о возложении обязанности по предоставлению гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных Коллектив



Дело ______

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2010 года г.Хабаровск

 

Центральный районный суд г. Хабаровска

в составе:

председательствующего судьи Кустовой С.В.

при секретаре судебного заседания Захаровой А.М.

с участием представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО3, действующего на основании доверенности от ______ года ______, представителя третьего лица ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» ФИО2, действующего на основании доверенности от ______ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах ФИО4 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по постановке на учет в ветеранскую организацию Дальневосточной железной дороги -  филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставлению гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных для неработающих пенсионеров Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО4 к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении постановки на учет в ветеранскую организацию Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставлении гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных для неработающих пенсионеров Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы, ссылаясь на то, что с  1980 года по 1998 год ФИО4 работал в системе Министерства путей сообщения СССР (Министерства путей сообщения России). Согласно приказу начальника Ургальского отряда службы ведомственной охраны Дальневосточной железной дороги от ______ ______к ФИО4 уволен со службы ведомственной (военизированной) охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МПС РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Работники отрядов ведомственной охраны, являлись работниками ФГУП «Дальневосточная железная дорога» и до ______ состояли на учете в Совете ветеранов Дальневосточной железной дороги, пользовались социальными льготами и гарантиями, предусмотренными Коллективными договорами, заключаемыми между руководством железной дороги и дорожным профсоюзным комитетом. После образования ОАО «Российские железные дороги» ФИО4 лишен администрацией Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» всех социальных льгот и гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» для неработающих пенсионеров.

Согласно Коллективному договору ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы неработающие пенсионеры - лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании (ОАО «Российские железные дороги») или до 1 октября 2003 года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», а также действующих в них организаций Роспрофжела. К неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России. ФИО4 уволен со службы военизированной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МГТС РФ в 1998 году, т.е. до образования ОАО «Российские железные дороги». ФИО4 уволенный до ______ года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», является неработающим пенсионером железной дороги, в связи с чем, подлежит постановке на учет в Совет ветеранов Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги». Просит удовлетворить исковые требования.

В судебное заседание Хабаровский транспортный прокурор не явился. О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Судья, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося истца.

 Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО3, действующий на основании доверенности от ______ года ______, исковые требования не признал, пояснил, что в 2003 году в процессе реформирования было создано ОАО «РЖД» путем внесения имущества предприятий железнодорожного транспорта в Уставной капитал общества. Статьей 4 ФЗ РФ №29 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено частичное правопреемство относительно обязательств ФГУП ДВЖД по передаточному акту. Обязательства по сохранению социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором ФГУП ДВЖД не вошли в сводный передаточный акт. Кроме того, согласно ст. 69 ГК РФ при ликвидации предприятия правопреемство не предусмотрено. Статья 5 Трудового кодекса РФ предусматривает перечень актов, согласно которым осуществляется регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, в том числе, коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В соответствии с п. 1.3. Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2008 год неработающие пенсионеры- лица, уволенные в связи с выходом на пенсию из Организаций или до 01 октября 2003 года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», и из действующих в них организаций Профсоюза, находящиеся на ветеранском учете в Организациях и не состоящие на дату предоставления гарантий, предусмотренных настоящим Соглашением и коллективными договорами Организаций, в трудовых отношениях с любыми работодателем. В коллективных договорах Организаций могут быть определены категории лиц, которые не относятся к неработающим пенсионерам. ОАО «РЖД» включено в список организаций, на которые распространяется действие отраслевого соглашения. Согласно Коллективному договору ОАО «РЖД» и Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2008-2010 г.г.
к неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России. Таким образом, пункт 4.6 Коллективного договора ОАО «РЖД» и Коллективного договора Дальневосточной железной дороги на 2008г.-2010г.г., предусматривающий объем социальных гарантий для неработающих пенсионеров сверх законодательства Российской Федерации, не распространяются на лиц, уволенных из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных предприятий МПС России. Согласно распоряжению МПС России №844р от 18 сентября 2003 года «О прекращении деятельности отрядов ведомственной охраны Дальневосточной железной дороги» прекратили свою деятельность и были исключены из перечня «организации, учреждения и обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица» - приложения №2 к Уставу МПС РФ, утвержденного МПС РФ 14 ноября 1992 года ЦУШ -113 филиалы Дальневосточной железной дороги, в том числе Ургальский отряд ведомственной охраны. До момента образования ОАО «РЖД» все имущество, которое было направлено на обеспечение деятельности ведомственной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» было передано на баланс нового юридического лица – ФГП «Ведомственная охрана МПС РФ», которое не является правопреемником ФГУП «Дальневосточная железная дорога», в структуру ОАО «РЖД» оно не вошло, что подтверждается положениями Правительства РФ от 30 июня 2003 года №882р. Работодатель вправе самостоятельно и по своему усмотрению, согласованному с представителем работников, определять круг лиц, которым предоставляются не предусмотренные законом, дополнительные гарантии, льготы и компенсации

 Представитель третьего лица ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ»  ФИО2, действующий на основании доверенности от ______ года, исковые требования полагал законными и обоснованными, пояснил, что лишение бывшего работника отряда ведомственной охраны ФГУП «ДВЖД» всех социальных льгот и гарантий, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД» для неработающих пенсионеров, незаконно и противоречит нормам права.

