ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11.08.2010 г. г.Хабаровск При секретаре Сапегиной Е.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО «Хабаровский бройлер» об оспаривании постановления Администрации г.Хабаровска №2364 от 9.07.2009 г. УСТАНОВИЛ: Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что 09 июля 2009 года Администрацией г. Хабаровска было издано постановление №2364. Приложением №2 к данному постановлению установлен Перечень пожарных гидрантов, находящихся на балансе немуниципальных предприятий в городском округе «город Хабаровск». Согласно данному перечню на балансе ЗАО «Хабаровский бройлер» находится 16 пожарных гидрантов. Считают, что указанным выше постановлением в части установления количества гидрантов, находящихся на балансе ЗАО «Хабаровский бройлер» нарушаются права и свободы Заявителя, незаконно возлагаются на него дополнительные обязанности по содержанию гидрантов. Имущество на территории птицефабрики в поселке Березовка было приобретено ЗАО «Хабаровский бройлер» по договору купли-продажи движимого и недвижимого имущества ______ от ______ года. В перечень имущества, приобретенного по этому договору, пожарные гидранты не входили. Следовательно, они не были приобретены ЗАО «Хабаровский бройлер» и не могли быть поставлены на баланс Заявителя. Более того, указанные гидранты не существуют и не отражены в техническом и кадастровом паспортах на объект «Водовод в две нитки». У Заявителя не имеется правовой обязанности иметь в собственности данные гидранты либо содержать их на балансе. Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Статья 19 ФЗ «О пожарной безопасности» конкретизирует и устанавливает полномочия органов местного самоуправления, в том числе, в границах городских населенных пунктов. Полномочия по установлению количества гидрантов, находящихся на балансе юридического лица, не предоставлено органу местного самоуправления. Аналогично федеральный закон «Технический регламент о правилах пожарной безопасности» не предоставляет таких полномочий органам местного самоуправления. О существовании оспариваемого постановления заявитель узнал в ходе производства в Арбитражном суде г. Хабаровска по делу об отмене постановления ______ от ______ г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно в ходе судебного заседания ______ года. С учетом изложенного считают, что оспариваемое постановление в части установления количества гидрантов, находящихся на балансе ЗАО «Хабаровский бройлер», противоречит указанным выше нормам закона, нарушает права Заявителя и возлагает на него дополнительные обязанности. Просили признать незаконным пункты с 16 по 31 Приложения 2 к Постановлению администрации г. Хабаровска от 09 июля 2009 г. №2364 «Об упорядочении содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе «Город Хабаровск» «Перечень пожарных гидрантов, находящихся на балансе немуниципальных предприятий в городском округе «город Хабаровск»; Обязать Администрацию г. Хабаровска устранить допущенное нарушение путем исключения пунктов с 16 по 31 Приложения 2 к Постановлению администрации г. Хабаровска от 09 июля 2009 г. №2364 «Об упорядочении содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе «Город Хабаровск» «Перечень пожарных гидрантов, находящихся на балансе немуниципальных предприятий в городском округе «город Хабаровск». В судебном заседании представитель заявителя Михайловский А.В. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным Постановление Администрации г.Хабаровска от 09 июля 2009 г. №2364 «Об упорядочении содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе «Город Хабаровск» в части пунктов 16-34 Приложения №2 «Перечень пожарных гидрантов, находящихся на балансе немуниципальных предприятий в городском округе «город Хабаровск». Суду пояснил о выше изложенном. Дополнительно пояснил, что полагает, что данное Постановление нарушает права юридического лица, поскольку послужило основанием для привлечения ЗАО «Хабаровский бройлер» к административной ответственности органами Госпожнадзора. Прокуратура Краснофлотского района обращалась в суд с иском об приведение ЗАО «Хабаровский бройлер» в исправное состояние указанных в Постановлении гидрантов. Считает, что данное постановление носит императивный характер и устанавливает на баланс предприятия данные пожарные гидранты, что не входит в компетенцию органов местного самоуправления. В судебном заседании представитель Администрации г.Хабаровска Клименко Е.М. заявленные требования не признал, суду пояснил, что Статья 1 Устава городского округа «Город Хабаровск» определяет, что устав является высшим нормативным правовым актом городского округа «Город Хабаровск», который в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами, Уставом Хабаровского местного самоуправления, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, устанавливает структуру органов местного самоуправления, полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, правое регулирование муниципальной службы, экономическую и финансовую основы осуществления местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц. Статья 36 Устава определяет, что Мэр города Хабаровска в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, краевыми законами, Уставом, решениями городской думы, издает постановления и распоряжения мэра города, постановления и распоряжения администрации города Хабаровска. Постановления администрации города Хабаровска издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и краевыми законами. Подпункт 10 п. 1 ст. 9 Устава определяет, что к вопросам местного значения, применительно к данному спору, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Хабаровска. В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Закона). Статья 19 Закона определяет полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер. Этих полномочий четыре. Первым полномочием органов местного самоуправления является создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Вторым полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Третьим полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. Четвертым полномочием органов местного самоуправления для городских населенных пунктов является установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Из анализа ст. 2, 3, 19 Закона следует, что осуществление полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности должно сопровождаться нормативно-правовым обеспечением. Данные правоотношения регламентированы ст. 43-48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее-ФЗ-131), ст. 36, 40-1 Устава. Согласно изложенному, администрация города Хабаровска утверждает, что орган местного самоуправления вправе издавать правовые акты, в данном случае нормативные правовые акты, организационно-правового, а также материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории города Хабаровска. В силу ст. 37 Закона руководители организаций в области пожарной безопасности, применительно к данному спору обязаны, применительно к данному спору: - соблюдать требования пожарной безопасности, т.