГК РФ) со стороны истца суд не усматривает.

По изложенным выше доводам, правовых оснований к  освобождению ответчика от обязанности произвести равноценное возмещение в связи с изъятием земельного участка, находившегося в собственности ФИО5  - суд не усматривает.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В пользу истца подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО5 к  Министерству финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного изъятием земельного участка для государственных нужд – удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ в пользу ФИО5 363430 рублей 00 коп (триста шестьдесят три тысячи четыреста тридцать рублей 00 коп), расходы по оплате государственной пошлины в размере 6834 рубля 30 коп (шесть тысяч восемьсот тридцать четыре рубля 30 коп).

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Правительству Российской Федерации, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возмещении ущерба, причиненного изъятием земельного участка для государственных нужд – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Хабаровска.

            Судья Кустова С.В.

                                                        Мотивированное решение изготовлено ______ года.