  Выслушав представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, с  1980 года по 1998 год ФИО4 работал в системе Министерства путей сообщения СССР (Министерства путей сообщения России). Согласно приказу начальника Ургальского отряда службы ведомственной охраны Дальневосточной железной дороги от ______ ______к ФИО4 уволен со службы ведомственной (военизированной) охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МПС РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в     Российской Федерации», организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм
собственности должны оказывать, социальную поддержку неработающим
пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые
предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными
договорами.  

Отраслевым тарифным соглашением по федеральному железнодорожному транспорту на 2001- 2003 годы, зарегистрированным Минтрудом РФ ______ ______ —ВЯ, было предусмотрено, что работодатели обязуются принимать меры по усилению социальной поддержки работников железнодорожного транспорта, в том числе, неработающих пенсионеров отрасли (п.3.4.). В данном Соглашении работодатели указано, что работодатели обязаны предусматривать в коллективных договорах организаций железнодорожного транспорта порядок и формы оказания социальной поддержки, в частности, неработающим пенсионерам отрасли.

Согласно Коллективному договору ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы неработающие пенсионеры - лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (в том числе по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья) из Компании (ОАО «Российские железные дороги») или до 1 октября 2003 года из организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», а также действующих в них организаций Роспрофжела. К неработающим пенсионерам не относятся лица, уволенные по собственному желанию в связи с выходом на пенсию из ведомственной охраны (военизированной охраны) - структурных подразделений железных дорог - федеральных государственных унитарных предприятий МПС России.

Согласно ст.ст. 3, 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 № 29-ФЗ, п.п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 18 сентября 2003 № 585 ОАО «Российские железные дороги», созданному в процессе приватизации федерального железнодорожного транспорта, переданы права и обязанности организаций, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», в том числе ФГУП «Дальневосточная железная дорога» МГТС РФ.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» в силу ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации является правопреемником ФГУП «Дальневосточная железная дорога», в состав которого до упразднения входила служба ведомственной охраны с подчиненными ей отрядами.

На основании распоряжения МГТС РФ от 30 января 2003 № 109р создано самостоятельное юридическое лицо - Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации», не являющееся правопреемником службы ведомственной охраны ФГУП «Дальневосточная железная дорога» (в последующем - Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»). Кроме того, согласно Коллективному договору ФГП ВО ЖДТ России на 2008 год неработающими пенсионерами предприятия признаются лица, вышедшие на пенсию после 1 августа 2003 года.

В соответствии с п. 6 ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.

Как следует из письма заместителя начальника дороги - филиала ДВЖД ОАО «РЖД» от 01 сентября 2005 года № 925-НОК, первоначально в процессе реформирования железной дороги служба ведомственной охраны была преобразована в филиал ФГП «Ведомственная охрана МПС РФ на Дальневосточной железной дороге», в связи с чем, социальные выплаты пенсионерам стали осуществляться за счет собственной прибыли самостоятельного юридического лица. Следовательно, речь идет именно о пенсионерах, которые, работая в этом предприятии, участвовали в создании его прибыли, а не о тех, которые были работниками другого предприятия - ФГУП ДВЖД. Вследствие чего неработающий пенсионер службы ведомственной охраны ФГУП ДВЖД ФИО4, вышедший на пенсию до ______ года, не был принят на учет в   ветеранскую организацию ФГП  «Ведомственная охрана МПС; РФ», а затем и   в соответствующую организацию ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ России».

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не предоставлено доказательств того, что служба ведомственной охраны железных дорог обладала каким-либо обособленным имуществом, и в процессе создания ОАО «РЖД» это имущество (в нарушение постановления Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 586) не вошло в уставный капитал ОАО «РЖД», поэтому работники данной службы ФГУП ДВЖД, вышедшие на пенсию до 01 октября 2003 года, подлежат постановке на ветеранский учет для обеспечения предусмотренными социальными гарантиями как неработающие пенсионеры предприятия в созданном федеральном государственном унитарном предприятии «Ведомственная охрана МПС РФ».

 Преобразования, которые происходят в ОАО «РЖД» никак не поменяли статуса ФИО4 – пенсионера-железнодорожника, уволившегося из ФГУП «ДВЖД», имущественный комплекс которого вошел в ОАО «РЖД»; лишение его указанного статуса является незаконным и нарушающим права истца. Указанное нарушенное право должно быть восстановлено путем постановки его на ветеранский учет в ОАО «РЖД» с предоставлением социального пакета гарантий для неработающих пенсионеров, предусмотренного коллективным договором ОАО «РЖД». 

Принимая во внимание, что ФИО4 относится к неработающим пенсионерам железнодорожникам, поскольку на момент выхода на пенсию являлся работником ФГУП ДВЖД, имущественный комплекс которого внесен в уставный капитал ОАО «РЖД», и был уволен в связи с выходом на пенсию до 01 октября 2003 года; исключение, предусмотренное в коллективном договоре на 2008-2010 годы для лиц, уволенных из «ведомственной охраны», на него не может быть распространено, так как, исходя из формулировок приведенных в договоре исключений, оно не касается работников службы ведомственной охраны железной дороги, вышедших на пенсию из федеральных государственных унитарных предприятий железной дороги, судья полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах ФИО4 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по постановке на учет в ветеранскую организацию Дальневосточной железной дороги -  филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставлению гарантий, компенсаций и льгот, предусмотренных для неработающих пенсионеров Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы – удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» поставить ФИО4 на учет в ветеранскую организацию Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве неработающего пенсионера железной дороги и предоставить гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные для неработающих пенсионеров Коллективным договором Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2008-2010 годы.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Кустова С.В.

                               Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2010 года.