е. соблюдать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ; - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности (совершать действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности); - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Так, п. 41 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет, что система противопожарной защиты - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты. Статьи 126, 127, 128 Регламента определяют, что пожарное оборудование, это в том числе и пожарные гидранты, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих средств к месту пожара. Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности» установлено, что руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений (п. 4). Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, применительно к данному спору, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (п. 10). Согласно изложенному, а также в соответствии со ст. 37 Закона руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности; руководители организаций должны иметь систему пожарной безопасности и обязаны содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты, в том числе и пожарные гидранты. В силу ст. 2, 16, 20 Закона нормативное регулирование в области пожарной безопасности (права, обязанности, ответственность) отнесено к полномочиям органов государственной власти. Органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности исключительно в пределах полномочий установленных ст. 19 Закона. П. 11 Приказа определяет, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. Таким образом, поскольку права, обязанности, условия наступления ответственности организаций (руководителей организаций) в области обеспечения пожарной безопасности регламентируются Законом, Регламентом (в порядке реализация полномочий органов государственной власти), администрацией города Хабаровска в п. 2 оспариваемого Постановления определено, что для организаций не являющимися муниципальными предприятиями (учреждениями), т.е. подведомственными организациями, оспариваемое постановление носит рекомендательный характер, т.е. не является обязательным для исполнения для заявителя. Оспариваемое Постановление не нарушает права и законные заявителя и не противоречит действующему законодательству РФ, а также издано администрацией города Хабаровска в пределах полномочий установленных ст. 26, 41 Устава, а также ст. 2, 3, 19 Закона, ст. 43-48 ФЗ-131 и имеет установленную указанными нормами форму. Просил ЗАО «Хабаровский бройлер» в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает следующее. Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Ст. 36 Устава Городского округа «Город Хабаровск» определено, что Мэр города Хабаровска в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, краевыми законами, Уставом, решениями городской думы, издает постановления и распоряжения мэра города, постановления и распоряжения администрации города Хабаровска. Постановления администрации города Хабаровска издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и краевыми законами. Подпунктом 10 п. 1 ст. 9 Устава установлено, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Хабаровска. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст.2 указанного Федерального Закона законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Ч.2 ст.19 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, Федеральным законом к компетенции органов местного самоуправления отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в городских поселениях, в том числе посредством издания нормативных правовых актов. 09 июля 2009 года Администрацией г. Хабаровска было издано постановление №2364 «Об упорядочении содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе «Город Хабаровск». Пунктом 2 указанного Постановления организациям, независимо от их организационно-правовой формы, имеющим на балансе пожарные гидранты в границах городского округа «Город Хабаровск» рекомендовано содержать их в исправном состоянии. В Приложении №2 к постановлению указан перечень пожарных гидрантов, находящихся на балансе немуниципальных предприятий в городском округе «город Хабаровск». Согласно данному перечню на балансе ЗАО «Хабаровский бройлер» находится 16 пожарных гидрантов. Как установлено в судебном заседании данные о наличии на балансе ЗАО «Хабаровский бройлер» 16 пожарных гидрантов внесены в Приложение №2 к Постановлению № 2364 от 9.07.2009г. на основании списка наружного противопожарного водоснабжения по состоянию на 1.07.2008г., представленного ГУ МЧС России по Хабаровскому краю. Как следует из представленных заявителем в судебное заседание документов указанные пожарные гидранты ЗАО «Хабаровский бройлер» не приобретались и на балансе предприятия не числятся. Вместе с тем суд находит необоснованными доводы представителя заявителя о том, что указанное постановление нарушает права заявителя, устанавливая на его баланс пожарные гидранты в количестве 16 штук и тем самым накладывая на него дополнительные обязанности по содержанию их в исправном состояния. Суд установлено, что оспариваемое заявителем постановление носит рекомендательный характер. Приложение №2 не устанавливает на баланс предприятия пожарное оборудование в количестве 16 пожарных гидрантов, а содержит лишь перечисление пожарного оборудования, находящегося на балансе предприятий различных форм собственности, не накладывая тем самым на них никаких обязанностей. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанным Постановлением не нарушаются права заявителя, не накладываются на него дополнительные обязанности. Указанное подтверждается также решением Арбитражного суда Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления ОГПН Краснофлотского и Кировского районов г.Хабаровска от ______г. о привлечении заявителя в административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за содержание 11 неисправных пожарных гидрантов. Судом установлено отсутствие доказательств нахождения пожарных гидрантов на балансе ЗАО «Хабаровский бройлер». Также судом Краснофлотского района г.Хабаровска отказано Прокурору Краснофлотского района в иске к ЗАО «Хабаровский бройлер» о приведении 11 пожарных гидрантов в исправное состояния по аналогичным основаниям. Таким образом из приведенных судебных постановлений видно, что оспариваемое постановление, изданное администрацией г.Хабаровска не повлияло на права и обязанности заявителя. Постановление №2364 «Об упорядочении содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе «Город Хабаровск» издано Администрацией г.Хабаровска в пределах предоставленных Федеральным законом и Уставом полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и обязанности заявителя. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявленных требований ЗАО «Хабаровский бройлер» о признании незаконным постановления Администрации г.Хабаровска №2364 от 9.07.2009 г. «Об упорядочении содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе «Город Хабаровск» в части п.16-31 Приложения №2 в постановлению отказать. Судья Иском Е.П. Мотивированное решение изготовлено 16.08.2010г.Суд Центрального района г.Хабаровска
В составе председательствующего судьи Иском Е.П.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме, через Центральный районный суд г.Хабаровска.